Решение по делу № 2-440/2023 от 09.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                20 ноября 2023 года

      Судья Самарского районного суда г. Самара Балова А.М.,

при секретаре Спиридоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-440/2023 по иску ФИО1 к ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России, Министерству здравоохранения Самарской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решения экспертного совета незаконным, о возложении обязанности установить инвалидность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя признать незаконным решение экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ; признать причину выявленных у него заболеваний, связанной с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС; обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России установить ему инвалидность 2 группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ истец был призван на специальные военные сборы для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС военкоматом Теректинского района Уральской (впоследствии – Западно-Казахстанской) области Казахской ССР. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь на военных сборах, принимал участие в ликвидации последствий аварии в 30 километровой зоне Чернобыльской АЭС. За время прохождения службы получил суммарную дозу облучения . После окончания службы истец стал плохо себя чувствовать, состояние его здоровья ухудшилось и продолжает ухудшаться по настоящее время. Постановлением Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что увечье: <данные изъяты>: <данные изъяты> ФИО1 при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. В Республике Казахстан истец был признан инвалидом ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переехал из Казахстана на постоянное место жительства в РФ, ДД.ММ.ГГГГ является гражданином РФ. Истец обратился в Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением с целью реализации прав, предоставленных законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и установления причинной связи заболевания с исполнением обязанностей военной службы, связанной с воздействием радиации, установления группы инвалидности. Министерство здравоохранения Самарской области направило его документы в Экспертный совет ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России, которым ДД.ММ.ГГГГ было принято решение, что выявленные заболевания не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входят в перечень радиационно-обусловленных заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 года № 592. Заболевания не связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС. В связи с данным решением истцу Министерством здравоохранения Самарской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России не выданы документы об инвалидности вследствие заболевания, связанного с воздействием радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Данное решение и невыдачу документов об инвалидности истец считает незаконными и необоснованными, в связи с чем обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования полностью поддержал, сославшись на доводы иска. От назначения повторной или дополнительной экспертизы отказался.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, сославшись на доводы представленных суду письменных возражений.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, сославшись на доводы представленных суду письменных возражений.

Представитель ответчика ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставив письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. ФИО7 ФМБА России в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица – представитель ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ», представитель ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в судебное заседание не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, находясь на специальных военных сборах, принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, получил дозу облучения , выданы удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ Теректинским райвоенкоматом Уральской области, от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области.

По месту жительства в Республике Казахстан Постановлением Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что увечье гражданина ФИО1, 1953 года рождения: <данные изъяты> получено ФИО1 при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

В Республике Казахстан истец был признан инвалидом:

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> первично, причина инвалидности: заболевание связано с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, дата очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, причина инвалидности: увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, дата переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, причина инвалидности: увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, дата переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, причина инвалидности: увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, срок переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ бессрочно <данные изъяты>, причина инвалидности: Чернобыльская АЭС.

Из представленных суду Акта медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ и Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ заочно медико-социальной экспертизы Бюро медико-социальной экспертизы общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России инвалидность ФИО1 не установлена.

Из Акта медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ и Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы .30.63/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ заочно медико-социальной экспертизы Бюро медико-социальной экспертизы смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России инвалидность ФИО1 не установлена.

Статьей 1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона РФ, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», пунктом 2 части 8 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, действующими на момент освидетельствований ФИО1, признание лица (далее – гражданин) инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п. 1).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (п. 2).

Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3).

Согласно п. 5 указанных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 указанных Правил).

В силу п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

В соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минтруда России от 27.08.2019 года № 585н, выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п. 5).

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11).

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12).

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 13).

В соответствии с п. 15 Правил признания лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности, в том числе: заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (п.п. «з»); заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (п.п. «к»).

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются специальным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В статье 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, к ним относятся:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС,

- участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По смыслу статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Из статьи 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 года № 592 Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, того или иного заболевания не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося у него заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 года № 20-О).

Согласно Положению о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 года № 289, межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения (п. 1).

МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях (п. 2).

Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов (п. 3).

На МЭС возлагаются следующие основные функции:

проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;

принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (п. 4).

В состав МЭС входят специалисты по радиационной медицине и гигиене, а также специалисты в других областях профилактической и клинической медицины, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (п. 7).

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 года № 475 «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» созданы межведомственные экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, закрепив за ними федеральные округа Российской Федерации с учетом численности проживающих на территории федеральных округов граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Согласно Перечню межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 года № 475, Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России) (<адрес> осуществляет обслуживание Северо-Западного федерального округа и Приволжского федерального округа; Федеральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр им. ФИО7 ФМБА России» (<адрес>), осуществляет обслуживание Российской Федерации в целом.

В соответствии с решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданного на базе Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России) от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные у ФИО1 заболевания не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, не входят в перечень радиационно-обусловленных заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2004 года № 592. Заболевания не связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.

С целью разрешения заявленного спора судом была назначена судебная медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Бюро главной судебно-медицинской экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр им. ФИО7 ФМБА России», согласно заключению эксперта которого сл от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, длительное время страдает следующими хроническими заболеваниями:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По поводу указанных заболеваний ФИО1 наблюдался в различных медицинских учреждениях, проходил амбулаторное и стационарное обследование и лечение. Данные заболевания подтверждались на протяжении периода наблюдения, с применением различных (инструментальных, лабораторных) методов исследования. Вышеназванные заболевания не являются детерминированными или стохастическими эффектами радиационного воздействия и не входят в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Постановления Правительства РФ и, соответственно, их развитие у ФИО1 не связано с облучением в дозе во время участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в декабре 1987 г. - мае 1988 г.

Устанавливавшиеся ФИО1 диагнозы, такие как <данные изъяты>

Установленный ФИО1 диагноз <данные изъяты>

<данные изъяты>

Указанное экспертное заключение выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом РФ от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, так как экспертное исследование проводилось исходя из комплексной оценки состояния здоровья истца, с исследованием медицинских, медико-экспертных документов комиссией экспертов, имеющих соответствующее образование и стаж экспертной работы, обладающих необходимыми познаниями и специальностями, являющимися лицами, не заинтересованными в исходе дела. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, само исследование проведено полно, заключение последовательно и всесторонне. От назначения повторной или дополнительной судебной экспертизы истец отказался.

Оспариваемое истцом решение принято уполномоченным МЭС – ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России в пределах компетенции по рассмотрению вопроса о причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждено заключением эксперта Бюро главной судебно-медицинской экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр им. ФИО7 ФМБА России», сл от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов настоящего гражданского дела следует, что ФИО1 были установлены диагнозы, которые не позволяли в безусловном порядке, без освидетельствования в межведомственных экспертных советах и военно-врачебных комиссиях в случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признавать инвалидность, связанную с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С учетом имеющихся у истца заболеваний, во всех случаях требовалось решение либо межведомственного экспертного совета, либо военно-врачебной комиссии.

Данное обстоятельство подтверждено заключением проведенной по делу судебной медицинской экспертизы.

Причинная связь между наличием у ФИО1 других заболеваний, отсутствующих в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 года № 592 Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экспертами также не установлена.

Таким образом, причинная связь установленной в Республике Казахстан инвалидности ФИО1 с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС не была установлена в предусмотренном законом порядке.

Между тем, приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС», осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено статьей 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой право установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы предоставлено исключительно межведомственным экспертным советам и военно-врачебным комиссиям, иным органам такое право не предоставлено.

Таким образом, именно межведомственные экспертные советы являются органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Иные организации, осуществляющие судебно-медицинскую экспертизу, не могут иметь в своем составе ни межведомственного экспертного совета, ни военно-врачебной комиссии и не могут быть признаны специализированными в области радиационной медицины организациями.

Наличие у истца указанных в выписках из медицинской карты и иных медицинских документах заболеваний при отсутствии заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии об установлении причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не дает оснований для установления причины заболеваний, как связанной с последствиями работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, на момент освидетельствований истца таких заключений не имелось.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, признания причины выявленных у ФИО1 заболеваний, связанной с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС и для возложения на ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России обязанности установить <данные изъяты> в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

При этом суд учитывает, что в силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе подменять функции учреждений, которые наделены полномочиями по освидетельствованию граждан на предмет установления группы инвалидности и принятию решения в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2023 года.

Судья                                                                                              А.М. Балова

Р Е Ш Е Н И Е

(резолютивная часть)

именем Российской Федерации

г. Самара                                20 ноября 2023 года

      Судья Самарского районного суда г. Самара Балова А.М.,

при секретаре Спиридоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-440/2023 по иску ФИО1 к ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО4 МЧС России, Министерству здравоохранения Самарской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании решения экспертного совета незаконным, о возложении обязанности установить инвалидность,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                              А.М. Балова

2-440/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Торбин Леонид Михайлович
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России
ФГБУ ФЦРМ им А.М.Никифорова МЧС России
Министерство здравоохранения Самарской области
Другие
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России
ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
Федеральный межведомственный экспертный совет
Большечерниговская центральная районная больница
Суд
Самарский районный суд г. Самара
Судья
Балова А.М.
Дело на странице суда
samarsky.sam.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
24.06.2023Производство по делу возобновлено
12.07.2023Судебное заседание
29.10.2023Производство по делу возобновлено
30.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Дело оформлено
29.12.2023Дело передано в архив
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее