№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Истра Московской области
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бардина М.Ю.,
при секретаре Ильиной Н.М.,
с участием прокурора Харламовой Т.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Перетокиной М.В., Кончиновой К.В., ООО «Юмас», соистец Сукиасян А.Г. к Главе городского округа Истра Московской области об оспаривании Постановления Главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ. № заинтересованное лицо Совет депутатов городского округа Истра, по административному иску Ананьевой А.В. к Главе городского округа Истра Московской области об оспаривании Постановления Главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № № заинтересованное лицо Совет депутатов городского округа Истра,
у с т а н о в и л:
Индивидуальные предприниматели Перетокина М.В., Кончинова К.В., ООО «Юмас» обратились в суд с административным иском к Главе городского округа Истра Московской области об оспаривании Постановления Главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование иска указали, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых не нормативным правовым актом поскольку ими заключены договора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Истринского муниципального района (в настоящее время городской округ Истра). Каждый договор на право размещения нестационарного торгового объекта заключен на определенный срок. По истечении срока договора вопросы использования участка подпадают под действие оспариваемого Постановления. Административные истцы считают принятое административным ответчиком Постановление незаконным по следующим основаниям: нарушение полномочий при принятии акта ( нарушение компетенции), нарушена процедура принятия оспариваемого акта, оспариваемый нормативный акт не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу.
Индивидуальный предприниматель Сукиасян А.Г. и индивидуальный предприниматель Ананьева А.В. подали аналогичные административные иски.
В судебном заседании представитель истцов Перетокиной М.В., Кончиновой К.В., ООО «Юмас», Ананьевой А.В. - Крук Е.А. иск поддержал и дополнительно пояснил, что Положение принято в соответствии со ст. 209 и 304 ГК РФ, а так же статьей 60 Земельного кодекса РФ, Законом Московской области от 10.11.2015 г. №191/2015-03. Указанный закон регулирует отношения в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений и, в частности, управомочивает органы местного самоуправления на распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена. Данное обстоятельство подтверждает доводы административных истцов, что оспариваемые правоотношения в том числе основаны на нормах земельного законодательства и в частности нормах, регулирующих основания и порядок освобождения земельных участков. Вместе с тем, действие Закона ограничено сроком - один год. В настоящее время действует Закон Московской области от 26.12.2018 г. №242/2018-ОЗ, который наделяет органы местного самоуправления только правами на предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена. В нарушение требований п. 22 Постановления от 22.12.2014 N 4935/12 "Об утверждении Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Истринского муниципального района Московской области и их проектов" оспариваемый нормативный правовой акт размещен не в разделе «Противодействие коррупции», а в ином разделе сайта, при этом не соблюдены требования об указании дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, а также с указанием адреса электронной почты разработчика проекта правового акта для приема заключений. Подтверждением несоблюдения порядка проведения антикоррупционной экспертизы является не направление проекта на антикоррупционную экспертизу в Истринскую городскую прокуратуру в установленном порядке. В п. 8 Положения указано, что демонтаж объекта - разборка незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан. В соответствии с пп. 6 ст. 2 Закона нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Пп. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности, но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, правовой режим нестационарного торгового объекта регулируется Градостроительным законодательством в части определения строительно-технических и градостроительных параметров.
Истец Сукиасян А.Г. поддержал доводы иска.
Представитель ответчика Донских Н.В. возражала против иска по тем основаниям, что оспариваемый правовой акт принят в рамках реализации собственных полномочий в области местного самоуправления по правовому регулированию вопросов муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа в целях совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них движимых объектов. Оспариваемые административными истцами нормы правового акта не устанавливают каких-либо новых и не изменяют ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской в сфере торговли в нестационарных торговых объектах, в связи с чем, проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта как оспариваемого нормативного акта не требовалось. Действия по демонтажу не направлены на ограничение или лишение права собственности на движимый объект, в результате демонтажа объект не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права.
Представитель Совета депутатов городского округа Истра Донских Н.В. возражала против иска.
Прокурор дал заключение отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 213 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановление главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории городского округа Истра.» опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Истринские вести» №.
Постановление принято в целях защиты прав городского округа Истра при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности городского округа Истра, и земельных участков, находящихся на территории городского округа Истра, государственная собственность на которые не разграничена, и совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов.
Постановлением утверждено Положение по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории городского округа Истра (приложение N 1).
Положение определяет порядок освобождения земельных участков, находящихся в собственности городского округа Истра, и земельных участков на территории городского округа Истра, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п. 5 Положения - Незаконно размещенные на земельных участках нестационарные торговые объекты - нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Истра, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и городского округа Истра, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
В соответствии с п. 8 Положения, с учетом изменений, внесенных Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № Демонтаж объекта - разборка / перемещение незаконно размещенного нестационарного объекта.
В соответствии с п. 19 Положения, с учетом изменений, внесенных Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № В течение 5 рабочих дней с даты опубликования решения, указанного в пункте 16.1 настоящего Положения, Администрация обеспечивает демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на специально организованную для хранения площадку.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Кончиновой К.В. и Администрацией городского округа Истра заключен договор на право размещения не стационарного торгового объекта – павильон, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Между ИП Перетокиной М.В. и Администрацией городского округа Истра заключен договор на право размещения не стационарного торгового объекта – павильон, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Между ООО «Юмас» и Администрацией городского округа Истра заключен договор на право размещения не стационарного торгового объекта – павильон, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Перетокиной М.В. выдано предписание демонтировать незаконно размещенный нестационарный торговый объект до ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что в случае если объект не будет демонтирован данный объект будет демонтирован и (или) перемещен в принудительном порядке.
Между ИП Сукиасян А.Г. и Администрацией городского округа Истра заключен договор на право размещения не стационарного торгового объекта – павильон, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сукиасяну А.Г. выдано предписание демонтировать незаконно размещенный нестационарный торговый объект.
Между Ананьевой А.В. и Администрацией городского округа Истра заключен договор на право размещения не стационарного торгового объекта – павильон, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Ананьевой А.В выдано предписание демонтировать незаконно размещенный нестационарный торговый объект.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положением по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов не предусмотрен монтаж нестационарных торговых объектов, с учетом ст. 133 ГК РФ павильон, раздел которого в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения является неделимой вещью, после разборки не исключается утрата возможности использовать павильон в последующем без изменения свойств или назначения.
Таким образом, положение утвержденное Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № допускает ограничение, лишение права собственности на нестационарные торговые объекты.
При таких обстоятельствах нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ №
Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № регулируются правоотношения организации местного самоуправления, земельного законодательства, торговой деятельности, права собственности.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Согласно Устава городского округа Истра Структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов городского округа (представительный орган муниципального образования), глава городского округа, администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.
Органы местного самоуправления городского округа обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 35 Устава Глава городского округа обладает следующими полномочиями:
обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Московской области;
В соответствии со ст. 27 Устава ч.1 п. 5 В исключительной компетенции Совета депутатов городского округа находятся:
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
В соответствии с законом Московской области от 26.12.2018 N 242/2018-ОЗ (ред. от 13.06.2019) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" (принят постановлением Мособлдумы от 20.12.2018 N 36/71-П) Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по: предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области,
Целями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" являются: разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В соответствии с п.3 ст. 17 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Таким образом, принятие нормативно-правого акта по определению порядка освобождения земельных участков, находящихся в собственности городского округа Истра, и земельных участков на территории городского округа Истра, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных нестационарных торговых объектов не относится к компетенции Главы городского округа Истра.
Главой городского округа Истра определен административный принудительный порядок демонтажа объекта, что противоречит ст. 11 ГК РФ, предусматривающей судебную защиту гражданских прав.
Оспариваемым Положением органом местного самоуправления ограничивается право собственности граждан и юридических лиц (ст. 209 ГК) и нарушается ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает, что права и свободы (в том числе право распоряжаться имуществом) могут быть ограничены только федеральным законом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа.
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с. п. 5.1 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг МО от 02.06.2014 N 16РВ-34 (ред. от 01.11.2016) "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области" Нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу по основаниям и в порядке, указанным в Договоре, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с. п. 5.5 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг МО от 02.06.2014 N 16РВ-34 Демонтаж нестационарных объектов и освобождение земельных участков в добровольном порядке производится собственниками нестационарных торговых объектов за собственный счет в срок, указанный в предписании.
В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок органы местного самоуправления обращаются с соответствующими требованиями в суд.
Таким образом, нормативный правовой акт Постановление главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ N № не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку, Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, Принятие Постановления определяющего порядок по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории городского округа Истра на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Истра, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена не в компетенции Главы городского округа Истра, Постановление не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-217 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные иски Перетокиной М.В., Кончиновой К.В., ООО «Юмас», Сукиасяна А.Г., Ананьевой А.В. полностью удовлетворить.
Признать недействующим нормативный правовой акт Постановление главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории городского округа Истра.» с учетом изменений, внесенных Постановлением главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений и дополнений в постановление главы городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ No № «Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них нестационарных торговых объектов, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов на территории городского округа Истра» полностью со дня его принятия.
Обязать Главу городского округа Истра Московской области опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в газете «Истринские Вести».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Председательствующий:
Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.