№7А-230/17
В Е Р Х О В Н Ы Й С У ДР Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 мая 2017 года г. Улан-Удэ
Председатель Верховного Суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Юрьева И.В. на вступившее в законную силу решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2016 года, постановленное в отношении Ананьева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Прибайкальского района Республики Бурятия от 24 октября 2016 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Ананьева В.В. прекращено в связи с наличием постановления о назначении административного наказания.
Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2016 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Юрьев И.В. просит отменить приведенные судебные акты и возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в интересах законности в полном объеме, прихожу к следующему.
Статьей 8.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что ... года в <...> часов <...> минут на реке <...> в 2-х километрах от <...> в северном направлении Ананьев В.В. совместно с П. на маломерном судне занимался добычей (выловом) водных биологических ресурсов орудием лова, запрещенным в применении (сетью) в запретный период (нерест), в результате чего отловил одного сазана.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ананьева В.В. к административной ответственности. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Прибайкальского района Республики Бурятия от 14 июня 2016 г. Ананьев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб., без конфискации судна и с конфискацией орудия вылова биологических ресурсов.
8 сентября 2016 г. в отношении Ананьева В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ за то, что ... г. в <...> часов <...> минут на реке <...> в двух километрах от <...> он производил лов рыбы запрещенными к применению орудиями лова – сетями, при этом добыл 1 сазана и был задержан сотрудниками Байкало-Селенгинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, мировой судья постановил приведенное выше постановление от 24 октября 2016 г., которым прекратил производство по делу в связи с наличием постановления о назначении административного наказания.
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия, рассматривая дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица, составившего протокол, 22 декабря 2016 г. постановил решение, которым оставил постановление мирового судьи без изменения.
В жалобе должностное лицо Управления Росприроднадзора по РБ указывает на неправильное применение судом норм КоАП РФ при вынесении оспариваемого решения. В частности, по мнению автора жалобы, привлечение Ананьева В.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ не могло препятствовать привлечению его к ответственности по иной статьей – статьей 8.35 КоАП РФ и как следствие служить основанием для прекращения производства по делу. Поскольку состав проступка, предусмотренный ст. 8. 35 Кодекса, является самостоятельным. Составление и рассмотрение протоколов об административных правонарушениях по указанным статьям относится к полномочиям разных федеральных органов исполнительной власти. Протокол об административном правонарушении по ст. 8. 35 КоАП РФ составлен без нарушений законодательства.
С указанными доводами жалобы нельзя согласиться исходя из следующего.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 названного Кодекса и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица, направившего дело в суд, срок давности привлечения Ананьева В.В. к административной ответственности установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, то возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет наличия состава административного правонарушения и его доказанности, утрачена. Поскольку в противном случае, пересмотр вступившего в законную силу решения суда привел бы к ухудшению положения Ананьева В.В.
При таких обстоятельствах решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2016 года отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2016 года, постановленное в отношении Ананьева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Юрьева И.В. – без изменения.
Председатель Верховного Суда
Республики Бурятия А.А. Кириллова