Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022 г. Дело № 2а-694/2022
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2022 года г. Владивосток Приморского края
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Логиновой Е.В.
при секретаре Лукьянове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беликовой Татьяны Викторовны, действующей в ФИО5 несовершеннолетней ФИО2, к администрации Артемовского городского округа, межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Беликова Т.В. обратилась в суд с названным административным иском в интересах несовершеннолетней подопечной – ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся ребенком-сиротой, указав в обоснование требований, что несовершеннолетней на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, фактически состоящее из одной комнаты площадью 12,7 кв.м. Проживание в данном жилом помещении невозможно ввиду отсутствия поквартирной разводки внутридомовой системы водоснабжения и водоотведения и отсутствия технической возможности проведения водоснабжения. В интересах подопечной она обратилась в межведомственную комиссию администрации Артемовского городского округа (далее – межведомственная комиссия) с заявлением о признании жилого помещения по <адрес> в г. Артеме непригодным для проживания по причине отсутствия инженерной системы водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором принято решение о возвращении ее заявления без рассмотрения на основании абз. 1 п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. (далее по тексту – Положение), в связи с непредоставлением документов, предусмотренных п. 45 Положения, а именно, заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения многоквартирного жилого дома. Письмом межведомственной комиссии от 11.10.2021 г. (исх. №) ей предложено предоставить такое заключение. Считает требование административного ответчика о предоставлении указанного заключения незаконным, противоречащим Положению. Полагает, что предоставление заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения не является необходимым с учетом основания, указываемого ею в качестве причины непригодности помещения для проживания. Здание, в котором расположена квартира, построено в 1986 году, рабочее состояние его несущих и ограждающих конструкций ею не оспаривается. Считает, что административный ответчик уклонился от рассмотрения поставленного ею вопроса и вынес формальное решение о возвращении заявления. Административный истец просила признать незаконным решение, принятое межведомственной комиссией администрации Артемовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ о возвращении ее заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания без рассмотрения; обязать административного ответчика в срок не позднее 14-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, находящегося по адресу: г. Артем, <адрес>, непригодным (пригодным) для проживания и принять заключение в соответствии с п. 47 Положения.
В судебном заседании административный истец Беликова Т.В. поддержала требования по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
В соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие стороны административного ответчика, извещенного надлежащим образом и заявившего письменное ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие, в котором представитель просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Заслушав доводы административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя (ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ признание жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 г. № 47, утвердившее вышеуказанное Положение, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения (п. 42 Положения).
Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым п. 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные п. 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).
В п. 44 Положения отражена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, которая включает, среди прочего, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в названном Положении требованиям.
В силу п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в частности, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим п. 44 указанного Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном положении требованиям.
В ходе разбирательства дела установлено, что протоколом № 9 от 08.10.2021 г. на заседании межведомственной комиссии принято решение о возвращении без рассмотрения заявления Беликовой Т.В. по вопросу признания жилого помещения №, расположенного в <адрес> в г. Артеме, непригодным для проживания и соответствующих документов со ссылкой на непредоставление заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения, а именно, заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения многоквартирного жилого дома, и невозможность его истребования на основании межведомственных запросов с использованием межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, о чем заявителю сообщено в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №).
Вместе с тем при обращении в межведомственную комиссию Беликовой Т.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО10., указывалось на несоответствие принадлежащей ее подопечной квартиры требованиям проживания в жилых помещениях по причине отсутствия инженерной системы водоотведения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения и невозможность ее обустройства.
Необходимость предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения административным ответчиком не доказана, учитывая, что требования административного истца не затрагивают вопрос несоответствия элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения и вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявителем не ставится.
Оценивая установленные обстоятельства по делу, исходя из анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что межведомственная комиссия фактически не приняла в соответствии с п.п. 46 и 47 Положения решение по результатам рассмотрения заявления административного истца, при этом необходимость предоставления заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения многоквартирного жилого дома надлежащим образом не обоснована, в связи с чем оспариваемое решение нельзя признать законным.
Учитывая изложенное, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на межведомственную комиссию обязанность в течение 30 дней, с учетом сроков, установленных в Положении, после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Беликовой Т.В. по вопросу признания пригодным (непригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: г. Артем, <адрес>, в соответствии с п. 42 Положения и принять решение в порядке, предусмотренном п. 47 данного Положения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Беликовой Татьяны Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации Артемовского городского округа, межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Артемовского городского округа о возврате без рассмотрения заявления Беликовой Татьяны Викторовны по вопросу признания пригодным (непригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: г. Артем, <адрес>, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать межведомственную комиссию по оценке пригодности (непригодности) помещения для проживания граждан и выявлению оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Артемовского городского округа в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Беликовой Татьяны Викторовны по вопросу признания пригодным (непригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: г. Артем, <адрес>, в соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, и принять решение в порядке, предусмотренном п. 47 данного Положения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Логинова