Судья Хагундокова Р.Р. дело № 33-607/2023
(номер дела суда первой инстанции 2-3449/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 июля 2023 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Тхагапсовой Е.А.,
судей – Аутлева Ш.В. и Сиюхова А.Р.,
при секретаре судебного заседания – Кохужевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 и ФИО8 к Министерству Обороны Российской Федерации о признания права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> Северная Осетия - Алания право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м. скадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженкой <адрес> Северная Осетия- Алания право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи ФИО17, пояснения представителя истцов – ФИО15, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации о признания права собственности в порядке приватизации. В обоснование своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7, как работнику войсковой части 21797 и его семье в составе состоящей из пяти человек, включая ФИО3 (жена), ФИО4 (дочь), ФИО5 (дочь), ФИО6 (дочь) Министерством Обороны Российской Федерации была предоставлена квартира площадью 69,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, в подтверждение чего был выдан контрольный талон к ордеру на жилое помещение № г серия ААО-М.
ДД.ММ.ГГГГ умер их отец ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО3.
В настоящее время в указанной квартире проживают: ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9 (несовершеннолетний сын ФИО8). Согласно выписке из ЕГРН квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 69,2 кв.м находится в оперативном управлении у Министерства Обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истцами в адрес Министерства Обороны Российской Федерации было направлено заявление о переоформлении договорасоциального найма с приложением перечня документов, необходимой для рассмотрения обращения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № истцам отказано в перезаключении договора социального найма в виду того, что Филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс», ранее ФГКУ «Югрегионжилье», договор социального найма с ФИО7 не заключал и правопреемником Майкопской КЭЧ района не является.
Истцы полагают, что пользуются жилым помещениям на условиях договора социального найма и обладают правом на его приватизацию.
Просили суд признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, признать за ФИО8 право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю квартиры площадью 69,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации в ведение органов местного самоуправления спорное жилое помещение не передавало. Следовательно, обязательного условия, позволяющего применить к отношениям по пользованию жилым помещением положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, нет, так как спорное жилое помещение в ведение органов местного самоуправления не передавалось.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11, ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ введен в действие с 1 марта 2005 года (далее по тексту - ЖК РФ).
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, при этом действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В силу статей 19, 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541 от 04.07.1991 года, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На основании ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541 от 04.07.1991 г., передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе бесплатно получить такие помещения в собственность. При этом требования о приватизации подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (ст. ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; п. п. 3, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8).
Для приватизации и признания права собственности в порядке приватизации, в частности (ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; ст. ст. 2, 4, 11 Закона N 1541-1), следует подтвердить право пользования на основании договора социального найма или документы, подтверждающие пользование помещением на условиях договора социального найма, что жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду; подтверждающие, что ранее истец в приватизации не участвовал; что спорное помещение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в отношении которых возможна приватизация, что истец несет бремя содержания жилого помещения; согласия иных лиц, имеющих право на приватизацию спорного помещения, на приватизацию или отказы от участия в приватизации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ф ФИО7 и его семье, состоящей из пяти человек, включая ФИО3 (жена), ФИО4 (дочь), ФИО5 (дочь), ФИО6 (дочь), Министерством Обороны Российской Федерации была предоставлена квартира площадью 69,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается контрольным талоном к ордеру на жилое помещение № г серия AAО-M ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).
Согласно выписке из ЕГРН квартира площадью 69,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении у Министерства Обороны Российской Федерации, запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО7, что подтверждается свидетельством о смерти 1-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти 1-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, правом приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, обладают в соответствии с контрольным талоном к ордеру на жилое помещение № г серия ААО-М наследники – ФИО4, ФИО5 и ФИО6.
Из свидетельства о заключении брака I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после заключения брака ФИО5 присвоена фамилия ФИО2 (л.д. 20).
Из свидетельства о заключении брака I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после заключения брака ФИО4 присвоена фамилия ФИО1 (л.д. 28).
Из свидетельства о заключении брака I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после заключения брака ФИО6 присвоена фамилия ФИО20 (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ истцами в адрес Министерства Обороны Российской Федерации направлено заявление о переоформлении договора социального найма с приложением перечня документов, необходимого для рассмотрения обращения (л.д. 31).
ДД.ММ.ГГГГ ФГАУ «Росжилкомплекс» направило ответ о необходимости предоставления в Филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» дополнительного перечня документов (л.д. 35).
ДД.ММ.ГГГГ истцами повторно в адрес Министерства Обороны Российской Федерации направлено заявление о переоформлении договора социального найма с приложением перечня документов, необходимого для рассмотрения обращения (л.д. 34).
Письмом от 05 октября 2021 года исх. № № истцам было отказано в перезаключении договора социального найма ввиду того, что Филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» ранее ФГКУ «Югрегионжилье» договор социального найма с Бочаровым Александром Александровичем не заключал и правопреемником Майкопской КЭЧ района не является (л.д. 38).
К участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица привлечен правопреемник Майкопской КЭЧ ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России.
Согласно письменному пояснению ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на балансовом учете ФГКУ «Северо- Кавказское ТУИО» Минобороны России не состоит и не является собственником вышеуказанного жилого помещения (л.д. 84).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ (исх. № и №) в адрес Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России» направлен запросы о предоставлении следующих сведений:
- на каком праве у Министерства обороны Российской Федерации находится <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №?
- отнесена ли указанная квартира к специализированному жилищному фонду? Если да, то когда и какими актами?
- в чем состоит правовой интерес Министерства обороны Российской Федерации в отношении указанной квартиры?
Министерство обороны Российской Федерации ответ на указанный запрос суда не представило.
Согласно ответу ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России» на запрос суда № от ДД.ММ.ГГГГ, на бюджетном учете Учреждения <адрес> по адресу: <адрес>, не состоит, в рамках реорганизации квартирно-эксплуатационных частей районов не передавалась, отдельными приказами не закреплялась. По сведениям ЕГРН на жилое помещение с кадастровым номером № зарегистрированы права физических лиц.
Действительно, из приложенной к ответу ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России» выписки из ЕГРН следует, что правообладателями являются физические лица по 1/3 доли.
Судом апелляционной инстанции также были направлены запросы ДД.ММ.ГГГГ (исх. № и №) в адрес Администрации МО «<адрес>» и Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении следующих сведений:
- принималось ли решение о том, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, относится к помещениям специализированного жилищного фонда?
- принимали ли ФИО1, ФИО2, ФИО8 ранее участие в приватизации жилья?
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, решение об отнесении <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду Комитетом не принималось. Сведения об участии ранее граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО8 в приватизации жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» отсутствуют. Дополнительно сообщили, что в связи с неуказанием сведений о возможном изменении фамилии представленные сведения могут быть недостоверными.
Судом апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ (исх. №, №) в адрес администрации МО «<адрес>» и Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» повторно направлен щапрос о предоставлении следующих сведений:
- принимали ли Шумакова (ФИО2, ФИО19) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 (ФИО19) ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20 (ФИО19) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ранее участие в приватизации жилья?
Из ответа Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что сведения об участии граждан ФИО1 (ФИО19) ФИО10, Шумаковой (ФИО2, ФИО19) ФИО11 и ФИО20 (ФИО19) ФИО12 в приватизации жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» отсутствуют.
Согласно ответу Отделения по <адрес> южного филиала ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ, за Шумаковой (ФИО2, ФИО19) Д.А., ФИО1 (ФИО19) Е.А., ФИО20 (ФИО19) А.А. объектов недвижимости до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и <адрес>, Шовгеновском и <адрес>х, в Гиагинском, Красногвардейском, Майкопском и <адрес>х не числится. Сведения об использовании права приватизации до ДД.ММ.ГГГГ за Шумаковой (ФИО2, ФИО19) Д.А., ФИО1 (ФИО19) Е.А., ФИО20 (ФИО19) А.А. отсутствуют.
Из вышеуказанного следует, что спорная <адрес> специализированному жилищному фонду не относится, сведений, подтверждающих участие ранее ФИО1, ФИО2 и ФИО8 в приватизации жилищного фонда муниципального образования «<адрес>», не имеется.
Согласно копиям финансово-лицевого счета № от 10 август 2021 года, ДД.ММ.ГГГГ, в качестве жильцов в <адрес> указаны ФИО3, ФИО8, ФИО9 Кроме того, указана также задолженность по оплате коммунальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ – 9 124,25 рублей, на ДД.ММ.ГГГГ – 23553,90 рублей.
Данными обстоятельствами подтверждается проживание истцов в спорной квартире и пользование коммунальными услугами.
Согласно представленным в материалы дела копиям чеков по операциям «Сбербанк онлайн», истцами за период с августа 2020 года по апрель 2023 года периодически платежами производилась оплата коммунальных услуг в ООО «Восход-Сити».
Соответственно, истцы оплачивали коммунальные услуги, предоставляемые в спорную <адрес>, именно в Жилищно-эксплуатационное управление, а не в Квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, поскольку сведений об отнесении спорного жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда не имеется, как и не имеется сведений об участии ранее истцов в приватизации жилищного фонда, спорным жилым помещением истцы владеют и пользуются на законных основаниях - вселены в спорную квартиру как члены семьи нанимателя по ордеру, несут бремя содержания имущества, оплачивая его в общую жилищную эксплуатационную организацию, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 и ФИО8 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Довод апеллянта о том, что спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации, опровергается материалами дела, а также письменным ответом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России» на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которому на бюджетном учете Учреждения <адрес> по адресу: <адрес>, не состоит, в рамках реорганизации квартирно-эксплуатационных частей районов не передавалась, отдельными приказами не закреплялась.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Нарушений норм процессуального и материального права судом также допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2023 года.
Председательствующий: Тхагапсова Е.А.
Судьи: Аутлев Ш.В.
Сиюхов А.Р.