ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Прокосова М.М.
Поступило 29 ноября 2019 г. дело № 33-73
04RS0018-01-2019-004270-57
АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии Мирзаевой И.И., Хаыковой И.К.,
при секретаре Ефремовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Давидюк Т.В. к Территориальному отделению ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права на жилищное обеспечение,
по апелляционной жалобе представителя ответчиков Кауровой О.Б. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 7 октября 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Давидюк Т.В. к Территориальному отделению ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права на жилищное обеспечение удовлетворить.
Признать за Давидюк Т.В. право на жилищное обеспечение в виде выплаты жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с заявленным требованием к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», истец указала, что является вдовой военнослужащего ФИО22, умершего ... Она проживает в закрытом военном городке по адресу: <...> в служебном помещении, предоставленном ее супругу на состав семьи из 4 человек на основании ордера от ... .... В приватизации данного жилого помещения ей было отказано, в настоящее время она постоянным жильем не обеспечена. Решением от ... ... ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В суд первой инстанции истец Давидюк Т.В. не явилась, извещалась надлежащим образом. Её представитель Гофланд В.В. в суде иск поддержала, полагала, что истица имеет право на обеспечение жилым помещением как вдова военнослужащего, выслуга которого составляет более ФИО23 лет.
Представитель ответчиков Каурова О.В. возражала против иска, так как ФИО2 был уволен с военной службы ... по собственному желанию, исключен из списков войсковой части с ... В ... он являлся военным пенсионером, при прохождении военной службы и после увольнения в жилищные органы для признания в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался. ... истица обратилась в отделение для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма составом семьи ... человека, в чем ей было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих ее обращение в орган местного самоуправления для постановки на такой учет, так как на момент увольнения и смерти ее супруга обеспечение жилыми помещениями производили именно органы местного самоуправления.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась представитель ответчиков Каурова О.Б., в своей апелляционной жалобе просит его отменить и в иске отказать.
Указала, что в силу п.5 ст.15 Закона РФ от 22.01.1993 г. №4338-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.12 Приказа министра обороны СССР от 10.11.1975 г. №285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте» функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства на момент увольнения ФИО2 и до ... осуществляли органы местного самоуправления. При этом право для признания нуждающимися и постановки на такой учет имели только военнослужащие, уволенные по льготным основаниям. По линии МО РФ за счет средств федерального бюджета обеспечение жилыми помещениями производится только для военнослужащих, уволенных после ... и признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном порядке.
Просила также учесть, что право военнослужащего на обращение в компетентные органы в целях признания нуждающимся в жилом помещении является его исключительным правом, которым он волен распоряжаться по своему усмотрению. ФИО2 с момента увольнения с военной службы с ... до своей смерти указанное право не реализовал. Его супруга Давидюк Т.В. обратилась с заявлением о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением только в июле 2019 года.Кроме того, по мнению автора жалобы, положения п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на Давидюк Т.В. как правопреемника умершего супруга не распространяются.
В суде апелляционной инстанции истец Давидюк Т.В. и ее представитель Гофланд В.В. возражали против удовлетворения жалобы.
Представитель ответчиков Каурова О.Б. в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, истица Давидюк Т.В. ФИО7 С.В. является вдовой военнослужащего – <...> ФИО2, умершего ...
ФИО2 уволен с военной службы ... На день увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила ... год, в льготном – ... лет.
Истица Давидюк Т.В. проживает и зарегистрирована в служебной квартире по адресу: <...>, в которую была вселена с супругом на основании служебного ордера ...
Решением ... ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ... Давидюк Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Закона N 76-ФЗ, (в действующей редакции, которая действовала и на момент обращения истицы с заявлением о принятии на учет) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Разрешая заявленный спор, суд, исследовав представленные доказательства, установил, что Давидюк Т.В. иного жилья, кроме служебного, не имеет, и не имела такового до смерти супруга, ее супруг также иным жильем обеспечен не был, в связи с чем суд сделал вывод о наличии у истицы оснований быть признанной нуждающейся в жилом помещении до смерти мужа-военнослужащего.
Установив данное обстоятельство, суд, ссылаясь на вышеприведенные нормы федерального закона, пришел к правильному выводу об обоснованности иска и наличии у истицы права на жилищное обеспечение.
С учетом обоснованности обжалуемого решения, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства при исследовании совокупности доказательств по делу, судебная коллегия доводы жалобы отклоняет как несостоятельные.
Анализ приведенных положений Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащим является одной из социальных гарантий, установленной им государством.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном толковании норм материального права, не могут повлечь отмену правильного решения суда первой инстанции.
Признание права на жилищное обеспечение предполагает его реализацию в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 7 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: