Решение по делу № 2-1595/2021 от 19.10.2021

Дело № 2-1595/2021

42RS0001-01-2021-003291-67

РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Логвиновой О.В.,

при секретаре Петерс С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области

01 декабря 2021 года

гражданское дело по иску Берликовой Т.К. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

    установил:

        Истцы Берликова Т.К. , Артемьев А.С.       обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.

    Жилой дом по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Берликовой Т.К. на основании договора дарения жилого дома от <дата>. Истцы    фактически проживают в доме с <...> года по настоящее время, другого жилья не имеют.

    На основании заключения СФ АО ВНИМИ от <дата> дом рекомендован к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированным ОАО «Шахтоуправление Анжерское».

    Администрацией Анжеро-Судженского городского округа было отказано истцам во включении в списки граждан, подлежащих переселению, что нарушает их жилищные права.

    Истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью, состоящую из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

    Определением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> производство по делу в части требований Артемьева А.С. о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты прекращено в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.

    Истец Берликова Т.К. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, в своем заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Телешев А.С., действующий на основании доверенности, уточнил требования, просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца     в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление «Анжерское», и предоставить ей социальную выплату из расчета 33 кв. метров на одиноко проживающего, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на момент исполнения решения суда. Доводы, изложенные в заявлении, поддержал, также пояснил, что дом принадлежал родителям истца. В настоящее время истец в доме проживает одна, Артемьев А.С. снялся с учета, в браке не состоит, другого имущества не имеет.

Представители ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа, третьего лица Министерства энергетики РФ, привлеченного к участию в деле определением Анжеро-Судженского городского суда, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в своих отзывах просили дело рассмотреть в их отсутствие

Представитель ответчика в своем отзыве на исковое заявление указал, что ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» ликвидировалось в <...> году, основной список граждан на приобретение жилья был составлен в <...> году. Жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление «Анжерское». На    основании заключения ВНИМИ от <дата> сносу не подлежит, подработан с малыми деформациями, неветхий, в связи с чем у Администрации нет имеется оснований для включения истца в списки на предоставление жилья.    Заключение, составленное ОАО СФ ВНИМИ по заявлению истца, от <дата>, которым установлено, что в результате ведения горных работ дом является ветхим и подлежит сносу, не оспаривает.

Представитель Министерства энергетики РФ в своем отзыве на исковое заявление также указал, что на    основании заключения ВНИМИ <дата> жилой дом по <адрес>, отнесен к категории МПН – жилые дома, подработанные с малыми деформациями, неветхие, сносу не подлежит, подработан с малыми деформациями, неветхий, что не дает правовых оснований Администрации Анжеро-Судженского городского округа для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> (л.д.7) за истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения дома от <дата> (л.д. 5-6).

Согласно справке ООО «УК <...>»    истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, с <дата>.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

    Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское», имеет отметку МПН – подработанные с малыми деформациями неветхие.

    Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что      жилой дом по <адрес>, является ветхим, основной причиной ветхого состояния дома являются подземные работы ОАО «Шахтоуправление Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Жилой дом рекомендуется    к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское» (л.д.11-15).

По сведениям филиала БТИ г. Анжеро-Судженск и согласно выписке из ЕГРН за истцом     права на имевшиеся объекты недвижимого имущества, кроме спорного дома, не зарегистрированы.

    Разрешая требования истца о включении ее    в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление    Анжерское»,    и предоставлении    социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости 33 кв.м. на одиноких граждан, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по <адрес>, на основании договора дарения от <дата>, истец фактически проживает в доме и    зарегистрирована в нем с <...> года.

Истец не была включена ответчиком в список граждан на переселение и получение социальной выплаты в связи с тем, что заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> дом по <адрес>, отнесен к категории домов «подработанных с малыми деформациями неветхих». Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом    подлежит сносу по условию подработки. Данное заключение ответчик не оспаривает.

ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, то есть, моментом принятия решения о ликвидации шахты является <дата>, и как установлено судом, истец на указанную дату являлась собственником дома и фактически проживала в доме.

До настоящего времени жилой дом по <адрес>,    является единственным жильём для истца, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у нее нет.

Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцу на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования истца о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты на приобретение другого жилья.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    Исковые требования Берликовой Т.К. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты полностью удовлетворить.

     Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:

    - включить Берликову Т.К. , <дата> года рождения, уроженку <адрес>,     зарегистрированную      по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;

                 - предоставить Берликовой Т.К. социальную выплату из расчета 33 кв. метров на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено 08.12.2021.

2-1595/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Берликова Татьяна Карловна
Артемьев Андрей Сергеевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2021Передача материалов судье
20.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2021Подготовка дела (собеседование)
08.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Дело оформлено
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее