39RS0001-01-2021-001207-89 Дело № 2-2212/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 30 ноября 2021 года
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Штейнепрейс К.С., с участием:
представителя Администрации городского округа «Город Калининград» - Цирулика Е.О.,
представителей ответчика Снегура Р.А. – Снегура А.А. и Пасечнюка А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Калининград» к Снегуру ФИО7 о признании объекта самовольной постройкой и обязании снести или привести в соответствие с установленными требованиями, третьи лица: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Снегуру Р.А., в котором указала, что Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области была проведена проверка по факту осуществления строительных работ на земельном участке с кадастровым номером № площадью 698 кв.м. с видом разрешенного использования «под существующее административно-бытовое здание, для размещения административных зданий» по <адрес>А, принадлежащем на праве собственности Снегуру Р.А. В ходе визуального осмотра был зафиксирован факт возведения кладки наружных стен из газосиликатных блоков выше перекрытия первого этажа существующего нежилого здания с кадастровым номером № и осуществления работ по монтажу скатной деревянной крыши сложной формы, что свидетельствует о замене несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта капитального строительства не выдавалось. В результате проверки выявлен факт реконструкции объекта капитального строительства без получения разрешения на строительство. Земельный участок с кадастровым номером № находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс зданий Лебенихтского госпиталя: ворота входные, 1771 год (<адрес>); корпус, <данные изъяты> год <адрес>); корпус, <адрес> год (<адрес>; капелла, 1903 год (<адрес>). Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области проведены мероприятия по контролю, по результатам которых выявлен факт осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства – нежилого здания по <адрес>А, без разработанного и согласованного органом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации или проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
Ссылаясь на положения пункта 1 стати 222 ГК РФ, Администрация полагает, что указанное здание является самовольной постройкой, которая в соответствии со статьей 55.32 ГрК РФ, подлежит приведению в соответствие с установленными требованиями.
Просит признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес>А в <адрес> самовольной постройкой, обязать ответчика снести самовольную постройку или привести ее в соответствие с установленными требованиями, в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации в судебном заседании иск поддержал, изложил доводы аналогичные описанным в иске, и пояснил, что, вопреки доводам ответчика о проведении им капитального ремонта, заключением судебной экспертизы подтверждено, что ответчиком проводится реконструкция.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом; направил в суд представителей.
Представители ответчика Снегур А.А. и Пасечнюк А.А. в судебном заседании иск не признали, указав на то, что ответчиком проводится капитальный ремонт здания, который не требует получения разрешения на строительство. Оспаривали выводы судебного эксперта, указывая, что здание экспертом было осмотрено поверхностно, материал фундамента указан неверно, наличие подвала не учтено. Разрешение на строительство в данном случае получить невозможно, поскольку на спорное здание, как на объект культурного наследия, не распространяется действие градостроительных регламентов. Ответчик, проводя работы, не имел намерения причинить вред объекту культурного наследия, который был в неудовлетворительном состоянии, а желал только восстановить его. Ответчик продолжает вести работы, и находится в постоянном диалоге с органами государственной власти. Угрозы безопасности для кого-либо в результате проведенных работ не создано. Если следовать букве закона, то здание невозможно привести в надлежащее состояние, поскольку для этого потребуется разрешение на строительство, которое ответчик получить не может. Полагали, что снос объекта культурного наследия является недопустимым.
Представители третьих лиц Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области и Службы охраны объектов культурного наследия Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.
Снегуру Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 698 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, а также находящееся на данном земельном участке нежилое здание, с кадастровым номером №, площадью 106 кв.м., с количеством этажей, в т.ч. подземных этажей – 1 (указанное обстоятельство подтверждено выписками из ЕГРН). Ранее данные объекты имели адрес: <адрес>. Из выписки из ЕГРН на земельный участок следует, что практически весь земельный участок (697 из 698 кв.м.) имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, на основании постановления Правительства Калининградской области от 06.06.2013 № 386 «Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»; режим использования в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
В ходе проверки, проведенной Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (акт проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что на вышеуказанном земельном участке проведены работы по возведению кладки наружных стен из газосиликатных блоков выше перекрытия первого этажа существующего здания; начаты работы по монтажу скатной деревянной крыши сложной формы; на участке рабочие осуществляют строительные работы. В результате выполненных работ заменены несущие строительные конструкции объекта: наружные стены выше перекрытия первого этажа, крыша. Основываясь на данных обстоятельствах, должностное лицо, проводившее проверку, пришло к выводу, что собственником задания проводиться реконструкция здания, при этом разрешения на строительство получено не было.
Также в период с 29 по 30 декабря 2020 года Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области были проведены мероприятия по контролю состояния объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс зданий Лебенихтского госпиталя: ворота входные, 1771 год (<адрес>), корпус, 1903 год (г. <адрес>), корпус, 1903 год (<адрес>), капелла, 1903 года (<адрес>)» (акт № от ДД.ММ.ГГГГ), было выявлено, что в непосредственной близости (примыкает к общей стене) с объектом культурного наследия «Ворота входные, 1771 год (<адрес>, б/н)» осуществляется строительство (реконструкция) объекта капитального строительства:
- возведено 2-х этажное здание (первый этаж и мансарда) на фундаменте существовавшего ранее нежилого здания;
- кирпичные стены первого этажа ранее существовавшего здания доложены красным полнотелым кирпичом б/у, стены мансардного этажа и фронтонов выполнены из белого газосиликатного блока;
- выполнено устройство крыши (стропильная система, мауэрлат, обрешетка), возведены кирпичные дымоходы;
- на территории строительного участка складированы строительные материалы, ограждение с южной стороны отсутствует;
- щит с информацией о строящемся (реконструируемом) объекте капитального строительства отсутствует.
Лицом, проводящим работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в границах территории объекта культурного наследия, обязательный раздел об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проекте проведения таких работ или проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия, либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающий оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия на согласование в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области не представлялся. Лицом осуществляющим работы по строительству, нарушен запрет на строительство объекта капитального строительства и увеличение пространственных характеристик существующего на территории объекта культурного наследия объекта капитального строительства. Работы, проводимые на объекте капитального строительства, не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, по сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. При проведении строительных работ нарушены обязательные требования по обеспечению сохранности вышеуказанного объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Калининградской области от 06.06.2013 N 386 утверждены границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с данным постановлением, в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» под № включен «Комплекс зданий Лебенихтского госпиталя: ворота входные, 1771 год (<адрес>, б/н), корпус, 1903 год (<адрес>,<адрес>), корпус, 1903 год (<адрес>), капелла, 1903 года (<адрес>)» (номер схемы - 52, номер объекта на схеме - 241). Этим же постановлением утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, согласно которым (п. 2) в границах охранных зон объектов культурного наследия регионального значения допускается:
1) реставрация, ремонт и реконструкция существующих зданий, строений, сооружений без изменения их габаритов;
2) воссоздание утраченных объектов, являющихся частью историко-градостроительной или природной среды памятника, при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы;
3) регенерация историко-градостроительной и природной среды;
4) ремонт, реконструкция и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры при сохранении характеристик исторической среды.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон «Об объектах культурного наследия»), отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 3.1 Закона «Об объектах культурного наследия», территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Частью 2 статьи 3.1 Закона «Об объектах культурного наследия» установлено, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц; границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков; границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5.1 Закона «Об объектах культурного наследия», в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Частями 1-2 статьи 33 Закона «Об объектах культурного наследия» установлено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе:
- согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (п.п.8);
- выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (п.п.12).
Кроме границ территории объекта культурного наследия хозяйственная деятельность ограничивается также в охранной зоне объекта культурного наследия (территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия), а также в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений) (ст. 34 Закона «Об объектах культурного наследия»)
Частью 1 статьи 36 Закона «Об объектах культурного наследия» установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 36 Закона «Об объектах культурного наследия», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (ч.3 ст.36 Закона «Об объектах культурного наследия»).
Частями 1,3,4 статьи 40 Закона «Об объектах культурного наследия» установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ; изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия; работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона «Об объектах культурного наследия», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) (здесь и далее - ред. от 08.12.2020года (актуальной на момент составления акта проверки, выявившего проведение работ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст.51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1.1. статьи 51 ГрК РФ, в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4 ст.51 ГрК РФ).
Частью 5.1. стать 51 ГрК РФ установлено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.
Перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ, в том числе проведение капитального ремонта объектов капитального строительства (п. 4.1 ч.17 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из изложенных норм закона следует, что проведение работ по реконструкции спорного капитального строительства, расположенного в границах объекта культурного наследия, допускается только по разрешению, выданному органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. При этом довод ответчика о том, что выдача такого разрешения не предусмотрена, опровергается вышеизложенными нормами закона.
Капитальный ремонт объекта допустим при отсутствии увеличения объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства. Для проведения капитально ремонта получение разрешения на строительство не требуется.
Истец утверждает, что ответчиком проводятся работы по реконструкции спорного объекта, а ответчик настаивает на том, что им проводится капительный ремонт объекта.
Для разрешения вопроса об объеме и характере проведенных ответчиком на спорном объекте работ, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ФБУ Калининградская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ.
Согласно заключению эксперта от 29.10.2021 года №, на объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: <адрес>А проведены работы по изменению технических характеристик:
- увеличение количества этажей, путем надстройки второго (мансардного) этажа;
- увеличение строительного объема, путем надстройки второго (мансардного) этажа;
- увеличение общей площади помещений, путем перепланировки первого этажа и надстройки второго (мансардного) этажа;
- полная замена междуэтажного перекрытия;
- полная замена стропильной системы крыши и кровли здания.
С учетом полной замены перекрытия, крыши, изменения этажности здания, его строительного объема и площади, проведенные работы относятся к реконструкции данного объекта, и не относятся к капитальному ремонту.
Оценивая вышеуказанное заключение эксперта, суд признает его относимым, допустимым и убедительным доказательством, которое в совокупности с материалами дела и пояснениями участвующих в деле подтверждает, что ответчиком в отсутствии разрешительных документов (самовольно) была произведена реконструкция, изменившая в том числе объемно-пространственные характеристики объекта (этажность, угол наклона крыши, высоту).
Суд отвергает доводы ответчика и его представителя о недопустимости и поверхностности данного экспертного заключения, поскольку все значимые для ответа на поставленные вопросы эксперт установил полно и достоверно. Тот факт, что экспертом не описывался подвал в здании, существенного правового значения не имеет, поскольку в этом уровне изменений в здании не проводилось (что подтверждается и ответчиком); указание на железобетонный фундамент сделано экспертом исходя из технического паспорта (о чем указано в экспертном заключении), это обстоятельство также не имело существенного значения для ответа на поставленные вопросы, поскольку фундамент изменениям не подвергался. Ссылки на то, что экспертом не было учтено наличие чердачного помещения, также несостоятельны, поскольку экспертом в качестве достоверных характеристик здания до проведения реконструкции принимались данные технического объекта по состоянию на 26.07.1999 года, в котором чердак, в качестве самостоятельного помещения учтен не был (поскольку таковым не являлся).
Таким образом, для проведения реконструкции спорного объекта недвижимости требовалось получение разрешения на строительство, выдаваемое при условии обеспечения соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Суд также считает несостоятельным доводы ответчика о практической невозможности получения такого разрешения. Действуя по своей воле, и в своем интересе, приобретая объект, расположенный в границах объекта культурного наследия, ответчик должен действовать добросовестно, и в первую очередь должен исходить из наличия существенных ограничений его прав собственника, и владея данным объектом, должен в первую очередь обеспечивать его сохранность, не допуская действий, которые могли бы идти вразрез с требованиями закона.
Очевидно, что ответчик данными обязанностями собственника грубо пренебрег, приступив, без какого-либо согласования с уполномоченным органом, к частичному демонтажу объекта (который был разобран ниже уровня перекрытия), с последующим возведением строительных конструкций из современных материалов (железобетон, газосиликат), что не соответствует даже представленным самим ответчиком документам (предусматривающим восстановление существовавшей кладки аналогичным кирпичом). Кроме того, суд отмечает, что ответчик также пренебрег и судебным запретом на проведение строительных работ, продолжая вести строительные работы на объекте в период, когда это было запрещено судом (что видно из фотоснимков, сделанных при осмотре объекта экспертом и подтверждалось представителем ответчика в судебном заседании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ установлено, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 55.32 ГрК РФ, снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 55.32 ГрК РФ, снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 ГрК РФ. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ.
В силу пункта 3 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. При этом необходимо, чтобы в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, такие лица представили в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
Таким образом, реконструкция спорного объекта капитального строительства произведена самовольно, и на основании изложенных норм закона, суд находит обоснованным требование истца об обязании ответчика, в собственности которого в настоящее время находится строение и земельный участок, привести объект в соответствие с установленными требованиями.
Поскольку в отношении данного объекта установленными требованиями закона является сохранение объекта культурного наследия, то приведением данного объекта в соответствие с установленными, будет его восстановление в состоянии, предшествовавшем самовольной реконструкции, т.е. в соответствии с техническим паспортом данного нежилого здания, составленном по состоянию на 26.07.1999 года. При этом данные работы должны также проводиться ответчиком не самовольно, а исключительно в порядке, предусмотренном для реконструкции (с предварительным получением разрешения на строительство в уполномоченном органе).
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
Также на основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации городского округа «Город Калининград» удовлетворить.
Признать самовольной постройкой объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>А, и обязать Снегура ФИО8 в срок 8 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, привести указанную самовольную постройку в соответствие с техническим паспортом данного нежилого здания, составленном по состоянию на 26.07.1999 года.
Взыскать со Снегура ФИО9 государственную пошлину в бюджет городского округа «Город Калининград» 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2021 года.
Судья А.В. Таранов