Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., помощнике Лубсановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ в защиту прав, свобод и законных интересов Сангадиевой Надежды Сергеевны, Новокшонова Александра Витальевича, а также, неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о признании распоряжения незаконным в части, установлении разумного срока
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с административным иском к Администрации г.Улан-Удэ, прокурор Советского района г.Улан-Удэ Баторов Б.Н. просил признать незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от 19.08.2019 ... в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.... до конца 2028 г. Также, просил установить срок расселения жильцов до конца 2023 г.
В обоснование иска указывал, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ проверки по обращению Сангадиевой Н.С., Новокшонова А.В., Спириной О.А. и других граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., установлено, что на основании заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу, Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 19.08.2019 ...-р многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, жильцов аварийного дома постановлено расселить до конца 2028 года. До настоящего времени в указанном жилом доме, 1979 года постройки в 166 жилых помещениях проживают 258 человек. Кроме того, в жилом доме располагаются Консультационный пункт для детей с ограниченными возможностями здоровья, филиал Дома творчества Советского района г.Улан-Удэ, Почтовое отделение №4, участковый пункт полиции, парикмахерская. Согласно заключению ООО «Сейсмострой» от 2018 в ходе обследования установлено, что техническое состояние несущих конструкций дома- аварийное, характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для людей. Аварийность здания подтверждается актом Управления муниципальной жилищной инспекции от 23.10.2018, а также совместным актом с Управлением по ГО и ЧС от 08.10.2019. На данный момент существует опасность обрушения несущих конструкций, в связи с чем, возникла реальная угроза жизни здоровью жильцам данного дома, установление в постановлении столь длительного срока для расселения, который не обоснован ни нормативно, ни документально, нарушает права неопределенного круга лиц и является не законным. Срок не может устанавливаться органом местного самоуправления произвольно, без учета всех обстоятельств, в результате которых жилое помещение было признано непригодным для проживания. Восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц возможно путем признания незаконным Распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от 19.08.2019 №1032-р в части установления срока расселения жильцов до 2028 г. Учитывая, что согласно информации Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ ориентировочный срок выполнения работ (проведение конкурса, заключение контракта, снос дома, планировка территории) составляет 6 месяцев, разумным сроком расселения указанного дома возможно установить срок до конца 2023 г., учитывая, что расходы по расселению и сносу дома должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете города, а также, с учетом необходимости заключения договора подряда, по результатам проведения конкурса на выполнение работ по сносу дома.
В судебном заседании представитель прокурора Бадмажапова Д.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила в той части, что исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов Сангадиевой Н.С., Новокшонова А.В., а также, в интересах неопределенного круга лиц. Просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 г. N 47 (далее – Положение) органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является Межведомственная комиссия. Порядок создания комиссии урегулирован данной нормой.
Согласно п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Указанной норме корреспондирует соответствующая норма, содержащаяся в ч.10 ст.32 ЖК РФ, согласно которой, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, жильцов аварийного дома постановлено расселить до конца 2028 года.
Полагая указанный срок не разумным, и, следовательно, Распоряжение Администрации г.Улан-Удэ, в указанной части, незаконным, прокурор указывает, что на данный момент существует опасность обрушения несущих конструкций жилого дома, в связи с чем, возникла реальная угроза жизни здоровью жильцам данного дома, иным лицам, ввиду чего, установление в постановлении столь длительного срока для расселения, который не обоснован ни нормативно, ни документально, нарушает права неопределенного круга лиц и является не законным.
Суд соглашается с указанными доводами административного истца исходя из следующего.
Согласно заключению ООО «Сейсмострой» от 2018 в ходе обследования установлено, что техническое состояние несущих конструкций дома- аварийное, характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для людей. Все конструктивные элементы здания имеют массовые дефекты и повреждения, которые образовались в результате естественного износа и отсутствия своевременной замены элементов. На доме имеются трещины более 3 см., которые с каждым годом увеличиваются, фасад здания вздулся и покрылся трещинами и грибком, нависшая стена находится над входом в центр для детей с ограниченными возможностями, стену от падения держит слой в 1 кирпич.
Физический износ здания по состоянию составляет 71,2 %. При слабой сейсмической активности ( 3 бала и выше) существует реальная угроза жизни и здоровью людей, проживающих в данном доме, при том, что согласно комплекта карт общего сейсмического районирования территории РФ ОСР-97 для территории г.Улан-Удэ установлена сейсмичность 8,8-9 балов.
По сведениям Отдела надзорной деятельности МЧС РФ по г.Улан-Удэ в доме ведется эксплуатация временных электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, не произведена огнезащитная обработка конструкций кровли, не укомплектованы пожарные краны, допускается самостоятельное подключение трубы к внутреннему противопожарному водоснабжению и др.
Аварийность здания подтверждает Акт Управления муниципальной жилищной инспекции от 23.10.2018г., а также совместный с Управлением по ГО и ЧС Акт от 08.10.2019г.
Кроме того, согласно информации Управления по чрезвычайным ситуациям Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. при слабой сейсмической активности в 3 бала существует реальная угроза жизни и здоровью людей в доме по ....
Тем самым, исследовав представленные в материалы дела указанные выше документы, суд соглашается с доводами истца о том, что при таких обстоятельствах, учитывая наличие реальной угрозы жизни и здоровью жильцов данного дома, иных лиц, установление в постановлении столь длительного срока для расселения -10 лет не может быть признано разумным.
Кроме того, не исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст.2, 32 и 82 ЖК РФ не может быть поставлено в зависимость от включения или не включения данного дома в региональную или иную программу по переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки, поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.
Таким образом, суд признает незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... до конца 2028 г.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об установлении срока расселения жильцов дома по ... до конца 2023 г., поскольку, в соответствии с приведенными выше нормами, в частности, ч.10 ст.32 ЖК РФ, п.49 Положения, указанные полномочия по установлению срока отнесены законодателем к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, учитывая признание незаконным Распоряжения Администрации г.Улан-Удэ в части, суд считает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность повторно рассмотреть вопрос в указанной части и установить разумный срок для переселения жильцов по ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ в защиту прав, свобод и законных интересов Сангадиевой Надежды Сергеевны, Новокшонова Александра Витальевича, а также, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... до конца 2028 г.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ повторно рассмотреть вопрос о сроке расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2019.
Судья Ю.А. Смирнова