ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-12595/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2865/2020; УИД: 04RS0021-01-2020-004719-22 по иску Леоновой Татьяны Викторовны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании наступившим условие предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании осуществить действия,
по кассационной жалобе Леоновой Татьяны Викторовны на решение Советского районного суда г. Улан – Удэ от 5 ноября 2020г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леонова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее по тексту также УФСИН России по Республике Бурятия), Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), просила признать наступившим условие предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно - признать ее повторно обратившейся в УФСИН России по Республике Бурятия после 14 апреля 2014 г. в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе с рапортом, заявлением о получении ею единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УФСИН России по Республике Бурятия осуществить следующие функции: повторно принять ее документы для получения ею единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, осуществить проверку данных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; подготовить для направления в ФСИН России полный пакет документов для получения ею единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствующий перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления для принятия решения о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, просила обязать ФСИН России принять решение о признании ее принятой на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что с 4 октября 2000 г. по 25 апреля 2014 г. она проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы ФКУ «ЛИУ-5» УФСИН России по Республике Бурятия в должности начальника психологической лаборатории в звании майора внутренней службы. 14 апреля 2014 г. на заседании подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Бурятия и подведомственных учреждений единовременной социальной выплаты рассмотрены ее рапорт и документы, в результате чего подкомиссия пришла к выводу, что документы представлены в полном объеме, документы направлены в ФСИН России. 12 октября 2016 г. комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369. Указанные факты установлены вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 ноября 2017 г. и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2018 г.
Полагает, что, получив 14 апреля 2014 г. ее рапорт с приложенными документами УФСИН по Республике Бурятия не исполнило свои обязанности по проведению проверки соответствия данных документов перечню, определенному в п.п. «б» и «з» пункта 5 Порядка и условиям принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не выявило факт непредставления ею свидетельства о регистрации сына по месту жительства за последние 5 лет до подачи заявления, либо документов, подтверждающих невозможность получения вышеуказанного документа и не вернуло ей с указанием причин возврата. Бездействие комиссии УФСИН по Республике Бурятия создало препятствие к реализации ею права на своевременное выявление недостатков в предоставленных документах и фактически лишило ее права на повторную подачу указанных документов в соответствии с перечнем до увольнения со службы.
В судебном заседании Леонова Т.В. и ее представитель Красикова Е.В. исковые требования уточнили, дополнив иск требованием о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Бурятия дополнительным требованием о возложении обязанности осуществить возврат представленных истцом документов для получения единовременной выплаты с указанием в письменном виде причин возврата. В остальной части исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Возражали против заявленного представителем ответчиков ходатайства о применении срока исковой давности, указывая, что с выпиской из протокола № от 12 октября 2016 г. Леонова Т.В. ознакомлена лишь 28 сентября 2017 г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 марта 2021 г. исковые требования Леоновой Т.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Леонова Т.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Истец Леонова Т.В. в заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явилась. От нее в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие и в отсутствие ее представителей.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Леонова Т.В. проходила службу в УФСИН по Республике Бурятия в должности начальника психологической лаборатории ФКУ «ЛИУ-5», имеет звание майора внутренней службы, ее выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.
Леонова Т.В. состоит в зарегистрированном браке с Я. с <данные изъяты> г., имеет трех детей, в том числе сына С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
14 апреля 2014 г. Леонова Т.В. обратилась в УФСИН по Республике Бурятия с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно протоколу № заседания подкомиссии УФСИН по Республике Бурятия от 14 апреля 2014 г. было принято решение направить документы Леоновой Т.В. в комиссию ФСИН России на рассмотрение.
Решением комиссии ФСИН России от 12 октября 2016 г., оформленным выпиской из протокола №, Леоновой Т.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее по тексту также Правила).
Отказ комиссии мотивирован тем, что заявитель не представила сведения о регистрации своего сына Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства с 1 января 2009 г. по 21 ноября 2011 г., справку о постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в учреждении.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 ноября 2017 г. исковые требования Леоновой Т.В. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Настоящие исковые требования Леоновой Т.В. основаны на недобросовестном, по ее мнению, поведении УФСИН России по Республике Бурятия при принятии и проверке представленных ею документов для получения единовременной социальной выплаты, и воспрепятствовании повторной подаче ею полного пакета необходимых документов.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Согласно п. п. 10.1, 10.2, действовавшего на момент подачи заявления в территориальную подкомиссию Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. № 496, территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом, в целях выполнения возложенных на них функций, территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Таким образом, территориальная подкомиссия уполномочена на проверку соответствия представленных заявителем документов установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно как и непосредственно принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на такой учет.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Леоновой Т.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление ею документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: информации о регистрации сына истца по месту пребывания с 1 января 2009 г. по 21 ноября 2011 г.
Истцом была представлена выписка из домовой книги, которая не содержала сведений о регистрации сына истца по месту пребывания с 1 января 2009 г. по 21 ноября 2011 г.
Таким образом, предоставленные Леоновой Т.В. в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия документы сведения о регистрации ее ребенка содержали, однако не содержали сведений о регистрации сына Леоновой Т.В. до 2011 года.
Отказ в принятии документов УФСИН России по Республике Бурятия в связи с отсутствием сведений о регистрации сына Леоновой Т.В. до 2011 г. означал бы по сути проверку их содержания, рассмотрение ее документов по существу, что к компетенции комиссии не относилось.
Учитывая, что полнота и достоверность документов, подлежащих предоставлению для получения единовременной социальной выплаты, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, т.е. ФСИН России, а не его территориального управления, суд правильно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что действия ответчика УФСИН России по Республике Бурятия по принятию представленных документов являются законными и обоснованными.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкованием норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 5 ноября 2020г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Леоновой Татьяны Викторовны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: