Судья: Саломатин А.А. адм.дело N 33А-8833/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Житниковой О.В.
при секретаре Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Юртаева В.И. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, оформленного уведомлением от 28 марта 2019 г. N 63-0-1-215/3311/2019-46 и о восстановлении нарушенного права,
апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Самарского районного суда г.Самары от 7 мая 2019 г..
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Фроловой О.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Юртаева В.И. – Коган И.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Юртаев В.И. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что 26 марта 2019 г. в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Управление Росреестра по Самарской области им было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым № площадью 679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" на "для индивидуального жилищного строительства".
В связи с тем, что не был представлен распорядительный акт о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, на основании главы 5 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") регистрирующий орган оставил указанное заявление без рассмотрения, о чем сообщил в направленном в адрес Юртаева В.И. уведомлении N 63-0-1-215/3311/2019-46 от 28 марта 2019 г.
Полагая оспариваемое решение не соответствующим требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а свои права нарушенными, Юртаев В.И. просил признать его незаконным, восстановить свои нарушенные права путем возложения на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по возобновлению работы по его заявлению от 26 марта 2019 г.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 7 мая 2019 г. заявленные Юртаевым В.И. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, несоответствующим обстоятельствам административного дела, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, что в силу пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ влечет отмену решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные Юртаевым В.И. требования и признавая оспариваемое им решение Управления Росреестра по Самарской области об оставлении без рассмотрения заявления от 26 марта 2019 г. об осуществлении государственного кадастрового учета в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" на "для индивидуального жилищного строительства" не соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости", регулирующим спорные отношения и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не доказан факт непредставления Юртаевым В.И. документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
По мнению суда, оставляя заявление без рассмотрения, Управление Росреестра по Самарской области не рассмотрело по существу заявление Юртаева В.И., при этом регистрирующий орган ошибочно исходил из того, что Юртаевым В.И. выбран новый вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства", в действительности Юртаев В.И. просил восстановить вид разрешенного использования, с которым земельный участок был ему изначально предоставлен 8 июля 1992 г. - до введения 29 декабря 2004 г. в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61. Вступившим в законную силу 12 октября 2016 г. решением Октябрьского районного суда г.Самары от 27 июля 2016 г. по гражданскому делу N 33-13347/2016, установлен вид разрешенного использования принадлежащего Юртаеву В.И. земельного участка "индивидуальное жилищное строительство", названный судебный акт имеет преюдициальное значение, следовательно, обстоятельства им установленные не подлежат доказыванию вновь.
Свои выводы суд обосновывал положениями пункта 1 статьи 6 вышеназванных Правил, согласно которым объекты недвижимости (земельные участки, здания или сооружения), ставшие несоответствующими после введения в действие настоящих Правил, могут существовать и использоваться без их привидения в соответствие с настоящими Правилами.
Доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что в основу процедуры изменения и в основу процедуры восстановления сведений о виде разрешенного использования земельного участка положены совершенно разные обстоятельства, и что в рассматриваемом случае имеет место изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка, предполагающее в соответствии с положениями статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение решения местной администрации о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования, судом первой инстанции признаны несостоятельными.
Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Юртаеву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 679,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (запись в Едином государственном реестре недвижимости N 63-63-01/359/2009-040), сведения о котором были внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) 24 декабря 2009 г. на основании заявления Юртаева В.И. от 23 ноября 2019 г. о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Юртаев В.И. 2 июля 2018 г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Вместе с заявлением Юртаевым В.И. представлено распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 24 января 2018 г. N РД-59 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, согласно которому образуемый земельный участок (а значит и принадлежащий Юртаеву В.И. земельный участок с кадастровым №) расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (ж-4), в которой использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков и требует специального согласования Комиссии по застройке и землепользования при Главе г.Самары.
5 июля 2018 г. Управлением Росреетра по Самарской области заявленные изменения внесены в ЕГРН.
26 марта 2019 г. в Управление Росреестра по Самарской области Юртаевым В.И. подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № с "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" на "для индивидуального жилищного строительства".
Руководствуясь положениями главы 5 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", регистрирующий орган решением от 28 марта 2019 г. оставил заявление без рассмотрения ввиду не предоставления распорядительного акта о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что Юртаев В.И. в заявлении от 26 марта 2019 г. фактически просил не изменить вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", а восстановить ранее существовавший вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Вместе с тем, данный вывод опровергается текстом самого заявления (л.д.75).
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что для восстановления сведений о ранее существовавшем виде разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" необходимо признание в судебном порядке незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по внесению 5 июля 2018 г. в ГКН изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № с "для индивидуального жилищного строительства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), в соответствии с которым физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (состав и порядок деятельности которой утверждается главой местной администрации).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, указанный в заявлении от 26 марта 2019 г. вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" в зоне Ж-4, в которой расположен земельный участок с кадастровым №, относится к условно-разрешенным видам использования.
Из содержания приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения, возникшие между Юртаевым В.И. и Управлением Росреестра по Самарской области, следует, что для изменения вида разрешенного использования с "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" на "для индивидуального жилищного строительства" помимо соответствующего заявления, Юртаеву В.И. необходимо представить в регистрирующий орган решение главы местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого Юртаевым В.И. решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленное уведомлением от 28 марта 2019 г. N 63-0-1-215/3311/2019-46, об оставлении без рассмотрения заявления о внесении изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка незаконным основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку не соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ.
При данных обстоятельствах, когда отсутствует указанная выше совокупность условий для признания оспариваемого решения Управления Росреестра по Самарской области незаконным, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 7 мая 2019 г. отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Юртаевым В.И. требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленного уведомлением от 28 марта 2019 г. N 63-0-1-215/3311/2019-46 и о восстановлении нарушенного права - отказать.
Председательствующий:
Судьи: