РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2016 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Королевой К.Н.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО9,
истца ФИО3,
представителя ответчика – Администрации <адрес> городского округа <адрес> ФИО8, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, к Администрации <адрес> городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным иском, указав в нем, что жилое помещение площадью 40,2 кв.м и состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: <адрес>, занимаемое истцами по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, признано непригодным для проживания. При этом, истцы, имеющие право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди, до настоящего времени жильем не обеспечены. Прокурор <адрес> просит суд возложить на Администрацию <адрес> городского округа <адрес> обязанность предоставить ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 40,2 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> ФИО9 пояснил, что жилое помещение, состоящее не менее чем из трех комнат, находящееся в черте <адрес>, должно быть предоставлено ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО2 вне очереди. В остальном доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на исковых требованиях настаивал.
Истец ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах малолетних ФИО3 и ФИО2, в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении иска, дополнительно пояснил, что в <адрес> семья въехала более 30 лет назад. В 2013 году взамен выданного ордера с ним заключили договор социального найма на это жилое помещение. Дом ветхий, его семья под угрозой. В 1997 году заместитель главы Администрации <адрес> ему как заслуженному участковому милиции передал ключи от <адрес>, расположенной по <адрес>, так как на тот момент он расстался с супругой ФИО13, ему негде было жить. Ему пояснили, что в эту квартиру никто не вселяется, так как там невозможно жить. В доме по <адрес>, осталась проживать его бывшая жена ФИО13 с детьми. Он и ФИО13 приватизировали дом, но затем расторгли этот договор в виду аварийного состояния жилья. Вышеуказанную квартиру он также оформил в собственность, впоследствии ее продал.
Истец ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах малолетних ФИО3 и ФИО2, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещалась о месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> городского округа <адрес> ФИО8 в судебном заседании иск не признала, пояснив в обоснование, что истцы злоупотребляют своим правом. <адрес> был предоставлен ФИО3 в январе 1986 года. Он был приватизирован, но в конце 1995 года договор приватизации был расторгнут, далее в 1996 году данное жилое помещение было признано аварийным и не подлежащим капитальному ремонту. В июле 1996 года ФИО3 взамен аварийного жилья была предоставлена <адрес>, но документы, подтверждающие данный факт, не сохранились. Сотрудники, которые оформляли документы, либо выехали на проживание в другие города, либо умерли. В 1997 году эта квартира также была приватизирована истцом, а в 2002 году продана. В связи с тем, что на руках у истца оставался ордер на дом по <адрес>, который ФИО3 предоставил в Администрацию, с ним был заключен договор социального найма в отношении данного жилого помещения. Полагает, что Администрация <адрес> городского округа <адрес> исполнила свои обязательства перед истцом. Также пояснила, что истцы не состояли и не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с таким заявлением в Администрацию не обращались.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле определением Карпинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 в судебном заседании пояснила, что ранее состояла в браке с ФИО3, брак расторгнут. Семьей они проживали по <адрес> городе Волчанске, дом находился в аварийном состоянии, поэтому в 1996 году им Администрацией Волчанского городского округа была предоставлена <адрес>, но они в квартире не проживали, жили в доме, квартиру сдавали. Позднее ФИО3 приватизировал квартиру, продал ее, полученные денежные средства были потрачены на ремонт дома, в котором они продолжали проживать. Помнит, что перед тем, как им предоставили квартиру, к ним приходила комиссия, они осматривали дом.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле определением Карпинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомил.
Свидетель ФИО11 суду показал, что знает супругов ФИО14. В его присутствии ФИО3, работавший на тот момент в милиции, просил у заместителя главы Администрации <адрес> квартиру. Ему пообещали жилье и спустя какое-то время ему дали квартиру на 1 этаже по <адрес>, где ранее проживала семья главного врача ФИО17. Ему достоверно известно, что ФИО3 впоследствии продал эту квартиру и вновь стал жить в доме по <адрес>.
Суд, заслушав доводы участников процесса, показания свидетеля, рассмотрев материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово - экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
С целью реализации указанной конституционной обязанности Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен институт предоставления по договору социального найма жилого помещения из государственных и муниципальных жилищных фондов во владение и пользование для проживания жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст., ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Порядок признания граждан малоимущими установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории <адрес>».
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Судом установлено и не оспорено сторонами, что истцу ФИО3 и членам его семьи: супруге ФИО13, сыну ФИО10, дочери ФИО12 предоставлено (по обмену) жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат, общей площадью 40,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющейся в деле копией обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой СОГУП «Областной Центр недвижимости «<адрес> БТИ и РН» № от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение было передано в собственность граждан ФИО3 и ФИО13 (приватизировано). Впоследствии соглашением сторон от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был расторгнут.
Согласно справке Волчанского комбината коммунальных предприятий ПО «Вахрушевуголь» от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией было проведено обследование жилого <адрес>, установлено, что дом находится в аварийном состоянии, капитальному ремонту не подлежит.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного жилого помещения был заключен договор социального найма между ОАО «Вахрушевуголь» и ФИО13; ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма № заключен между ФИО3 и Администрацией <адрес> городского округа <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии №-МК/14 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования указанного жилого дома, тот признан непригодным для проживания в связи с разрушением цоколя, отклонением наружной стены от вертикали, провисанием потолка в 2-х комнатах, зыбкостью полов при ходьбе. Процент износа составил 67%.
Однако, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ранее была исполнена обязанность по предоставлению жилья истцу ФИО3 и членам его семьи (на тот момент ФИО13, ФИО10, ФИО12) в виду признания жилого помещения (<адрес>) аварийным, последние улучшили свои жилищные условия путем получения трехкомнатной квартиры (<адрес>), приобрели право пользования данным жилым помещением, тогда как законом не предусмотрена возможность сохранения за гражданами права пользования несколькими жилыми помещениями в рамках процедуры по выселению из аварийного жилья. Указанное обстоятельство (в части предоставления благоустроенной трехкомнатной квартиры площадью 63,2 кв.м в июле 1996 года) не оспаривалось в судебном заседании истцом ФИО3 Его доводы о том, что указанная квартира была предоставлена ему в связи с разводом и за особые заслуги при прохождении службы в МВД, не имеют правового значения для разрешения данного спора и не подтверждены материалами дела.
Поквартирной карточкой на жилое помещение по <адрес>, и сведениями о регистрации истца ФИО3 также подтверждается факт предоставления семье взамен аварийного жилья благоустроенной трехкомнатной квартиры, в которой ФИО3 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником указанной квартиры с ДД.ММ.ГГГГ является иное лицо. Таким образом, истец ФИО3 в добровольном порядке распорядился предоставленным ему жилым помещением взамен аварийного.
В силу этого суд соглашается с доводами представителя ответчика, находит их обоснованными и соответствующими действительности, поскольку компенсационный характер был соблюден, истцу и членам его семьи гарантировано их право на аналогичные условия проживания, которые не были ухудшены по сравнению с прежними, наоборот, были улучшены с точки зрения безопасности.
По мнению суда, предъявление данного иска обусловлено, прежде всего, тем, что истец ФИО3 не освободил аварийный дом, тогда как оснований для сохранения за ним и членами его семьи права пользования аварийным домом после предоставления иного жилого помещения и регистрации права собственности в отношении него, не имелось.
Кроме того, как установлено судом, на момент рассмотрения дела истцы ФИО3 и ФИО4 малоимущими не признаны, в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на основании договора социального найма, не состоят и не состояли ранее. Заявление о постановке их на учет в Администрацию Волчанского городского округа <адрес> не поступало, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленные судом обстоятельства объективно свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности по обеспечению истцов, действующих в своих интересах и интересах малолетних детей, жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.11.2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░.