Дело № 2а-87/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления ЖКХ Администрации МР «Сосногорск» к Главному специалисту- эксперту Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску Рябовой Я.Р., Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) об отмене предписания,
установил:
Управление ЖКХ Администрации МР «Сосногорск» обратилось в Сосногорский городской суд РК с административным иском к Главному специалисту- эксперту Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску Рябовой Я.Р. об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. Впоследствии по ходатайству представителя административного истца к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Главным специалистом- экспертом Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску Рябовой Я.Р. вынесено предписание № в адрес административного истца об устранении повреждений кирпичной кладки стен подъездов <адрес>, в том числе вокруг дверных коробок тамбуров, восстановить поврежденный штукатурный слой, а также разработать план мероприятий по восстановлению приборов отопления в дальнейшем, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец не согласен с указанным предписанием, считает, что оно вынесено с нарушением норм закона. Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме № квартир входит в состав муниципального имущества, а 50 квартир находится в собственности физических лиц, предписание выдано только УЖКХ администрации МР «Сосногорск». Считает, что проведение работ, указанных в предписании, только за счет администрации МР «Сосногорск» повлечет нецелевое расходование бюджетных средств. При вынесении административным ответчиком предписания не были учтены положения статей 14 и 161 ЖК РФ.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены. Ранее представитель УЖКХ Администрации МР «Сосногорск» в суде на иске настаивал. От административного ответчика Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) поступил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что предписание выдано Государственной жилищной инспекцией по г.Сосногорску в рамках полномочий Службы и его территориальных органов по осуществлению регионального государственного жилищного надзора. УЖКХ администрации МР «Сосногорск» как лицо, осуществляющее полномочия собственника в отношении квартир в многоквартирном <адрес> при отсутствии соответствующего договора управления многоквартирным домом или договора о содержании и ремонте общего имущества ответственно за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества многоквартирного дома в части, причитающейся на долю муниципального жилого фонда. В связи с чем, обязанность по выполнению правил содержания общего имущества в указанном доме лежит на истце. Нарушение административным истцом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 ведет к нарушению прав жителей указанного многоквартирного дома на пользование общедомовым имуществом в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасное для жизни и здоровья проживание.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений пункта 1 части 9 указанной статьи, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела, отзыва административного ответчика следует, что согласно распоряжению и.о. руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая проверка с целью рассмотрения обращений граждан, проживающих в многоквартирном <адрес> (далее - МКД №): ЩНП (<адрес>); ДМА (<адрес>); КАК (<адрес>); УМЗ (<адрес>); РТА (кв.<адрес>,93); ДАИ (<адрес>); КАВ (кв.<адрес> МНИ (<адрес>); ЧОА (<адрес>); АТВ (<адрес>).
В ходе проведения проверки выявлено нарушение требований пунктов 3.2.9, 4.5.1, 4.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее - Правила №170), подпункта «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г (далее - Правила №), а именно: стены подъездов МКД № имеют нарушения штукатурного слоя и кирпичной кладки, в том числе вокруг дверной коробки тамбуров; в подъездах МКД № частично отсутствуют отопительные приборы, не обеспечена готовность инженерной системы теплоснабжения (приборов отопления в подъездах), входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов - отопления) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Также установлено, что управление МКД № не осуществляется. ДД.ММ.ГГГГ объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № <адрес>. В связи с отсутствием заявок от управляющих организаций конкурс признан несостоявшимся. Собственниками жилых помещений указанного дома способ управления не выбран.
В целях устранения выявленных нарушений Государственной жилищной инспекцей по г. Сосногорску Управлению ЖКХ администрации МР «Сосногорск» ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнения следующих мероприятий: устранить повреждения кирпичной кладки стен подъездов МКД №, в том числе вокруг дверных коробок тамбуров; восстановить поврежденный штукатурный слой; разработать план мероприятий по восстановлению приборов отопления в подъездах.
Оспариваемое предписание выдано по результатам проверки, проведенной в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, о чем представлен акт проверки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной: власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных указанным Положением.
Пунктами 10 и 11 названного Положения предусмотрено, что органы государственного жилищного надзора проводят проверки, предметом которых в соответствии с законодательством является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 22.12.2015 №541 «О Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)» (далее - Постановление № 541) Служба является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Служба имеет право выдавать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Служба в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Постановления № 541 имеет территориальные органы- государственные жилищные инспекции, не являющиеся юридическими лицами, наделенными правами структурного подразделения Службы, исполняющие в городах и районах Республики Коми государственные функции, отнесенные к компетенции Службы, в том числе функцию по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Государственной жилищной инспекцией по г. Сосногорску в рамках полномочий Службы и его территориальных органов по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частями 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1-3 статьи 39 ЖК РФ, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан обеспечивать надлежащее содержание общедомового имущества и нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом, отсутствие договора управления (договора обслуживания), заключенного между собственником и управляющей организацией (обслуживающей организацией), не освобождает собственника нести предусмотренные законом расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11, 30, 41 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖКРФ.
В ходе проверки установлено, что в МКД № имеется 127 квартир, 76 из которых находятся в муниципальной собственности. Доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов. При этом, способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран.
В силу пунктов 2.6, 3.19 Положения об Управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск»- УЖКХ администрации МР «Сосногорск» содержит муниципальный жилищный фонд, организовывает выполнение работ по технической эксплуатации муниципального жилищного фонда
Поскольку, Управление ЖКХ администрации МР «Сосногорск», осуществляющее полномочия собственника в отношении квартир в многоквартирном <адрес> при отсутствии соответствующего договора управления многоквартирным домом или договора о содержании и ремонте общего имущества ответственно за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества многоквартирного дома в части, причитающейся на долю муниципального жилого фонда, то обязанность по выполнению правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом <адрес> возложена на Управление ЖКХ администрации МР «Сосногорск».
Принимая во внимание, что нарушение Управлением ЖКХ администрации МР «Сосногорск» Правил № 170 и № 491 ведет к нарушению прав жителей вышеуказанного многоквартирного дома на пользование общедомовым имуществом в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасное для жизни и здоровья проживание, то при таких обстоятельствах суд считает, что выданное главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску Рябовой Я.Н. предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Управления ЖКХ администрации МР «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, является законным,выдано полномочным лицом, оснований для отмены указанного предписания не имеется. В связи с чем в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Доводы административного истца о том, что проведение работ, указанных в предписании, только за счет администрации МР «Сосногорск» повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, не может быть принят во внимание по вышеуказанным доводам и не является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Управления ЖКХ Администрации МР «Сосногорск» к Главному специалисту- эксперту Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску Рябовой Я.Р., Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) об отмене предписания - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Дудина О.С.
Копия верна: судья Дудина О.С.