Судья: Галиуллина Л.Г. адм.дело № 33А-10486/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
03 ноября 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Захарова С.В., Житниковой О.В.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ11 РЅР° решение Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. РїРѕ административному делу в„– 2Р°-1466/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Железнодорожного района Рі. Самары РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Р¤РРћ12 Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортным средством.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Самарского областного СЃСѓРґР° Хлыстовой Р•.Р’., объяснения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пижамовой Рћ.Р., возражавшей против РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Железнодорожного района Рі. Самары обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Р¤РРћ13. Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортным средством
РџСЂРѕСЃРёР» прекратить действие права РЅР° управление транспортными средствами Р¤РРћ14 РґРѕ прекращения диспансерного наблюдения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ стойкой ремиссией (выздоровлением), обязать ответчика сдать СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу водительское удостоверение серии в„– РЅР° право управления транспортными средствами РІ Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Самаре, направить РєРѕРїРёСЋ вступившего РІ законную силу решение СЃСѓРґР° РІ Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Самаре для изъятия водительского удостоверения.
Решением Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Железнодорожного района Рі. Самары РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Р¤РРћ15 Рѕ прекращении действия права РЅР° управление транспортным средством удовлетворены (Р».Рґ. 76-81).
РЎ данным решением РЅРµ согласился административный ответчик Р¤РРћ16 РІ апелляционной жалобе РїСЂРѕСЃРёС‚ решение отменить как незаконное Рё необоснованное, вынести РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении исковых требований (Р».Рґ. 93,94).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение СЃСѓРґР° первой инстанции РЅРµ подлежащим отмене РІРІРёРґСѓ отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.10.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Положениями ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
На основании п. 6 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в соответствии с которым для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 лица, страдающие заболеванием "наркомания" не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории "А", "В", "С", "Д", "Е".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, в который включены психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Разделом 2 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями Рё профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных РІ немедицинском потреблении наркотических Рё РґСЂСѓРіРёС… одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава РЎРЎРЎР РѕС‚ 12.09.1988 N 704 "Рћ сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями Рё токсикоманиями", предусмотрено, что Р·Р° время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. Р’ случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения СЃСЂРѕРєРѕРІ СЏРІРѕРє РІ наркологические учреждения (подразделения) Рё наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливается, РІ частности, для больных хроническим алкоголизмом - 3 РіРѕРґР°, СЃСЂРѕРє диспансерного учета больных наркоманиями Рё токсикоманиями - 5 лет.
Согласно п. 12 приказа Минздрава России от 30.12.2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее 3-х лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (кож заболевания по МКБ-10), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исправительной системы, при предоставлении из их медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В силу п. 29 Приложения N 2 Приказа Министерства Здравоохранения СССРот 29.09.1989 г. N 555 к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Таким образом, наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами либо отсутствие таковых подтверждается соответствующим заключением врачебной комиссии.
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
РР· материалов дела следует, что Р¤РРћ17. имеет водительское удостоверение серии в„– СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј действия РґРѕ 22.05.2028 Рі.
С июля 2019 года ответчик состоит на динамическом учёте в Самарском областном наркологическом диспансере с диагнозом «<данные изъяты>», по медицинским показаниям имеет противопоказания к управлению транспортным средством.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно пришел к выводу, что наличие права на управления транспортными средствами у ответчика, имеющего медицинские противопоказания к вождению автомобиля, нарушает права неопределенного круга лиц участников дорожного движения по дорогам РФ в качестве водителей транспортных средств, пешеходов, пассажиров транспортных средств на безопасные условия движения по дорогам РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право на управление транспортными средствами Майорова А.Ю. должно быть прекращено, с учетом требований ст. 6 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 12 ГК РФ, предусматривающей защиту гражданских прав, в том числе путем прекращения или изменения правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Р¤РРћ19 РѕР± отсутствии Сѓ него РЅР° праве собственности транспортных средств, что, РїРѕ его мнению, исключает создание РёРј СѓРіСЂРѕР·С‹ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РґСЂСѓРіРёС… участников РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, СЃСѓРґРѕРј рассмотрен, признан необоснованным, поскольку Р¤РРћ18., как ранее было указано, имеет водительское удостоверение серии в„– СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј действия РґРѕ 22.05.2028 Рі. Наличие или отсутствие Сѓ него РЅР° праве собственности транспортных средств значения для дела РЅРµ имеет, поскольку лицо, РїСЂРё наличии действующего водительского удостоверения, имеет право управления Рё транспортными средствами, принадлежащими иным лицам, РїСЂРё РґРѕРїСѓСЃРєРµ данного лица Рє управлению автомобилем собственником транспортного средства.
Прекращение действие права на управление транспортными средствами предусмотрено нормами действующего законодательства именно в связи с наличием у лица заболевания, по медицинским показаниям являющегося противопоказанием к управлению транспортным средством, а не в связи с наличием или отсутствием у него в собственности транспортных средств, либо обстоятельств, при которых лицо было поставлено на учет в наркологический диспансер.
Довод ответчика о том, что он проходит лечение с июля 2019 года, сдает анализы, имеет положительную динамику в лечении, судом апелляционной инстанции рассмотрен.
Вместе СЃ тем, согласно Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями Рё профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных РІ немедицинском употреблении наркотических Рё РґСЂСѓРіРёС… одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава РЎРЎРЎР в„– 704 РѕС‚ 12.09.1988 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями Рё токсикоманиями» для больных наркоманией Рё токсикоманией установлен пятилетний СЃСЂРѕРє диспансерного учета РїСЂРё условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения СЃСЂРѕРєРѕРІ СЏРІРѕРє РІ наркологические учреждения РЅРµ реже 1 раза РІ месяц, Рё наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основания заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ №1034н от 30.12.2015 об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Заключение врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ снятии ответчика СЃ диспансерного учета отсутствует. Как указывает РІ своей апелляционной жалобе сам истец, лечение РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ только СЃ июля 2019 РіРѕРґР°, С‚.Рµ. фактически только 1 РіРѕРґ, что согласно Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями Рё профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных РІ немедицинском употреблении наркотических Рё РґСЂСѓРіРёС… одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава РЎРЎРЎР в„– 704 РѕС‚ 12.09.1988 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями Рё токсикоманиями», которой установлен пятилетний СЃСЂРѕРє диспансерного учета, РЅРµ позволяет сделать вывод Рѕ наличии Сѓ Р¤РРћ20 стойкой ремиссии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: