Решение по делу № 2а-398/2021 от 30.04.2021

Дело № 2а-398/2021

УИД 02RS0002-01-2021-000535-67

Категория дела 3.022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2021 года                  с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ватутиной А.А.,

при секретаре

Ногоймоновой В.С.,

помощник судьи

Ахметова О.А.,

с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств, мотивируя тем, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения требований исполнения администрацией муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение бюджетного законодательства установлено, что реестр расходных обязательств администрацией муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения не ведется, порядок ведения реестра расходных обязательств не разработан и не утвержден. Данный факт подтверждается информацией главы администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение. Со стороны администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение имеет место бездействие, которое выразилось в невыполнении обязанности предусмотренной бюджетным законодательством. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств; обязать администрацию муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в срок до 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, разработать и принять порядок ведения расходных обязательств муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай, сформировать реестр расходных обязательств муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай.

Административный истец в лице помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление о признании иска, просил о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав представителя административного истца – помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключением случаев, установленных данным Кодексом.

Частью 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, как следует из его преамбулы, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Как указано в п. п. 1, 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

При этом особенности правового положения органов местного самоуправления как участников бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом РФ.

Согласно п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В соответствии со ст. 87 БК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. На основе реестра расходных обязательств осуществляется планирование бюджетных ассигнований.

Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

В силу ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относятся, в том числе: ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Кош-Агачского района Республики Алтай проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что реестр расходных обязательств администрацией муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения не ведется, порядок ведения реестра расходных обязательств не разработан и не утвержден. Данный факт подтверждается информацией главы администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение. Со стороны администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение имеет место бездействие, которое выразилось в невыполнении обязанности предусмотренной бюджетным законодательством.

В судебном заседании установлено, что юридическое лицо - администрация муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай является органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, участником бюджетного процесса и главным распорядителем бюджетных средств, как юридическое лицо зарегистрирована в установленном законом порядке, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, юридический адрес и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и Уставом муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что были предприняты необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора Кош-Агачского района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом срок для исполнения решения, который просит установить прокурор – до 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, суд считает разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного искового заявления (п. п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), а административный ответчик освобождены от ее уплаты на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, - государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай по непринятию мер по неведению реестра расходных обязательств.

    Обязать администрацию муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в срок до 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, разработать и принять порядок ведения расходных обязательств муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай, сформировать реестр расходных обязательств муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья                  А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2021 года.

2а-398/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
администрация муниципального образования Мухор-Тархатинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Судья
Ватутина Анастасия Анатольевна
Дело на странице суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация административного искового заявления
30.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее