24RS0№-87
гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года <адрес>
Лесосибирский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Полухиной М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Полонянкиной ФИО8 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Полонянкина Т.Т. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию <адрес> предоставить ей в собственность жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, новое жилое помещение в <адрес> края.
Свои требования мотивирует тем, что она (Полонянкина Т.Т.) с 2006 года является собственником квартиры по адресу: <адрес>, кроме неё собственником ? доли в праве собственности являлась Полонянкина М.А., которая в ноябре 2012 года подарила свою долю ей (Полонянкиной Т.Т.).
В настоящее время она является единственным собственником указанной трехкомнатной квартиры, общей площадью 70,9 кв.м., иного жилья не имеет.
В 2012 году истцу стало известно о том, что многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В 2019 году вышеуказанный многоквартирный дом был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы.
Истцу было предложено ответчиком предоставить пакет документов, для предоставления жилого помещения взамен аварийного, при этом было разъяснено, что квартира будет предоставлена в новом строящемся доме в <адрес>. Между истцом и ответчиком было подписано соглашение, в котором истцом был выбран способ переселения – предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Истцу было отказано в предоставлении жилого дома взамен аварийного в связи с тем, что часть квартира была приобретена в собственность после признания дома аварийным, в связи с чем, по мнению ответчика, она (Полонянкина Т.Т.) имеет право только на выплату денежного вознаграждения.
Полагает, что отказ в предоставлении жилого помещения является незаконным, поскольку правоотношения сторон по поводу предоставления истцу жилого помещения взамен аварийного возникли до внесения изменений в Жилищный Кодекс РФ. Кроме того 1/2 доли в праве собственности на квартиру по вышеуказанному адресу Полонянкина Т.Т. приобрела до признания дома аварийным.
Истец Полонянкина Т.Т., о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещена надлежащим образом (л.д.67), в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении суду не представила.
Представитель Администрации <адрес>, о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом (л.д.68), ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно письменным возражениям (л.д.26-27), поскольку у истца право собственности на спорное жилое помещение возникло после признания его в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, у администрации <адрес> отсутствуют основания для изъятия жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения. Кроме того, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года» переселение граждан в рамках национального проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Лесосибирске». Планируемая дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, заявленный иск является преждевременным, окончание переселения определено ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени вышеуказанный объект недвижимости и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, администрацией <адрес> не изымался.
Представитель третьего лица КУМС <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении суду не представил (л.д.69).
С учетом обстоятельств дела, отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, что истец Полонянкина Т.Т. является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 70,9 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.12-15).
Из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация города Лесосибирска передала в собственность Полонянкиной Т.И., Полонянкиной О.А., действующей за свою несовершеннолетнюю дочь Полонянкину М.А., трехкомнатную квартиру, общей площадью 70,9 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании Положения о приватизации жилищного фонда в <адрес> (л.д.10-11).
Согласно заключению по результатам технического обследования строительных конструкций на возможность дальнейшей безопасной эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации; общее состояние конструкций жилого дома оценено как недопустимое; физический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 76%, что указывает на его ветхое (недопустимое) состояние несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости и повреждений), что свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого дома), жилой дом признан аварийным, не подлежащим ремонту и реконструкции, а также подлежит выводу из эксплуатации (сносу) (л.д.30-60), указанное также подтверждается заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, конструктивная надежность здания не обеспечена, подлежит сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приведшим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.29).
Распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено произвести отселение жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов до 2017 года (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Администрацией <адрес> было подписано обязательство, согласно которому истец выбрал способ переселения из аварийного жилищного фонда – предоставление другого жилого помещения в новом построенном доме в <адрес> (л.д.61).
До настоящего времени вышеуказанный объект недвижимости и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, администрацией <адрес> не изымался.
Истец Полонянкина Т.Т. на дату признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу являлась собственником 1/2 доли в праве собственности жилого помещения в этом доме, право на еще ? доли было приобретено ею позже – ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», переселение граждан в рамках проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>». Планируемая дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
Полонянкина Т.Т. малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения. Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, указано на необходимость произвести отселение жильцов до 2017 года (л.д.28). Иного срока нормативно не установлено, доказательств обратного, суду, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», указанный дом включен в марте 2019 года, срок отселения определен в данной программе – до ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменного отзыва Администрации <адрес> следует, что часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ, при этом Федеральный закон №473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после ДД.ММ.ГГГГ, применяются нормы положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. В рамках действующего законодательства при изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийным и подлежащим сносу у администрации <адрес> не будет оснований предоставить Полонянкиной Т.Т. в рамках указанной программы жилое помещение, так как право собственности на квартиру возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с действующим законодательством Полонянкиной Т.Т. положена денежная выплата возмещения.
Администрацией <адрес> в ответе на обращение истца указано именно на отсутствие оснований предоставить ей в рамках указанной программы жилое помещение, а указано о выплате денежного возмещения, при этом истцом выбран способ – предоставление жилого помещения (о чем подписано соответствующее обязательство).
До настоящего времени вышеуказанный объект недвижимости и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, администрацией <адрес> не изымался.
Довод ответчика о том, что срок предоставления жилого помещения не наступил (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, права истца не нарушены, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение истца и дом в котором оно находится, признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу еще в 2012 году. При этом указано на недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, также указано о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома.
Начиная с 2012 года до настоящего времени (между тем, срок отселения установлен до 2017 года), истец не отселена, жилое помещение, отвечающее всем необходимым требованиям ей не предоставлено, что влечет нарушение ее жилищных прав, которые она по вине ответчика не может реализовать в разумный срок.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу представляет опасность для жизни и здоровья истца, в случае продолжения проживания в нем, о чем указано в заключениях межведомственной комиссии, и с учетом состояния дома, в данном случае требуется незамедлительное решение вопроса о её переселении в другое благоустроенное жилое помещение.
Закон в данном случае не ставит реализацию и защиту жилищных прав в зависимость от даты признания дома аварийным и подлежащим сносу и даты начала действия новой программы по переселению граждан из аварийного жилья.
При этом речь не идет о внеочередном предоставлении истцу жилого помещения.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения частей 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцом Полонянкиной Т.Т. права собственности на жилое помещение и начала процедуры расселения, в связи с чем, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления истца на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования.
Таким образом, после предоставления Полонянкиной Т.Т. равнозначного жилого помещения, подлежит прекращению право собственности Полонянкиной Т.Т. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признание за муниципальным образованием <адрес> право собственности на указанное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить Полонянкиной ФИО9 взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное жилое помещение, площадью не менее 70,9 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат, расположенное в пределах <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Прекратить право собственности Полонянкиной ФИО10 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Полонянкиной ФИО11 равнозначного жилого помещения.
Признать за муниципальным образованием <адрес> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, после предоставления Полонянкиной ФИО12 равнозначного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.