Решение по делу № 12-51/2021 от 09.04.2021

Сортавальский городской суд УИД № 10RS0017-01-2021-000536-39

Республики Карелия Дело № 12-51/2021

(г. Сортавала, ул. Лесная, д.2)

РЕШЕНИЕ

01 июня 2021 г. г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Санина Е.А., при помощнике судьи Пугач О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Карелводоканал» на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал», ИНН 1007023778, ОГРН 1151001008828, юридический адрес: Республика Карелия, 186792, г. Сортавала, улица Советская, дом 24,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. ООО «Карелводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 руб.

24 марта 2021 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

ООО «Карелводоканал» не согласно с указанным постановлением, обратилось в Сортавальский городской суд Республики Карелия с жалобой.

В представленной жалобе защитник ООО «Карелводоканал» Дивова Н.А. просит постановление от 24 марта 2021 г. и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24 марта 2021 г., вынесенные Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Полагает, что отсутствуют основания для привлечения ООО «Карелводоканал» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ по следующим основаниям.

Основанием для привлечения Общества к ответственности послужило выявление должностным лицом 05.02.2021 в 09 час. 00 мин., что Общество, осуществляя сброс сточных вод в оз. Ладожское, имеющее рыбохозяйственное значение, в нарушение условий Решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия о предоставлении водного объекта в пользование №367 от 29.12.2018, зарегистрированного в государственном водном реестре за №10-01.04.03.002-О-РСВХ-С-2019-02855/00 от 21.01.2019 (далее – Решение Министерства) и Приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 N 45203), допустило сброс сточных вод в оз. Ладожское с превышением нормативов ПДК вредных веществ по БПКполн. – в 2,04 раза (фактически - 6,12 мг/дм3 при нормативе - 3 мг/дм3) – согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили материалы отчетов ООО «Карелводоканал» за 4 квартал 2020 г.

Подпунктом 8 пункта 2.3 Решения Министерства определено место сброса сточных вод – 61 град. 42 мин. 47 сек. С.Ш., 30 град. 44 мин. 13 сек. в.д. Подпунктом 13 п. 2.3 Решения Министерства предусмотрено, что вода в оз. Ладожское в месте сброса сточных вод по БПК полн. не должно превышать 3,0 мг/дм 3.

Согласно сведениям отчета об учете качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года, на который ссылается административный орган, в целях производственного контроля Обществом отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце и по результатам контроля установлено, что БПКполн. в колодце составляет 6,12 дм3. Вместе с тем, контрольный колодец находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод, не является средой обитания биологических ресурсов. При этом, непосредственно в месте сброса сточных вод показатель по БПКполн. не превышает установленный Приказом Минсельхоза показатель и составляет 1,596 мг/дм3 (БПКполн х коэффициент 1,33 = 1,2 х 1,33 = 1,596, что подтверждается отчетом о выполнении программы наблюдения за водным объектом за 4 квартал 2020 года, содержащим сведения о качестве поверхностных вод в местах сброса (точка №1). Указанный отчет также был предоставлен в административный орган.

Таким образом, загрязнение воды в самом Ладожском озере в результате деятельности Общества не выявлено. Выводы административного органа основаны на сведениях об учете качества сточных вод, полученных в результате исследования проб сточных вод в промежуточном звене системы канализационных очистных сооружений – в контрольном колодце.

Таким образом, податель жалобы указывает, что обстоятельства, на которых основано вынесенное постановление, не доказаны, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить. По этим же основаниям просит отменить представление от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, учитывая также, что оно не содержит ссылок на причины и условия совершения правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Карелводоканал» Дивова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы.

Представитель административного органа - Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия; должностное лицо Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав защитника юридического лица, судья приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность по статье 8.33 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года № 552.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 367 ООО «Карелводоканал» предоставлен в пользование водный объект - озеро Ладожское, в целях осуществления сброса сточных вод после канализационно-очистных сооружений (КОС) г. Сортавала. Данным решением на Общество возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске в водный объект рыбохозяйственного значения.

Согласно подпункту 8 пункта 2.3 Решения определено место сброса сточных вод – 61 град. 42 мин. 47 сек. с.ш, 30 град. 44 мин. 13 сек. в.д. Подпунктом 13 пункта 2.3. Решения предусмотрено, что вода в оз. Ладожское в месте сброса сточных вод по БПК полн. не должно превышать 3,0 мг/дм3.

Постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 24 марта 2021 г. ООО «Карелводоканал» привлечено к ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за то, что в соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2020 г., в нарушение требований, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», условий Решения, в 4 квартале 2020 г. допустило превышение максимального допустимого содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по следующим показателям:

- БПК полн. – в 2,04 раза (фактический сброс – 6,12 мг/дм3, нормативно допустимая концентрация по условиям п.2.3 Решения – 3 мг/дм3).

Вывод должностного лица о виновности ООО «Карелводоканал» в совершении вышеописанного административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 04.03.2021 г. № 10-01/2021/027, материалов дела об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 04.03.2021, местом совершения правонарушения является: республика Карелия, г. Сортавала, выпуск сточных вод ООО «Карелводоканал» в Ладожское озеро, географические координаты выпуска сточных вод: 61°42?47? с.ш. 30°44?13? в.д.

Между тем, как следует из доводов жалобы и подтверждается материалами дела, согласно сведениям отчета об учете качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года, на который ссылается административный орган, в целях производственного контроля Обществом отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце и по результатам контроля установлено, что БПК полн. в колодце составляет 6,12 дм3.

Указанный довод соответствует положениям Инструкции по отбору проб для анализа сточных вод. Нормативы водного надзора, утвержденной Приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 №223, в соответствии с которой при сборе сточных вод в водные объекты через глубинные выпуски отбор проб следует проводить в последнем колодце вне зон действия подпора.

Вместе с тем, контрольный колодец находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод, не является средой обитания биологических ресурсов. При этом, непосредственно в месте сброса сточных вод показатель по БПК полн. не превышает установленный Приказом Минсельхоза показатель и составляет 1,596 мг/дм3 (БПК полн х коэффициент 1,33 = 1,2 х 1,33 = 1,596), что подтверждается отчетом о выполнении программы наблюдения за водным объектом за 4 квартал 2020 года, содержащим сведения о качестве поверхностных вод в местах сброса (точка №1). Указанный отчет также был предоставлен в административный орган.

Так, показатель БПК5 в точке 1, согласно указанному отчету, составлял на момент взятия пробы 1,2 мг/дм3. Исходя из указанного показателя, с применением коэффициента перевода, на основании Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 17.12.2007 №333 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2008 N 11198), рассчитано значение БПК полн., которое составляет 1,596 мг/дм3, и не превышает предельно допустимого размера.

Таким образом, место отбора проб и место совершения административного правонарушения не совпадают.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив имеющиеся в материалах дела сведения, судья приходит к выводу о том, что вывод должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о превышении предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в 4 квартале 2020 г. в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по показателю БПК полн. был сделан не на основании замеров в месте выпуска сточных вод (координаты: 61°42?47? с.ш. 30°44?13? в.д.), а на основании замеров в контрольном колодце, который находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ООО «Карелводоканал» к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина ООО «Карелводоканал» в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из обжалуемого представление не усматривается установление должностным лицом, его внесшим, причин и условий, способствовавших совершению конкретного правонарушения, которые должно устранить ООО «Карелводоканал». Кроме того, из представления следует, что основанием к его вынесению послужило совершение Обществом конкретного правонарушения, совершение которого, как установлено в рамках рассмотрения жалобы, должностным лицом не доказано.

В связи с изложенным, судьей признается обоснованным соответствующий довод жалобы, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное 24 марта 2021 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал», также подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Карелводоканал» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 24 марта 2021 г., вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал» отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.

Судья                                                                                               Е.А. Санина

Сортавальский городской суд УИД № 10RS0017-01-2021-000536-39

Республики Карелия Дело № 12-51/2021

(г. Сортавала, ул. Лесная, д.2)

РЕШЕНИЕ

01 июня 2021 г. г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Санина Е.А., при помощнике судьи Пугач О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Карелводоканал» на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал», ИНН 1007023778, ОГРН 1151001008828, юридический адрес: Республика Карелия, 186792, г. Сортавала, улица Советская, дом 24,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. ООО «Карелводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 руб.

24 марта 2021 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

ООО «Карелводоканал» не согласно с указанным постановлением, обратилось в Сортавальский городской суд Республики Карелия с жалобой.

В представленной жалобе защитник ООО «Карелводоканал» Дивова Н.А. просит постановление от 24 марта 2021 г. и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24 марта 2021 г., вынесенные Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Полагает, что отсутствуют основания для привлечения ООО «Карелводоканал» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ по следующим основаниям.

Основанием для привлечения Общества к ответственности послужило выявление должностным лицом 05.02.2021 в 09 час. 00 мин., что Общество, осуществляя сброс сточных вод в оз. Ладожское, имеющее рыбохозяйственное значение, в нарушение условий Решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия о предоставлении водного объекта в пользование №367 от 29.12.2018, зарегистрированного в государственном водном реестре за №10-01.04.03.002-О-РСВХ-С-2019-02855/00 от 21.01.2019 (далее – Решение Министерства) и Приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 N 45203), допустило сброс сточных вод в оз. Ладожское с превышением нормативов ПДК вредных веществ по БПКполн. – в 2,04 раза (фактически - 6,12 мг/дм3 при нормативе - 3 мг/дм3) – согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили материалы отчетов ООО «Карелводоканал» за 4 квартал 2020 г.

Подпунктом 8 пункта 2.3 Решения Министерства определено место сброса сточных вод – 61 град. 42 мин. 47 сек. С.Ш., 30 град. 44 мин. 13 сек. в.д. Подпунктом 13 п. 2.3 Решения Министерства предусмотрено, что вода в оз. Ладожское в месте сброса сточных вод по БПК полн. не должно превышать 3,0 мг/дм 3.

Согласно сведениям отчета об учете качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года, на который ссылается административный орган, в целях производственного контроля Обществом отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце и по результатам контроля установлено, что БПКполн. в колодце составляет 6,12 дм3. Вместе с тем, контрольный колодец находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод, не является средой обитания биологических ресурсов. При этом, непосредственно в месте сброса сточных вод показатель по БПКполн. не превышает установленный Приказом Минсельхоза показатель и составляет 1,596 мг/дм3 (БПКполн х коэффициент 1,33 = 1,2 х 1,33 = 1,596, что подтверждается отчетом о выполнении программы наблюдения за водным объектом за 4 квартал 2020 года, содержащим сведения о качестве поверхностных вод в местах сброса (точка №1). Указанный отчет также был предоставлен в административный орган.

Таким образом, загрязнение воды в самом Ладожском озере в результате деятельности Общества не выявлено. Выводы административного органа основаны на сведениях об учете качества сточных вод, полученных в результате исследования проб сточных вод в промежуточном звене системы канализационных очистных сооружений – в контрольном колодце.

Таким образом, податель жалобы указывает, что обстоятельства, на которых основано вынесенное постановление, не доказаны, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить. По этим же основаниям просит отменить представление от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, учитывая также, что оно не содержит ссылок на причины и условия совершения правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Карелводоканал» Дивова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы.

Представитель административного органа - Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия; должностное лицо Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав защитника юридического лица, судья приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность по статье 8.33 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года № 552.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 367 ООО «Карелводоканал» предоставлен в пользование водный объект - озеро Ладожское, в целях осуществления сброса сточных вод после канализационно-очистных сооружений (КОС) г. Сортавала. Данным решением на Общество возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске в водный объект рыбохозяйственного значения.

Согласно подпункту 8 пункта 2.3 Решения определено место сброса сточных вод – 61 град. 42 мин. 47 сек. с.ш, 30 град. 44 мин. 13 сек. в.д. Подпунктом 13 пункта 2.3. Решения предусмотрено, что вода в оз. Ладожское в месте сброса сточных вод по БПК полн. не должно превышать 3,0 мг/дм3.

Постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 24 марта 2021 г. ООО «Карелводоканал» привлечено к ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за то, что в соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2020 г., в нарушение требований, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», условий Решения, в 4 квартале 2020 г. допустило превышение максимального допустимого содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по следующим показателям:

- БПК полн. – в 2,04 раза (фактический сброс – 6,12 мг/дм3, нормативно допустимая концентрация по условиям п.2.3 Решения – 3 мг/дм3).

Вывод должностного лица о виновности ООО «Карелводоканал» в совершении вышеописанного административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 04.03.2021 г. № 10-01/2021/027, материалов дела об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 04.03.2021, местом совершения правонарушения является: республика Карелия, г. Сортавала, выпуск сточных вод ООО «Карелводоканал» в Ладожское озеро, географические координаты выпуска сточных вод: 61°42?47? с.ш. 30°44?13? в.д.

Между тем, как следует из доводов жалобы и подтверждается материалами дела, согласно сведениям отчета об учете качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2020 года, на который ссылается административный орган, в целях производственного контроля Обществом отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце и по результатам контроля установлено, что БПК полн. в колодце составляет 6,12 дм3.

Указанный довод соответствует положениям Инструкции по отбору проб для анализа сточных вод. Нормативы водного надзора, утвержденной Приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 №223, в соответствии с которой при сборе сточных вод в водные объекты через глубинные выпуски отбор проб следует проводить в последнем колодце вне зон действия подпора.

Вместе с тем, контрольный колодец находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод, не является средой обитания биологических ресурсов. При этом, непосредственно в месте сброса сточных вод показатель по БПК полн. не превышает установленный Приказом Минсельхоза показатель и составляет 1,596 мг/дм3 (БПК полн х коэффициент 1,33 = 1,2 х 1,33 = 1,596), что подтверждается отчетом о выполнении программы наблюдения за водным объектом за 4 квартал 2020 года, содержащим сведения о качестве поверхностных вод в местах сброса (точка №1). Указанный отчет также был предоставлен в административный орган.

Так, показатель БПК5 в точке 1, согласно указанному отчету, составлял на момент взятия пробы 1,2 мг/дм3. Исходя из указанного показателя, с применением коэффициента перевода, на основании Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 17.12.2007 №333 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2008 N 11198), рассчитано значение БПК полн., которое составляет 1,596 мг/дм3, и не превышает предельно допустимого размера.

Таким образом, место отбора проб и место совершения административного правонарушения не совпадают.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив имеющиеся в материалах дела сведения, судья приходит к выводу о том, что вывод должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о превышении предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в 4 квартале 2020 г. в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по показателю БПК полн. был сделан не на основании замеров в месте выпуска сточных вод (координаты: 61°42?47? с.ш. 30°44?13? в.д.), а на основании замеров в контрольном колодце, который находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ООО «Карелводоканал» к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина ООО «Карелводоканал» в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из обжалуемого представление не усматривается установление должностным лицом, его внесшим, причин и условий, способствовавших совершению конкретного правонарушения, которые должно устранить ООО «Карелводоканал». Кроме того, из представления следует, что основанием к его вынесению послужило совершение Обществом конкретного правонарушения, совершение которого, как установлено в рамках рассмотрения жалобы, должностным лицом не доказано.

В связи с изложенным, судьей признается обоснованным соответствующий довод жалобы, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное 24 марта 2021 г. старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал», также подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/027 от 24 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Карелводоканал» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 24 марта 2021 г., вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. в отношении ООО «Карелводоканал» отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.

Судья                                                                                               Е.А. Санина

12-51/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Карелводоканал"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Санина Елизавета Алексеевна
Статьи

8.33

Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
09.04.2021Материалы переданы в производство судье
13.04.2021Истребованы материалы
27.04.2021Поступили истребованные материалы
19.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
03.06.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.06.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021Вступило в законную силу
02.09.2021Дело оформлено
25.01.2022Дело передано в архив
01.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее