Дело № 2а-151/2021
УИД 11RS0014-01-2021-000306-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием представителя административного истца - прокурора Конова Д.А., представителя административного ответчика - администрации муниципального района «Корткеросский» Батищевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Корткеросского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Корткеросский» о возложении обязанности обеспечить надлежащее водоотведение многоквартирного жилого дома,
установил:
прокурор Корткеросского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации МР «Корткеросский» с административным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию в срок до 01.09.2021 организовать и обеспечить соответствующее требованиям законодательства РФ водоотведение дома <адрес> посредством организации обеспечения вывоза, в том числе откачки, жидких бытовых отходов. В обоснование требования указано, что все жилые помещения дома находятся в муниципальной собственности МР «Корткеросский», в доме имеется центральное водоснабжение, при этом центральное водоотведение отсутствует. Жидкие бытовые отходы поступают в накопительную емкость, расположенную на прилегающем к дому земельном участке. Договор с обслуживающей организацией не заключен, длительное время не осуществляется вывоз отходов, что приводит к перезаполнению накопительной емкости. Полагает, что администрация МР «Корткеросский», как орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие мер по организации сбора жидких и твердых бытовых отходов, а также собственник всех жилых помещений в доме, не принимает мер к надлежащей организации водоотведения в многоквартирном доме, вывоза жидких бытовых отходов. Выявленные нарушения ставят под угрозу здоровье граждан, нарушают права граждан на благоприятные условия проживания.
В судебном заседании прокурор Конов Д.А. требования поддержал.
Представитель администрации МР «Корткеросский» Батищева С.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала ранее представленный отзыв. Подтвердила, что ЖБО в доме не вывозились последние 2 года, от граждан заявок в администрацию не было, обращения стали поступать после заполнения емкости. Ранее услуги по вывозу ЖБО оказывались ООО «Ремонт и услуги» на основании заключенного договора с администрацией СП «Сторожевск». Однако в связи с тем, что граждане не платили за оказанные услуги, договор был расторгнут. Администрация узнала о сложившейся ситуации через СМИ, также от ООО «Ремонт и услуги» в марте 2021 года. Тогда МУП «Успех» выезжал и прочищал канализационные трубы, но не производил вывоз ЖБО. В настоящее время договор с какой-либо организацией на обслуживание дома, в том числе вывоз ЖБО, не заключен, поскольку районные организации отказываются заключать договоры, боясь неоплаты оказанных услуг. Больше никаких мер администрацией не предпринималось. Полагает, что договоры на вывоз ЖБО необходимо заключать каждому нанимателю с обслуживающей организацией отдельно; граждане самостоятельно должны направлять заявки в данную организацию. В случае принятия судом решения об удовлетворении требований прокурора, администрация готова раз в месяц или в квартал выезжать в Сторожевск, оценивать накопляемость выгребной ямы и откачивать, однако полагает, что это должно осуществляться за счет нанимателей. Накопительная емкость (по сути выгребная яма) находится на придомовой территории жилого дома.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды», стст. 22, 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложены обязанности, в пределах их полномочий, по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пп. 18, 20, 22, 23 указанных СанПин определено, что в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев. Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
В соответствии с пп. 124, 127 СанПиН 2.1.3684-21 земельные участки многоквартирных жилых домов должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены…; ежедневно убираться…. Здания многоквартирных жилых домов должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В целом аналогичные требования содержались в СанПиН 42-128-4690-88, СанПин 2.1.2.2645-10.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проверки прокуратуры по обращению граждан - жильцов многоквартирного жилого дома <адрес> Корткеросского района. Установлено прокуратурой, что в нарушение норм Жилищного кодекса РФ, Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …» договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, где все помещения являются муниципальными, не заключен, услуги по откачке и вывозу ЖБО длительное время не оказываются. В результате чего происходит перезаполнение накопительной емкости, а последствии выливание отходов за ее пределы.
Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что все жилые помещения данного многоквартирного жилого дома на основании п. 6 ч. 1, чч 3 и 4 ст. 14, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решений Совета МР «Корткеросский и СП «Сторожевск», также распоряжения Правительства Республики Коми от 30.04.2020 № 134-р находятся в муниципальной собственности МР «Корткеросский».
До 27.09.2019 года на основании договора от 28.09.2018 ХХХ услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>, заключенного с администрацией СП «Сторожевск», осуществляло ООО «Ремонт и услуги», в том числе по вывозу ЖБО.
27.09.2019 по соглашению сторон данный договор был расторгнут, причиной чему явилась неоплата жителями в полном объеме оказываемых услуг.
С указанного времени какие-либо работы по откачке ЖБО из выгребной ямы и их вывоз, иные необходимые работы в рамках содержания канализационной системы многоквартирного жилого дома не производились.
Отсутствие в течение длительного времени какого-либо содержания канализационной системы многоквартирного дома, в том числе не проведение мероприятий по очистке выгребной ямы, привело к тому, что накопительная емкость полностью заполнилась; ЖБО через санитарное оборудование стали выливаться в туалетные комнаты первого этажа дома, являющиеся общими на этаже, что не дает невозможным их использование по назначению, в том числе исправление естественных потребностей организма человека. Заполнение отходами помещений жилого многоквартирного дома также является причиной распространения токсичного запаха, негативно влияющего за здоровье человека. Кроме того, влечет порчу муниципального имущества.
Также из обращений граждан следует и подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании, что ввиду заполнения выгребной ямы ЖБО стекают за ее пределы на землю, что также может повлечь за собой причинение вреда окружающей природной среде, поскольку отходы поступают в почву и растекаются по поверхности земли, возникает угроза заболеваний.
При этом, суд не соглашается с доводом администрации о том, что обслуживание выгребной ямы должно быть возложено на граждан, проживающих в жилом доме, ввиду следующего. Пп. 4, 6 ч. 1, ч. 4 ст. 14, стст. 15, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Ст. 161 Жилищного кодекса РФ закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 ст. 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Ч. 8 данной статьи предусмотрено, что заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного чч. 4 и 13 ст. 161 и ч. 2 ст. 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Кроме того, согласно чч. 16, 17 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Правила).
В соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества включаются, помимо прочего: механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
Кроме того, в силу п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, в отсутствие выбранной управляющей организации и выбранного иного способа управления многоквартирным домом, в котором все жилые помещения, а потому и общедомовое имущество, является муниципальной собственностью района, именно администрация МР «Корткеросский» обязана обеспечить организацию соответствующего требованиям законодательства РФ нецентрализованного водоотведения дома <адрес> посредством организации очищения выгребной ямы данного дома и вывоза жидких бытовых отходов.
Между тем, установлено, что с начала 2020 года лишь единожды в январе 2021 года (не считая периода рассмотрения настоящего дела судом) администрацией организован конкурс по определению управляющей организации, который признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.
При этом, данное обстоятельство, а также отсутствие жалоб граждан не освобождает администрацию, как уполномоченный орган местного самоуправления, от исполнения ею предусмотренных ЖК РФ и иными приведенными нормами законодательства обязанностей по надлежащему содержанию муниципального имущества, обеспечению благоприятных жилищных условий нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фона, а также по обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Каких-либо иных мер по исполнению возложенных на нее обязанностей, администрацией не принималось, доказательств тому не приведено, что свидетельствует о ее противоправном бездействии.
Поскольку оспариваемое бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в соответствии с приведенными нормами законодательства именно на администрации МР «Корткеросский», как на уполномоченном органе местного самоуправления лежит обязанность устранению допущенных нарушений в части ненадлежащего содержания системы канализации и водоотведения многоквартирного жилого дома.
При этом, доводы административного ответчика о необходимости заключения договоров по вывозу ЖБО с гражданами, а равно вины граждан в отсутствии обслуживающей организации, являются необоснованными, поскольку положения ЖК РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные не предусматривают прекращение работ по содержанию систем водоотведения и канализации многоквартирного жилого дома ввиду образовавшейся задолженности за оказанные услуги, как и заключение договоров с управляющей либо иной специализированной организацией на вывоз ЖБО с нанимателями жилых помещений такого дома.
Срок обращения с административным иском прокурором не нарушен.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, полагая испрашиваемый срок устранения недостатков ( до 01.09.2021) обоснованным и достаточным.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая категорию спора, пояснения сторон, в том числе прокурора, установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения, возложив на администрацию обязанность организовать до 01.09.2021 обслуживание системы водоотведения (канализации) многоквартирного жилого дома № 7 по переулку Рабочий с. Сторожевск посредством очистки выгребной ямы и вывоза жидких бытовых отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до 01 сентября 2021 года:
- организовать обслуживание системы водоотведения (канализации) многоквартирного жилого дома <адрес> Корткеросского района Республики Коми посредством очистки выгребной ямы и вывоза жидких бытовых отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 19.07.2021.