Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 16 марта 2023 года
Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица ФИО4, при рассмотрении гражданского дела № г. по иску прокурора <адрес>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> ЯНАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском ( с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации <адрес> (далее–Администрация). В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работу ГУ МЧС России по ЯНАО проверки исполнения законодательства при подготовке к пожароопасному сезону населенных пунктов <адрес>, д. Казым-Мыс, установлено, что здания и сооружения <адрес>, по адресу: <адрес> не обеспечены необходимым запасом воды на цели пожаротушения не менее 54 кубических метров, и имеют по каждому адресу запас воды в 48 куб.м., а также д<данные изъяты> не обеспечена требуемым противопожарным водоснабжением, а именно имеющийся пожарный водоем 25 куб.м. функционирует только в летнее время, что нарушает права неопределенного круга лиц, а также требования федерального законодательства по обеспечению пожарной безопасности населения, в связи с чем просил требования удовлетворить.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом представитель 3-го лица – администрации <адрес>, представитель департамента природных ресурсов и экологии <адрес>, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор ФИО5, настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем и в заявлении об уточнениях исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 исковые требования прокурора признала частично, суду пояснила, что в настоящее время нет необходимости доведения существующих объемов воды в имеющихся пожарных водоемах в <адрес> по адресам: <адрес>, так как каждый из них, находятся в радиусе 200 метров друг от друга, и доводить объем в указанных пожарных водоемах до 54 куб. м., не является целесообразным, ввиду наличия также и природных источников –реки, в пожароопасный период. Не отрицала отсутствие необходимых пожарных водоемов с требуемым запасом воды в <данные изъяты>
Представитель ГУ МЧС России ФИО4, поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить в полном объеме, так как выявленные нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> и д. <данные изъяты>, являются существенными и влияют на пожарную безопасность населения. Указал, что запас воды в резервуарах должен соответствовать требуемым нормам, рассчитанным по плотности населения и застройки, при этом в расчет этих норм не берется как запас воды в пожарных автомобилях, так и наличие вблизи природных источников воды, в связи с чем доводы стороны ответчика просил отклонить.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес>, подлежащими удовлетворению частично, по следующим обстоятельствам.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из ст. 10 этого же Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Часть 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.
Частью 3 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлено, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (часть 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен период пожароопасного сезона.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»( далее федеральный закон №123-ФЗ), здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Часть 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ предусматривает, что территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (далее – Правила №).
В соответствии с пунктом 75 Правил № органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее – свод Правил 8.13130)
Согласно п. 10.1-10.4 свода Правил 8.13130 Перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом. При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами). Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м.
Как достоверно установлено, и данное не оспаривается сторонами, в селе Лопзари, пожарные водоемы не обеспечены требуемым запасом воды, на цели пожаротушения по адресам: <адрес> вместо требуемых 54 куб.м., резервуары имеют по 48 куб.м. воды.
Данные факты подтверждаются информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, другими исследованными материалами дела.
Как указано в иске и в предписании надзорного органа, имеющийся пожарный водоем в д. Казым-Мыс, имеющий 25 куб.м. воды на цели пожаротушения, функционирует только в летний период, в связи с чем, неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе жителей указанного населенного пункта, в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязание администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования пожарной безопасности, закрепленные в федеральном законодательстве может быть обеспечено судебным решением.
Невыполнение администрацией требований пожарной безопасности по обеспечению населенного пункта необходимым количеством пожарных водоемов, нарушает права неопределенного круга лиц, так как это может повлечь причинение материального ущерба, вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества, в связи с чем, суд считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> в части обеспечения территорий <данные изъяты> пожарными водоемами, с необходимым запасом воды на цели пожаротушения, функционирующими как в летний, так и в зимний период, удовлетворить и возложить на администрацию эту обязанность.
Оценивая заявленные требования прокурора о доведении существующих объемов запасов воды на цели пожаротушения в пожарных водоемов по адресам: <адрес> суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, ввиду того, что имеющиеся пожарные водоемы, функционируют, находятся в исправном состоянии, недостающий объем воды составляет в пределах 4-8 куб.м., и является незначительным, кроме этого на территории указанного села в пожароопасный период, имеются естественные источники запаса воды – река, и установление новых пожарных водоемов, в указанном населённом пункте, является нецелесообразным.
При вынесении решения суда о возложении обязанности совершить какие-либо действия, суд обязан разрешить вопрос о сроке исполнения установленной обязанности.
Анализируя изложенное, с учетом обстоятельств дела, мнения участников процесса, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда в част удовлетворенных требований, до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░-░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>