Решение по делу № 8Г-7988/2024 [88-9820/2024] от 16.04.2024

УИД 66MS0099-01-2023-005663-67

№88-9820/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                   6 июня 2024 г.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карповой О.Н., рассмотрев единолично кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Асбестовского судебного района Свердловской области от 22 ноября 2023 г. и апелляционное определение Асбестовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2024 г., вынесенные по гражданскому делу № 2-4203/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 к Мезенцевой Екатерине Александровне о взыскании излишне выплаченной денежной выплаты в связи с рождением ребенка,

    УСТАНОВИЛ:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики № 10 (далее – Управление социальной политики № 10) обратился с иском к Мезенцевой Е.А., в котором, уточнив заявленные требования, просил взыскать излишне выплаченную ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей за январь 2023 г. в размере 14 623 руб. (л.д. 3-4, 29-30).

В обоснование заявленных требований представитель истца ссылался на то, что Мезенцевой Е.А. в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей на ребенка <данные изъяты> <данные изъяты> г. рождения, по ее заявлению от 24 мая 2021 г. назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области». Законом Свердловской области от 3 ноября 2022 г. № 127-03 «О внесении изменений в главу 4 Областного закона «О защите прав ребенка» и статью 2 закона Свердловской области «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» положения о данной выплате исключены из Закона Свердловской области «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» и внесены в Областной закон «О защите прав ребенка». Статьей 22-2 Закона Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-03 «О защите прав ребенка», в редакции, действовавшей на тот момент, было указано, что для нуждающихся в социальной поддержке семей в связи с рождением (усыновлением) после 31 июля 2019 г. третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей. Мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящей статьи, предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в Свердловской области на дату обращения за назначением этой меры социальной поддержки. Законом Свердловской области от 20 декабря 2022 г. № 149-ОЗ «О внесении изменений в Областной закон «О защите прав ребенка» и статью 2 Закона Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка» постановлено внести в Областной закон от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» изменения о том, что мера социальной поддержки, указанная в части первой статьи 22-2, предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет или до назначения на этого ребенка ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Порядок предоставления меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1365-ПП «О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» утвержден Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты. Подпунктом 10 пункта 18 данного Порядка установлено, что управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата. С 1 января 2023 г. Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации Мезенцевой Е.А. назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка <данные изъяты> <данные изъяты> г. рождения. О данном факте Управлению социальной политики № 10 стало известно 27 января 2023 г. Распоряжением от 7 февраля 2023 г. принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2023 г., в результате чего образовалась переплата.

Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Асбестовского судебного района Свердловской области от 22 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Асбестовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2024 г., исковые требования Управления социальной политики № 10 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Управление социальной политики № 10 просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение.

На основании части 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Управления социальной политики № 10 от 11 июня 2021 г. Мезенцевой Е.А. назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей на период с 1 марта 2021 г. по 12 марта 2024 г. в размере 11 850 руб.

31 января 2023 г. Мезенцевой Е.А. произведена выплата за январь 2023 г. в размере 14 623 руб.

27 января 2023 г. в Управление социальной политики № 10 поступил реестр сведений о факте назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно данным указанного реестра с 1 января 2023 г. Мезенцевой Е.А. назначена выплата в связи с рождением и воспитанием ребенка <данные изъяты>

Распоряжением Управления социальной политики № 10 от 7 февраля 2023 г. ежемесячная денежная выплата Мезенцевой Е.А. прекращена с 1 января 2023 г.

Решением Управления социальной политики № 10 от 10 февраля 2023 г. № 10-14 установлена излишняя выплата Мезенцевой Е.А. ежемесячной денежной выплаты за январь 2023 г. в размере 14 623 руб.

9 августа 2023 г. Мезенцевой Е.А. направлено досудебное предупреждение о добровольном возврате излишне полученного пособия за период с 1 января 2023 г. по 31 января 2023 г. в размере 14 623 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9, 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области», Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1365-ПП «О реализации статьи 22-2 областного закона от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка», исходил из того, что оснований для взыскания спорной выплаты с ответчика не имеется, поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия со стороны Мезенцевой Е.А. недобросовестности при ее получении.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.

Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

        Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», положениями части 2 статьи 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К таким дополнительным мерам государственной поддержки многодетной семье на территории Свердловской области относятся:

    ежемесячное пособие на ребенка, назначаемое на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»;

    ежемесячная денежная выплата многодетной семье, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или более несовершеннолетних детей, назначаемая на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 100-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».

Законом Свердловской области от 3 ноября 2022 г. № 127-ОЗ «О внесении изменений в главу 4 Областного закона «О защите прав ребенка» и статью 2 закона Свердловской области «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» положения о данной выплате исключены из Закона Свердловской области «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» и внесены в Областной закон «О защите прав ребенка».

Законом Свердловской области от 20 декабря 2022 г. № 149-03 «О внесении изменений в Областной закон «О защите прав ребенка» и статью 2 Закона Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка» в Областной закон от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» внесены следующие изменения: статья 22-2 дополнена третьей частью о том, что мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящей статьи, предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет или до назначения на этого ребенка ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1365-ПП «О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» утвержден Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты.

Подпунктом 10 пункта 18 Порядка предусмотрено, что управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата. Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства.

Пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 1).

Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 2).

Вышеуказанные положения Порядка введены постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 г. № 125-ПП.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

    При рассмотрении настоящего гражданского дела по иску Управления социальной политики № 10 о взыскании с Мезенцевой Е.А. излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты за январь 2023 г. в размере 14 623 руб. суды вышеприведенные правовые нормы применили правильно.

    Установив отсутствие недобросовестности ответчика при получении спорной выплаты, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления социальной политики № 10.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Как верно указано судами, основанием для получения ежемесячной денежной выплаты являлось заявление Мезенцевой Е.А. с приложенными документами, следовательно, принятие соответствующего решения Управлением социальной политики № 10 подразумевает проверку заявления и документов на предмет наличия или отсутствия у гражданина, не обладающего специальными познаниями, права на получение того или иного вида выплат. Факты того, что выплата ежемесячной денежной выплаты Мезенцевой Ю.А. за январь 2023 г. произведена 31 января 2023 г., а Управлению социальной политики № 10 стало известно о несоблюдении условий осуществления выплаты 7 февраля 2023 г., о недобросовестности ответчика не свидетельствуют. Выплата пособий относится к компетенции истца, в связи с чем на ответчика не могут быть возложены негативные последствия за организацию такой работы истцом.

Соглашаясь с выводами судов об отсутствии недобросовестности ответчика при получении спорной суммы выплаты за январь 2023 г., суд кассационной инстанции учитывает, что такое основание для прекращения предоставления ежемесячной денежной выплаты, как назначение ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, введено в Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 г. № 125-ПП. Выплата ответчику спорной суммы произведена 31 января 2023 г. (л.д. 12), т.е. до принятия названного постановления. Сведения о назначении ответчику пособия (реестр) поступили в Управление социальной политики № 10 27 января 2023 г. (л.д. 8-9), то есть до выплаты спорной суммы. Следовательно, орган социальной защиты имел возможность не производить ответчику выплату за январь 2023 г.

В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, оценки доказательств, что в соответствии со статьей 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

    Согласно положениям статей 3796, 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.

    Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Асбестовского судебного района Свердловской области от 22 ноября 2023 г. и апелляционное определение Асбестовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 - без удовлетворения.

Судья                                                                     Карпова О.Н.

8Г-7988/2024 [88-9820/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10
Ответчики
Мезенцева Екатерина Александровна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
06.06.2024Единоличное рассмотрение дела судьей
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее