Решение по делу № 2-1501/2022 от 28.01.2022

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Алимова Р.М., при секретаре ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО4 (действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО3), ФИО2 к ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан о признании незаконными действий в части неосуществления выплаты недоплаченных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплатить 2 522 232 руб. в дополнение к выплаченным на основании ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ годка ,

установил:

ФИО6 Я.И., ФИО6 К.Я. (действующий в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО3), ФИО6 И.Н. обратились в суд с иском к ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан о признании незаконными действий в части неосуществления выплаты недоплаченных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплатить 2 522 232 руб. в дополнение к выплаченным на основании ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ годка .

Иск мотивирован тем, что ФИО1 является ликвидатором последствий аварии на ФИО6 и ПО «Маяк», что подтверждается удостоверением участника ликвидации ФИО6 . В соответствии с Постановлением администрации <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участников, ликвидаторов последствий аварии на ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 4 человека: жена - ФИО5, дочь - ФИО6 Мугубат 1980 г.р., сын - ФИО4 1988 г.р., и дочь - ФИО6 Мадина 1988 г.р.

В 2009 году в состав семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 и ПО «Маяк» ФИО6 Я.И. в качестве члена семьи была включена ФИО2 - жена ФИО4, сына истца ФИО6 Я.И., которая после заключения брака с ФИО6 К.Я. проживала совместно с мужем в семье ФИО6 Я.И. и наряду со своим мужем была признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ в браке ФИО4 и ФИО2 родился ребенок ФИО3 - внук ликвидатора последствий аварии на ФИО6 и ПО «Маяк» ФИО6 Я.И.

Таким образом, к началу 2012 года состав семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 и ПО «Маяк» ФИО1 включал: жену - ФИО5, сына - ФИО4, 1988 г.р., невестку - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан ФИО1 был выдан Государственный жилищный сертификат ГЖС серии МЧ . При этом сумма денежных средств, на которую был выписан ГЖС соответствовала сумме, рассчитанной на состав семьи из двух человек - самого получателя сертификата ФИО6 Я.И. и его супруги ФИО6 Н.М., что противоречило фактическом составу семьи, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, ФИО4 сын ликвидатора последствий аварии на ФИО6, ФИО2 - невестка ликвидатора последствий аварии на ФИО6, ФИО3 - внук ликвидатора последствий аварии на ФИО6, признанные установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 Я.И., были необоснованно исключены из числа членов семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 Я.И.

Для выяснения оснований исключения из состава указанных членов семьи ФИО6 Я.И. обратился в ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан с просьбой выдать ему копию его учетного дела на себя и членов его семьи, после ознакомления с которым выяснилось, что в учетном деле имеется Акт проверки жилищных условий истца, составленный УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено включить в список получателей ГЖС на 2012 год ликвидатора последствий аварии на ФИО6 только ФИО6 Я.И. и его жену ФИО6 Н.М. На основании этого Акта из состава семьи получателя ГЖС ФИО6 Я.И. были исключены его сын, невестка и внук. Кроме того, в учетном деле отсутствовали несколько справок с места фактического проживания ФИО6 Я.И. и членов его семьи, которые свидетельствовали о фактическом составе семьи ФИО6 Я.И. на период май 2012 года и фактическом месте проживания его и членов его семьи по адресу: <адрес>, так же в учетном деле отсутствовали представленные ФИО6 Я.И. копии трудовых книжек и справок с мест работы его и членов его семьи.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в феврале 2019 года ФИО6 К.Я. и ФИО6 И.Н. (сына и невестки ФИО6 Я.И.) в Магарамкентский районный суд с исковым заявлением о признании Акта УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и об обязании МО «<адрес>» указать наравне с указанным в ГЖС серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 Я.И. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сына ФИО6 Я.И. - ФИО6 К.Я., невестку - ФИО6 И.Н., и внука - ФИО6 М.К.

По результатам рассмотрения данного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ Магарамкентским районным судом исковые требования были удовлетворены полностью. В частности: был признан недействительным Акт проверки жилищных условий ФИО6 Я.И. от ДД.ММ.ГГГГ, составленный УСЗН в Муниципальном образовании «<адрес>», в соответствии с которым в список получателей ГЖС на 2012 год участника аварии на ФИО6 были включены ФИО6 Я.И. и его супруга ФИО6 Н.С. (без учета остальных совместно проживающих с ним членов его семьи); Администрации МО «<адрес>» РД вменено указать наравне с лицами, указанными в ГЖС серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ, в списке граждан из числа участников аварии на ФИО6, нуждающихся в улучшении жилищных условий - ФИО4, ФИО2 и ФИО3 (сына, невестку и внука ФИО6 Я.И.).

На основании вступившего в законную силу Решения Магарамкентского районного суда, ФИО6 Я.И. обратился в Администрацию МО «<адрес>» с требованием об отмене вынесенного ранее Акта УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, вынесении нового Акта УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором состав семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 Я.И. были бы включены супруга ФИО6 Н.М., сын ФИО6 К.Я., невестка ФИО6 И.Н., внук ФИО6 М.К. и о направлении его документов в ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан, для производства выплаты дополнительных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ , которые положены к выплате на членов семьи граждан из числа участников аварии на ФИО6, неправомерно исключенных из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и неучтенных при выдаче ГЖС в августе 2012 года.

В связи с отсутствием денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС ФИО6 Я.И. обратился за разъяснениями в Администрацию МО «<адрес>». Как следует из ответа Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 труда и социального развития РД в выплате дополнительных денежных средств к ранее выплаченным денежным средствам по ГСЖ от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Из ответа ФИО8 труда и социального развития населения РД Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация МО «<адрес>» направила учетное жилищное дело ликвидатора ФИО6 Я.И. для повторного получения Государственного жилищного сертификата. Однако ФИО6 Я.И. никогда ранее не заявлял требования о повторной выдаче Государственного жилищного сертификата, что подтверждается решением Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому суд обязует Администрацию МО «<адрес>» РД указать наравне с лицами, указанными в ГЖС серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ, в списке граждан из числа участников аварии на ФИО6, нуждающихся в улучшении жилищных условий - ФИО4, ФИО2 и ФИО3.

Таким образом, вследствие некомпетентных действий Администрации МО «<адрес>» права членов семьи ФИО6 Я.И., признанных установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий, в получении неправомерно исключенных в 2012 году из состава семьи ликвидатора ФИО6 указанных членов семьи истца, противоречит законодательству Российской Федерации, решению Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и сложившейся судебной практике, в частности Постановлению Президиума Верховного Суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, решению Новокуйбышевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В ходе предыдущего судебного заседания истец ФИО10 и представитель истцов по доверенности ФИО11 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФИО8 труда и социального разбития РД по доверенности ФИО12 исковые требования не признал, представил суда отзыв, из которого следует, что Я.И.ФИО6 выдан государственный жилищный сертификат серии МЧ с учетом имеющегося состава семьи (в состав семьи включена супруга - Н.М.ФИО6). Достоверность сведений, содержащихся в сертификате Я.И.ФИО6 проверил, о чем свидетельствует его подпись. Государтсвенный жилищный сертификат реализован. Расчет размера выданного сертификата произведен на представленных органом местного самоуправления документов. На момент предоставления государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ родственники Я.И.ФИО6 не были признаны членами семьи в судебном порядке, то есть они были признаны членами семьи после получения Государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес>.

Определением Советского районного суда <адрес> в качестве третьего лица по делу привлечены – ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» ФИО8 строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и <адрес> РД.

Из отзыва ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» ФИО8 строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ следует, что Истец ФИО6 Я.И. ДД.ММ.ГГГГ получил государственный жилищный сертификат серии МЧ на состав семьи 2 человека на сумму 1 352 400 рублей. Состав семьи ФИО6 Я.И., указанный в сертификате, был определен на основании Акта проверки жилищных условий истца от ДД.ММ.ГГГГ. составленного УСЗН в МО «<адрес>».

В соответствии с пунктом 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы относящегося к категориям, указанным в подпунктах «а» - «е» пункта 5 Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Таким образом, сертификат был выдан истцу в соответствии с надлежащим образом установленным составом его семьи по результатам обследования условий его проживания, что не подтверждает утверждение истца о необоснованности исключении из состава его семьи сына, снохи и внука.

Сертификат был ФИО6 Я.И получен без предъявления каких-либо претензий относительно указанного в нем состава семьи и размера социальной выплаты.

В течение 7 лет после выдачи сертификата состав семьи и размер социальной выплаты, указанные в сертификате, не оспаривались ни самим получателем сертификата, ни лицами, которые, как указано в исковом заявлении, претендовали на жилищное обеспечение как члены его семьи. Требований о признании сертификата недействительным в судебном порядке (как и в порядке досудебного урегулирования) не заявлялось. Данный сертификат, имеющий срок действия 9 месяцев со дня выдачи, уже через 2 месяца после получения был истцом реализован путем приобретения жилого помещения в <адрес> (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ -АА 588333).

Решение Магарамкентского суда от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается истец исковом заявлении, не может подтвердить иные обстоятельства относительно пользования жилым помещением на дату выдачи истцу сертификата - 16.08. отличные от установленных Актом обследования жилищных условий на указан дату. Ознакомиться с данным судебным решением не представилось возможным поскольку на официальном сайте суда информация о гражданском деле соответствии с указанной истцом датой судебного решения отсутствует. В любом случае Акт был оспорен истцом спустя 7 лет после проведения обследования жилищных условий, поэтому являлся надлежащим основанием для установления в 2012 году состава семьи ФИО6 Я.И. и оформления сертификата на данный состав семьи (2 человека, включая супругу).

На основании изложенного, требование истца о признании незаконным исключения из состава его семьи иных лиц, кроме учтенных при выдаче с сертификата, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Срок исковой давности для предъявления требования о признании недействительными данных о составе семьи и размере социальной выплаты, указанных в полученном и реализованном истцом сертификате, истек в 2015 году.

ФИО6 Я.И., получив отказ ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан в повторной выдаче ему государственного жилищного сертификата, заявляет, что его требование - не о выдаче сертификата не включенных в состав его семьи лиц, а о восстановлении данных лиц в списках граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и предоставлении истцу денежных средств в дополнение к выданной ему по сертификату сумме социальной выплаты - на не учтенных в составе его семьи лиц: сына, сноху и внука.

Исследовав письменные материалы, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам – ликвидаторам последствий аварии на ФИО6, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Данная гарантия реализуется посредством выдачи Государственного жилищного сертификата (ГСЖ), удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной целевой поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов учетного дела ФИО13 усматривается, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

На основании решения Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 Я.И. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид, вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в администрации МО «Магарамкентский рай он» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан ФИО1 был выдан Государственный жилищный сертификат ГЖС серии МЧ , как участнику программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством) федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015 годы на сумму 1 352 400 руб., для приобретения жилого помещении на территории Республики Дагестан.

Указанный сертификат ФИО6 Я.И. выдан из расчета состава его семьи, как состоящей из 2 человек.

Основанием для признания состава его семьи как состоящей из 2 человек, явился акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано что предлагается включить в список получателей ГСЖ на 2012 год участника ликвидации последствий аварии на ФИО6 Я.С. и его жену.Решением Советского районного суда <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО2 и ФИО3, признаны членами семьи ФИО1 и указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из приложенных к учетному делу ФИО6 Я.И.:

- акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что начальником УСЗН в МО «<адрес>» РД проверены жилищные условия ФИО6 Я.С., проживающего в <адрес> РД и проверкой установлено, что семья участника ликвидации последствий ФИО6 проживает в доме брата. В связи с отсутствием собственного жилья члены семьи ФИО6 Я.И. сын, сноха и внук зарегистрированы в <адрес> РД в доме, принадлежащем зятю ФИО6 Я.И. Там же проживает и супруга ФИО6 И.Я., которая работает в <адрес>;

- из справки выданной МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за , следует, что в составе семьи у ФИО1 значатся: ФИО5 жена 1961 г.р., ФИО4 сын, 1983 г.р., ФИО2 сноха, 1986 г.р. и ФИО3, 2009 года рождения внук;

- из справки выданной управляющей компанией <адрес> от 07.02.2010г. за , усматривается, что у ФИО1, в составе семьи указана жена ФИО6 Н.М. 1961 г.р., и они проживают по адресу <адрес>, но не прописаны по данному адресу;

- из справки выданной управляющей компанией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , в составе семьи у ФИО4 указаны- ФИО6 И.Н., 1986 г.р. жена, ФИО3 2009 года рождения, сын, которые прописаны и проживают по адресу: <адрес>;

- из заявления (рапорта) ФИО6 Я.И. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что он просит выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории РД, где указывает состав своей семьи ФИО5- жену, ФИО4 -сына, ФИО2- сноху и ФИО3- внука.

Из трудовых книжек ФИО6 Я.М., ФИО6 Н.М. и ФИО6 К.Я., явствует, что все они на момент выдачи ГЖС, до его выдачи и после его выдачи работали в <адрес> РД.

Решением Магарамкентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ акт проверки жилищных условий ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ, составленный УСЗН в МО «<адрес>», которым постановлено о включении в список получателей ГЖС на 2012 год участника аварии на ФИО6 ФИО1 и его жену, признан недействительным. Суд обязал МО «<адрес>» РД указать наравне с лицами, указанными в ГЖС серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ, в списке граждан из числа участников аварии на ФИО6, нуждающихся в улучшении жилищных условий - ФИО4, ФИО2 и ФИО3.

На основании вступившего в законную силу вышеуказанного Марамкентского районного суда, ФИО6 Я.И. обратился в Администрацию МО «<адрес>» с требованием об отмене вынесенного ранее Акта УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, вынесении нового Акта УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором состав семьи ликвидатора последствий аварии на ФИО6 Я.И. были бы включены супруга ФИО6 Н.М., сын ФИО6 К.Я., невестка ФИО6 И.Н., внук ФИО6 М.К. и о направлении его документов в ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан, для производства выплаты дополнительных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ , которые положены к выплате на членов семьи граждан из числа участников аварии на ФИО6, неправомерно исключенных из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и неучтенных при выдаче ГЖС в августе 2012 года.

В связи с непоступлением денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС ФИО6 Я.И. обратился за разъяснениями в Администрацию МО «<адрес>».

Как следует из ответа Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 труда и социального развития РД в выплате дополнительных денежных средств к ранее выплаченным денежным средствам по ГСЖ от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Из ответа ФИО8 труда и социального развития населения РД Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация МО «<адрес>» направила учетное жилищное дело ликвидатора ФИО6 Я.И. для повторного получения Государственного жилищного сертификата.

Вместе с тем, ФИО6 Я.И. заявлял требования не о повторной выдаче Государственного жилищного сертификата, что подтверждается решением Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому суд обязует Администрацию МО «<адрес>» РД указать наравне с лицами, указанными в ГЖС серии МЧ от ДД.ММ.ГГГГ, в списке граждан из числа участников аварии на ФИО6, нуждающихся в улучшении жилищных условий - ФИО4, ФИО2 и ФИО3.

Таким образом, вследствие неправомерных действий Администрации МО «<адрес>» права членов семьи ФИО6 Я.И., признанных установленным порядком, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в получении неправомерно исключенных в 2012 году из состава семьи ликвидатора ФИО6 указанных членов семьи истца, противоречит законодательству Российской Федерации, решению Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) далее по тексту «Правила выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Подпунктом «е» пункта 5 «Правил» определено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, которое в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Статьей 15 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке установленных Правительством Российской Федерации, один раз. При этом меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Родственные отношения между истцом его сыном, невесткой и внуком подтверждены документально, и были установлены в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, статья 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Так как в соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на жилищном учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договору социального найма (то есть до обеспечения их в избранной ими форме жилыми помещениями) или до выявления оснований для их снятия с жилищного учета, установленных ст. 56 ЖК РФ.

Исходя из смысла, выше приведенных норм закона следует, что оснований для исключения из числа нуждающихся в получении ГЖС членов семьи ФИО6 Я.И. ФИО6 К.Я., ФИО6 И.Н. и ФИО6 М.К. не было.

Так, согласно статье 56 ЖК РФ снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, производится в случаях;

подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Так как, сын, невестка и внук ФИО6 Я.И. проживали и продолжают проживать вместе с истцом одной семьей, по одному и тому же адресу, следовательно, в соответствии с Жилищным кодексом РФ они являлись и являются членами одной семьи.

Данное обстоятельство определено частью 1 статьи 69 ЖК РФ, согласно которой, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи, ведут с ним общее хозяйство.

В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к другим родственникам, при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует в частности понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и тому подобное.

Таким образом, оформлением и выдачей ФИО1 ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан Государственного жилищного сертификата на получение денежных средств в размере меньшем, чем это установлено законодательством Российской Федерации, без учета членов семьи получателя ГСЖ, совместно с ним проживавших и проживающих на день выдачи ему Государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются жилищные права ФИО6 Я.И. и права совместно с ним проживающих членов его семьи, которые состояли на жилищном учете до мая 2012 года и не были обеспечены средствами ГЖС как члены семьи получателя Государственного жилищного сертификата.

В соответствии с Приказом ФИО8 строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на первое полугодие 2022 года показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 1 квартал 2022 года» по <адрес> средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 1 квартал 2022 года (в рублях) установлена в размере 46 708 руб. сумма недоплаченных по ГЖС истцу ФИО10 на день обращения в суд на 3-х членов семьи составляет: 46 708 руб. Х 54 кв.м. (из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи) составляет 2 622 232 руб.

При изложенных основаниях суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО4 (действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО3), ФИО2 к ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан о признании незаконными действий в части неосуществления выплаты недоплаченных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплатить 2 522 232 руб. в дополнение к выплаченным денежным средствам на основании ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ годка .

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1, ФИО4 (действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО3), ФИО2 к ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан о признании незаконными действий в части неосуществления выплаты недоплаченных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплатить 2 522 232 руб. в дополнение к выплаченным денежным средствам на основании ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ годка , удовлетворить.

Признать незаконными действия ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан в части неосуществления выплаты недоплаченных денежных средств к ранее выплаченным средствам на приобретение жилья по ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ участнику ликвидации аварии на ФИО6 ФИО1 на членов его семьи: сына ФИО4, невестки ФИО2, внука ФИО3, неправомерно исключенных из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и неучтенных при выдаче ГЖС, в соответствии с Решением Магарамкентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО8 труда и социального развития Республики Дагестан выплатить участнику ликвидации аварии на ФИО6 ФИО1 2 522 232 рубля в дополнение к выплаченным на основании государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ денежным средствам денежные средства на приобретение жилья с учетом членов его семьи: сына ФИО4, невестки ФИО2, внука ФИО3, необоснованно исключенных из числа членов семьи участника ликвидации аварии на ФИО6 при выдаче ГЖС ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан,

Судья Р.М. Алимов

2-1501/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Саидханова Индира Насрудиновна
Саидханов Ярахмед Ильясович
Саидханов Камал Ярахмедович
Ответчики
Министерство труда и социального развития РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Алимов Рагим Мурадович
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2022Передача материалов судье
04.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Подготовка дела (собеседование)
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее