Решение по делу № 2-306/2018 от 04.09.2018

Дело № 2-306/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2018 года в селе Кослан гражданское дело по исковому заявлению отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми к Вурдову А.А. о прекращении права собственности на оружие,

установил:

Отделение лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми обратилось в суд с иском, в обоснование которого указало, что Вурдов А.А. является владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия – ружья марки <данные изъяты> года изготовления, на которое ему было выдано разрешение на хранение и ношение РОХа сроком действия до 24.12.2018, и ружья марки <данные изъяты> года изготовления, на которое ему было выдано разрешение на хранение и ношение РОХа сроком действия до 24.12.2018. Постановлением мирового судьи Косланского судебного участка от 15.03.2016 по делу № 5-89/2016 Вурдов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного ареста на 2 суток. На основании статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в связи с аннулированием разрешений на хранение и ношение оружия, указанные выше огнестрельные оружия были изъяты у ответчика 10.08.2016, и сданы на хранение в ОМВД России по Удорскому району. На требование устранить причины, послужившие основанием для изъятия оружия, ответчик не реагирует, документы на получение разрешения на право хранения и ношения оружия не подал, мер по реализации оружия не предпринял. В связи с этим, истец просил суд прекратить право собственности ответчика на указанные оружия с последующей реализацией оружия через розничную сеть специализированных магазинов.

Представитель истца ОЛРР по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, участия в судебном заседании не принял.

Ответчик Вурдов А.А. извещен о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 ГПК РФ, судебное извещение на его имя было своевременно направлено в отделение почтовой связи по месту его жительства с оставлением извещений об их поступлении. Судебные извещения возвращены в суд с истечением срока хранения в почтовом отделении. Учитывая положения статьи 35 ГПК РФ, согласно которому лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Поскольку ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей в суд не направил, не просил отложить судебное разбирательство или рассмотреть дело без его участия, руководствуясь статьями 167, 233-237 и 244 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в судебном заседании в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что Вурдов А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия – ружья марки <данные изъяты> года изготовления, на которое ему было выдано разрешение на хранение и ношение РОХа сроком действия до 24.12.2018, и ружья марки <данные изъяты> года изготовления, на которое ему было выдано разрешение на хранение и ношение РОХа сроком действия до 24.12.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно части 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 Гражданского кодекса РФ).

Частью 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В силу положений статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (часть 1).

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (часть 2).

Если в собственности гражданина по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (часть 3).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Статьей 13 Федерального закона об оружии установлено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Гражданам Российской Федерации, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в законе документов, лицензия на приобретение оружия не выдается.

Согласно статье 28 Федерального закона об оружии, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры (абз. 8 статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").

Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи Косланского судебного участка от 15.03.2016 по делу № 5-89/2016 Вурдов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ), с назначением ему наказания в виде административного ареста сроком на 2 суток. Постановление вступило в законную силу 26.03.2016.

После вступления постановления мирового судьи в законную силу, должностным лицом ГЛЛР ОМВД России по Удорскому району 10.08.2016 вынесены заключения об аннулировании указанных выше разрешений на хранение и ношение оружия РОХа и РОХа .

Основанием для аннулирования указанных выше разрешений на хранение и ношение оружия стали нормы статьи 26 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", согласно которым лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируется органами, выдавшими эту лицензию и (или) разрешение в том числе, в случае возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, кроме прочего, привлеченным за совершение административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

На основании принятых заключений, протоколом изъятия от 10.08.2016 оба огнестрельных оружия марки <данные изъяты> года изготовления, и марки <данные изъяты> года изготовления, были изъяты у Вурдова А.А. сотрудниками ОМВД России по Удорскому району и сданы на хранение в дежурную часть ОМВД России по Удорскому району.

Уведомлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми от 02.08.2017 № 3588/1-365 Вурдову А.А. предложено устранить причины, послужившие основанием для изъятия оружия, принять меры по перерегистрации права на ношение и хранение оружия либо произвести его отчуждение. На указанное уведомление ответчик не отреагировал, мер по перерегистрации оружия не предпринял, оружие не реализовал.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" полномочия в сфере оборота оружия переданы войскам национальной гвардии. Так, в соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены, в том числе, полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, кроме прочего, в сфере оборота оружия. Основными задачами Росгвардии являются, кроме прочих, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций; организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; организует и осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия.

Учитывая, что ответчик с заявлением о продлении разрешения ни в орган внутренних дел (до принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"), ни в подразделение Росгвардии (после принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"), не обратился, не устранил обстоятельства, ставшие причиной для изъятия оружия, срок действия ранее выданного разрешения на хранение и ношение оружия у ответчика истек, то он не имеет законных оснований для владения оружием на праве собственности, в связи с чем, право собственности ответчика на это оружие подлежит прекращению.

В силу положений пункта 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно справке об исследовании от 29.06.2018 № 19 МЭКО (дислокация с. Кослан) ЭКЦ МВД России по Республике Коми, охотничье огнестрельное оружие марки <данные изъяты> технически исправно.

Согласно справке об исследовании от 29.06.2018 № 20 МЭКО (дислокация с. Кослан) ЭКЦ МВД России по Республике Коми, охотничье огнестрельное оружие марки <данные изъяты> технически исправно.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку сторонами не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора - оружие является технически непригодным для эксплуатации, правовых оснований для направления оружия на уничтожение у суда не имеется. В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ такое оружие подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

В связи с тем, что ответчик с заявлением о получении разрешения на хранение и ношение оружия в орган внутренних дел не обратился, ранее выданные ответчику разрешения на хранение и ношение оружия были аннулированы, он не имеет законных оснований для владения оружием на праве собственности, поэтому, право собственности ответчика на это оружие подлежит прекращению, а само огнестрельное оружие - реализации в установленном законом порядке.

Поскольку статья 238 Гражданского кодекса РФ предусматривает принудительную продажу огнестрельного оружия, которым гражданин не имеет законных оснований владеть, либо передачу этого оружия в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, только по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, а такого требования в суд не было заявлено, то в соответствии с требованиями части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Оснований самостоятельно определять конкретную обязанность при возможности альтернативного поведения соответствующих органов (принудительная продажа либо передача в государственную или муниципальную собственность), без заявленного в суд конкретного требования и его мотивированного обоснования, у суда не имеется. Суд принимает во внимание, что до настоящего времени порядок принудительного отчуждения огнестрельного оружия не регламентирован, а между органами, задействованными в процедуре принудительного отчуждения огнестрельного оружия, имеются не разрешенные до настоящего времени споры.

При таких обстоятельствах, заявленное исковое требование суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со статьями 88, 103 ГПК РФ и статьей 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от оплаты госпошлины, в доход бюджета МО МР «Удорский» пропорционально удовлетворенной части иска подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден в силу статьи 333.36 НК РФ. Поскольку при обращении в суд по общим правилам подлежала оплате государственная пошлина в размере 300 рублей, то указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167, 194, 198, 199, 233-237 и 244 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление отделения лицензионно-разрешительной работы по Удорскому району ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми к Вурдову А.А. о прекращении права собственности на оружие, удовлетворить.

Прекратить право собственности Вурдова А.А. на охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки <данные изъяты> и марки <данные изъяты> , с последующей его реализацией через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества за вычетом затрат, связанных с реализацией оружия.

Взыскать с Вурдова А.А. в доход бюджета муниципального образования МР «Удорский» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в Удорский районный суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения. На заочное решение суда сторонами также может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

2-306/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ОЛРР (по Удорскому району) ЦЛРР Управления Росгвардия по Республике Коми
Ответчики
Вурдов Александр Андреевич
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее