Дело №2а-66/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 28 января 2020 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР к администрации Ораз-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст.218 КАС РФ.
В обоснование иска заместитель прокурора указала, что прокуратурой района в декабре 2019 года проведен анализ исполнения администрацией Ораз-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района (далее - Администрация) законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, требующие принятия действенных мер по их устранению.
Так, в соответствии с и. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно- телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
Информация, указанная в ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» па официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
Требования к информации, размешенной в сети «Интернет» в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытости и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №2 утверждены Требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее - Требования), которые определяют, в том числе периодичность обновления такой информации.
Согласно пунктам 2, 4, 7 Требований, информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений.
Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.
Нормативные правовые акты, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, образцы форм и иные документы, статистические данные дополнительно к гипертекстовому формату размещаются в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения па технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме).
Вместе с тем, Администрацией вышеуказанные требования законодательства, не исполняются.
Так, изучением официального сайта Администрации http://oraz-aulskoe.ru установлено, что в сети «Интернет» размещена информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об классификации по видам деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Однако вышеуказанная информация с ДД.ММ.ГГГГ не обновлялась, и на момент проверки являлась неактуальной.
Кроме того, указанная информация была размещена только лишь в гипертекстовом формате, в формате, обеспечивающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме), она не размещена.
При этом информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Администрации в сети «Интернет», не была размещена.
Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, что в свою очередь препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ (далее – БК РФ) участниками бюджетного процесса в том числе являются главные администраторы (администраторы) доходов бюджета.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010г. №2Н, в соответствии со ст. 165 БК РФ, утверждена инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, (далее в целях настоящей Инструкции - субъекты бюджетной отчетности), на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Также, согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств.
Между тем Администрацией названные требования законодательства проигнорированы.
Так, на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» не опубликован отчет об исполнении бюджета за четвертый квартал 2019 г., сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за третий квартал 2019 г.
Не опубликование вышеуказанных сведений снижает возможности общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности Администрации, нарушает основные принципы и нормы законодательства о противодействии коррупции, а также нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями.
При этом, следует отметить, что противодействие коррупции в Российской Федерации, согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Изложенное послужило основанием для возбуждения прокуратурой района в отношении виновного должностного лица дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ (нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления, не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом).
В ходе настоящей проверки установлено, что Администрацией вышеуказанные нарушения не устранены, размещение необходимой информации в сети «Интернет» не обеспечено.
Таким образом, просит признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации.
Обязать Администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные
нарушения, принять меры по размещению в соответствии с установленными требованиями на официальном сайте в сети «Интернет» необходимую информацию для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также актуальную информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, отчет об исполнении бюджета за четвертый квартал 2019 года, сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за третий квартал 2019 года.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела глава Ораз-Аульского сельского поселения ФИО4 в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО5 поддержала административное исковое заявление прокурора и просила удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главы Ораз-Аульского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно заявлению главы Ораз-Аульского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ЧР к администрации Ораз-Аульского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации.
Обязать Администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные
нарушения, принять меры по размещению в соответствии с установленными требованиями на официальном сайте в сети «Интернет» необходимую информацию для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также актуальную информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, отчет об исполнении бюджета за четвертый квартал 2019 года, сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за третий квартал 2019 года.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Даудов