Дело № 2-124/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Севостьянова,
при секретаре Давыдовой Д.В.,
с участием истца Гилязова И.Г.,
представителя истца по доверенности Арсланова А.А.,
ответчика Гилязовой Э.А., являющейся также законным представителем ответчиков Гилязова К.Г. и Гилязовой Л.Г.,
представителя ответчика Гилязовой Э.А. по ордеру адвоката Трифоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гилязова И. Г. к Гилязовой Э. А., несовершеннолетним Гилязову К. Г.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гилязовой Л. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Галиахметовой Р. Г. о восстановлении срока для принятия наследства, взыскании компенсации морального вреда в солидарном порядке,
у с т а н о в и л:
Гилязов И.Г. обратился с вышеназванным иском к нотариусу Высокогорского нотариального округа Республики Татарстан Динниуловой Д.Д., в обоснование указав следующее.
Отец истца – Гилязов Г. Х. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как утверждает истец, свидетельство о смерти у него не имеется, он его не получал, так как узнал о смерти отца лишь ДД.ММ.ГГГГ от соседей в <адрес>, где умерший был имамом в мечети.
После смерти Гилязова Г.Х. открылось наследство, состав имущества истцу точно не известен, сведения о нем содержатся в наследственном деле у нотариуса.
Гилязов И.Г. отмечает, что другие наследники без его участия стали принимать наследство у нотариуса, а нотариус его об открытии наследства не уведомил.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление нотариусу о приостановлении выдачи свидетельств о праве на наследство.
В ходе судебного разбирательства была произведена замена ненадлежащего ответчика нотариуса Высокогорского нотариального округа Республики Татарстан Динниуловой Д.Д. на надлежащих ответчиков – Гилязову Э. А., несовершеннолетнего Гилязова К. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетнюю Гилязову Л. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Галиахметову Р. Г..
В судебном заседании истец увеличил свои исковые требования.
В этой связи, с учетом увеличения требований, истец просит суд:
- восстановить Гилязову И. Г. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца – Гилязова Г. Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с Гилязовой Э. А., несовершеннолетних Гилязова К. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гилязовой Л. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Галиахметовой Р. Г. в солидарном порядке в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Истец Гилязов И.Г. и его представитель Арсланов А.А. в судебном заседании иск поддержали, просили исковые требования удовлетворить, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Гилязова Э.А., являющася также законным представителем несовершеннолетних ответчиков Гилязова К.Г. и Гилязовой Л.Г., и ее представитель адвокат Трифонова Г.В. в судебном заседании иск не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований, представили письменные возражения на исковое заявление.
Ответчик Галиахметова Р.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). Наследство открывается со смертью гражданина (статья 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1).
В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» течение сроков принятия наследства, установленных статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства: на следующий день после даты открытия наследства либо после даты вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации); на следующий день после даты смерти - дня, указанного в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (пункт 8 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а если день не определен, - на следующий день после даты вступления решения суда в законную силу; на следующий день после даты отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации); на следующий день после даты окончания срока принятия наследства, установленного пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок принятия наследства истекает в последний месяц установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации шести- или трехмесячного срока в такой же по числу день, которым определяется его начало, - день открытия наследства, день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, день, указанный в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (пункт 8 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а если день не определен, - день вступления решения суда в законную силу, день отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации, день окончания срока принятия наследства, установленного пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Как следует из материалов дела, Гилязов И.Г. является сыном Гилязова Г. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством об установлении отцовства № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Гилязов Г.Х. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов наследственного дела № к имуществу Гилязова Г.Х., находящегося в производстве нотариуса Высокогорского нотариального округа Республики Татарстан Динниуловой Д.Д., следует, что ДД.ММ.ГГГГ нотариусу поступили заявления о принятии наследства умершего: от его супруги Гилязовой Э.А., действующей от себя и их несовершеннолетней дочери Гилязовой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также несовершеннолетнего сына Гилязова К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действующего с согласия матери – Гилязовой Э.А.
Помимо этого наследниками умершего Гилязов Г.Х. также являются: сын – Гилязов И.Г. и дочь – Галиахметова (ранее – Гилязова) Р.Г.
Согласно наследственному делу, истец Гилязов И.Г. и ответчик Галиахметова Р.Г. не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный шестимесячный срок.
Таким образом, единственными наследниками, обратившимися к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в установленный законом срок, являются ответчики Гилязова Э.А. и ее несовершеннолетние дети Гилязов К.Г. и Гилязова Л.Г.
ДД.ММ.ГГГГ от истца Гилязова И.Г. нотариусу поступило заявление о приостановлении выдачи свидетельств о праве на наследство, в связи с намерением обратиться в суд.
Истец, обращаясь с исковыми требованиями о восстановлении ему срока для принятия наследства, ссылается на уважительность причин пропуска данного срока, заявляя, что о смерти отца узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ, нотариус об открытии наследства его не уведомлял, кроме того, истец обращался за юридической помощью для решения вопроса о принятии наследства, однако юридические услуги ему фактически оказаны не были.
Вместе с тем, указанные истцом обстоятельства, суд не может отнести к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцу стало известно о смерти отца, те есть об открытии наследства, ДД.ММ.ГГГГ – до истечения шестимесячного срока принятия наследства (ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, у истца имелась возможность обратиться к нотариусу в пределах установленного законом срока. Допустимых доказательств объективной невозможности обращения истца к нотариусу в указанный период в материалы дела Гилязовым И.Г. не представлено.
Неуведомление истца нотариусом об открытии наследства также не отнесено законом к уважительным причинам пропуска срока на подачу наследником заявления о принятии наследства. Гилязов И.Г., будучи наследником в силу закона, имел право самостоятельно обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, при том, что информация об открытии наследственного дела находится в открытом доступе на сайте Федеральной нотариальной палаты России в сети «Интернет».
Суд отклоняет довод истца и о том, что предоставление неквалифицированной юридической помощи является основанием для восстановления срока на принятие наследства, поскольку, напротив, пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 даны разъяснения, что незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства не является уважительным обстоятельством для восстановления срока принятия наследства.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока принятия наследства, истцом суду не представлено.
В этой связи, в удовлетворении исковых требований Гилязова И.Г. о восстановлении срока принятия наследства, открывшегося после смерти Гилязова Г.Х., следует отказать.
Разрешая требования иска о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в солидарном порядке в размере 100 000 рублей, суд полагает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Истцом, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено доказательств причинения ему ответчиками морального вреда и нарушения его имущественных прав.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска и в данной части.
Следовательно, суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления Гилязова И. Г. к Гилязовой Э. А., несовершеннолетним Гилязову К. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гилязовой Л. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Галиахметовой Р. Г. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Гилязова Г. Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в солидарном порядке в размере 100 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: