Судья Буланая А.А. Дело № 33а–7083
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Бегуновича В.Н., Копыловой Е.В.,
при секретаре Пахомовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе Бобрышева Ю.Е., его представителя Адомонис А.И. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 03 апреля 2019 года по делу по административному иску Бобрышева Юрия Евгеньевича к Военному комиссариату Кемеровской области, Военному комиссариату г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области, призывной комиссии Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району признания бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛА:
Бобрышев Ю.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Кемеровской области, Военному комиссариату г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области, призывной комиссии Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району о признании незаконным бездействия призывной комиссии г. Прокопьевска по принятию решения в порядке статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Требования мотивированы тем, что Бобрышев Ю.Е. был вызван повесткой на заседание призывной комиссии г. Прокопьевска 23.10.2018. При наличии в личном деле медицинских документов, подтверждающих наличие у него заболевания, предоставляющего право на установление категории годности к военной службе «Б», он был отправлен на дополнительное обследование, что, по его мнению, является незаконным.
При прохождении обследования в <данные изъяты> ГБУЗ КО «Прокопьевская городская больница» ему было выдано медицинское заключение без его фактического осмотра. Все медицинские документы были предоставлены в призывную комиссию, однако после неоднократных явок по повесткам в военкомат в отношении него так и не было принято ни одно из решений, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В связи с бездействием военкомата и призывной комиссии он будет вынужден в рамках следующего призыва вновь проходить все медицинское обследование на призывной комиссии, тратить свое рабочее время и предоставлять медицинские документы.
Бездействие сотрудников военкомата нарушает его права и законные интересы, в том числе право на предоставление полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы, право на освобождение от призыва по состоянию здоровья, а также на него незаконно возлагается обязанность по повторному прохождению призывных мероприятий. Кроме того, отсутствие военного билета создает трудности по месту его работы, так как работодатель опасается вкладывать денежные средства в его обучение ввиду возможного дальнейшего призыва на военную службу.
Просит признать незаконным бездействие призывной комиссии Отдела военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району, отдела военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району, Военного комиссариата Кемеровской области; обязать комиссию военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Бобрышева Ю.Е. – принять решение об освобождении от призыва по имеющимся в личном деле призывника медицинским документам; взыскать с Военного комиссариата Кемеровской области расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб., из которых 5000 руб. – составление административного иска, 9500 руб. – представление интересов в суде.
В судебном заседании представитель административного ответчика Военного комиссариата Кемеровской области Жиляева С.Н. заявленные административные исковые требования не признала.
Административный истец Бобрышев Ю.Е., его представитель Адомонис А.И., представители административных ответчиков Военного комиссариата г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области, призывной комиссии Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району, представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Кемеровской области в судебное заседание не явились.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 03 апреля 2019 года в удовлетворении требований Бобрышева Ю.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Бобрышев Ю.Е. и его представитель Адомонис А.И., действующая на основании доверенности от 21.10.2016, просят решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, взыскать с Военного комиссариата Кемеровской области сумму уплаченной государственной пошлины в размере 150 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Указывают на то, что в материалах дела нет документа, который бы подтверждал направление Бобрышева Ю.Е. на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование.
Обследование он прошел, и документы на призывную комиссию предоставил, что опровергает предположение суда, что медицинское обследование не было завершено (оно было завершено согласно имеющегося в материалах административного дела акта 31.10.2018 г.).
Таким образом, призывной комиссией на основании предоставленных документов должно было быть вынесено решение в порядке, предусмотренном ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Считает, что его специально не допускали до прохождения медицинского освидетельствования на призывной комиссии, хотя он являлся по повесткам для прохождения медицинского освидетельствования – 23.10.2018, 07.11.2018, 06.12.2018, 21.12.2018, 25.12.2018, однако итогового решения так и не было принято.
На апелляционную жалобу представителем ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» Жиляевой С.Н. принесены возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» Жиляева С.Н.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Военного комиссариата Кемеровской области Жиляеву С.Н., просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 24.01.2014 Бобрышев Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на первичный воинский учет, проходил медицинскую комиссию, по результатам медицинского освидетельствования признавался годным к прохождению военной службы.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 06.09.2018 было признано незаконным решение призывной комиссии Прокопьевского городского округа Отдела военного комиссариата Кемеровской области по городу Прокопьевску от 14 октября 2016 года № 12 о призыве Бобрышева Ю.Е. на военную службу (л.д.39-45).
В связи с началом очередного осеннего призыва 2018 года Бобрышев Ю.Е. вызывался повестками и являлся по ним в Военный комиссариат г.Прокопьевска и Прокопьевского района для прохождения медицинского освидетельствования на 23.10.2018, 07.11.2018, 10.12.2018, 21.12.2018, 23.12.2018 (л.д.14-15).
Согласно карте медицинского освидетельствования 23.10.2018 Бобрышев Ю.Е. прошел врачей: невропатолога, психиатра, окулиста, отоларинголога, стоматолога и хирурга (л.д.86-87).
Хирургом был составлен лист медицинского освидетельствования от 23.10.2018 года, согласно которому в ходе осмотра Бобрышев Ю.Е. предъявил жалобы на состояние здоровья (л.д.71).
В связи с этим медицинское освидетельствование не было завершено, и для установления диагноза и степени выраженности заболевания Бобрышев Ю.Е. был направлен на медицинское обследование в медицинскую организацию в соответствии с п.4 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», о чем внесена запись в протокол заседания призывной комиссии города Прокопьевска №10 от 23.10.2018. При этом повторная явка на освидетельствование назначена на 07.11.2018 (л.д.11).
По результатам медицинского обследования в отношении Бобрышева Ю.Е. ГБУЗ КО ГБ № 3 составлено медицинское заключение № 241/10951 от 31.10.2018 с указанием диагноза (л.д.72).
07.11.2018 Бобрышев Ю.Е. явился в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, но оно проведено не было ввиду отсутствия его представителя. Следующая явка назначена на 10.12.2018.
10.12.2018 медицинское освидетельствование не проведено, как указывает административный ответчик, ввиду поздней явки Бобрышева Ю.Е. При этом призывником было сдано в военный комиссариат медицинское заключение № 241/10951 от 31.10.2018 (л.д.23).
Бобрышеву Ю.Е. выдана повестка на 21.12.2018 на заседание призывной комиссии.
13.12.2018 на основании представленного медицинского заключения врачом-хирургом призывной комиссии составлен лист медицинского освидетельствования, согласно которому в соответствии с Разделом П Положения о военно-врачебной экспертизе было рекомендовано направить Бобрышева Ю.Е. на призывную комиссию Кемеровской области для очного контрольного освидетельствования (л.д.88).
В связи с этим личное дело призывника Бобрышева Ю.Е. было направлено в призывную комиссию Кемеровской области для изучения членами медицинской комиссии и согласования даты явки Бобрышева Ю.Е. для медицинского освидетельствования в г.Кемерово в случае необходимости, о чем сделана отметка в примечании в протоколе заседания призывной комиссии от 23.10.2018 года (л.д.11).
Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что к назначенному на 21.12.2018 года заседанию призывной комиссии личное дело не было возвращено из г. Кемерово, в связи с чем на данном заседании призывной комиссии в отношении Бобрышева Ю.Е. не представилось возможным решить вопрос, и на заседании призывной комиссии 23.12.2018 года было принято решение направить призывника Бобрышева Ю.Е. для прохождения очного освидетельствования на призывную комиссию Кемеровской области.
Разрешая административные исковые требования о признании незаконным оспариваемого бездействия, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что у призывной комиссии г. Прокопьевска и Прокопьевского района отсутствовали правовые основания для принятия в отношении Бобрышева Ю.Е. одного из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», так как медицинское обследование не было завершено, и при отсутствии установленной врачом категории годности призывника к военной службе непринятие призывной комиссией г.Прокопьевска и Прокопьевского района решения в отношении Бобрышева Ю.Е. в ноябре - декабре 2018 года не может свидетельствовать о неисполнении данным органом возложенной на него обязанности. Поскольку в медицинских документах Бобрышева Ю.Е. имелись различные сведения о состоянии здоровья призывника (заключение экспертизы № 240 и медицинское заключение № 241), то решение о направлении Бобрышева Ю.Е. на дополнительное медицинское обследование принято в интересах административного истца, чтобы исключить принятие ошибочного решения о категории его годности к службе в армии, и не нарушает его прав.
То обстоятельство, что до окончания осеннего призыва 2018 года не вынесено заключение о категории годности к военной службе, не свидетельствует о нарушении прав Бобрышева Ю.Е. На военную службу он не призван. Он вправе реализовать право на признание его негодным к военной службе по состоянию здоровья или получение отсрочки от призыва при установлении соответствующей категории годности при медицинском освидетельствовании при явке весной 2019 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не соответствуют обстоятельствам дела.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно подп. "а" п.1, п.2 ст.22 названного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу положений п.3 этой же статьи Федерального закона и Указов Президента РФ призыв граждан на военную службу осуществляется дважды в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии (п.1 ст.26 Федерального закона).
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (п.1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п.4).
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Из приведенных норм Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что освидетельствование гражданина с вынесением заключения о категории годности его к военной службе и, соответственно, принятие решения, предусмотренного п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», может быть перенесено на следующий период призыва граждан на военную службу только в случае, если до окончания работы призывной комиссии (окончания призыва) не может быть завершено обследование гражданина. При этом в случае невозможности в ходе освидетельствования вынесения медицинского заключения о годности к военной службе по состоянию здоровья гражданин направляется для уточнения диагноза заболевания в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Иного способа уточнить диагноз и установить состояние здоровья призывника с целью определения категории годности его к военной службе, кроме как обследовать его в медицинской организации, действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из обстоятельств дела, 23.10.2018 при проведении медицинского освидетельствования призывника Бобрышева Ю.Е. была установлена невозможность вынесения медицинского заключения о годности его к военной службе по состоянию здоровья и необходимость в дополнительном медицинском обследовании, в связи с чем решением призывной комиссии он был направлен на медицинское обследование с установлением даты повторной явки 07.11.2018, что не противоречит требованиям закона.
После прохождения дополнительного медицинского обследования и составления медицинского заключения № 241/10951 от 31.10.2018 в отношении Бобрышева Ю.Е. в назначенную дату 07.11.2018 медицинское освидетельствование проведено не было, как и не было истребовано у него указанное медицинское заключение, хотя он явился в военный комиссариат.
В следующую назначенную дату 10.12.2018 освидетельствование вновь не проведено, но принято представленное Бобрышевым Ю.Е. медицинское заключение № 241/10951 от 31.10.2018.
Таким образом, после 10.12.2018 у призывной комиссии Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району имелась реальная возможность организовать проведение Бобрышеву Ю.Е. медицинского освидетельствования с последующим принятием окончательного решения относительно призыва на военную службу, если с учетом результатов дополнительного обследования возможно было дать заключение о категории годности его к военной службе, либо в случае сохранения сомнений в состоянии здоровья для уточнения диагноза заболевания вновь направить его на дополнительное обследование в медицинскую организацию. Однако ни одно из указанных действий призывной комиссией совершено не было.
Принимая во внимание, что призывной комиссией и комиссией врачей-специалистов не было принято решение о необходимости дополнительного медицинского обследования Бобрышева Ю.Е., и он не был вновь направлен на обследование в медицинскую организацию, при наличии медицинского заключения от 31.10.2018 обследование Бобрышева Ю.Е. следует считать завершенным, что влечет обязанность призывной комиссии до окончания срока осеннего призыва 2018 года, то есть до 31 декабря 2018 года, провести медицинское освидетельствование Бобрышеву Ю.Е. и с учетом заключения о категории его годности к военной службе принять соответствующее решение, предусмотренное п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Между тем данную обязанность, предусмотренную законом, призывная комиссия не исполнила, ссылаясь на незавершенность обследования призывника, что вышеуказанным обстоятельствам дела не соответствует.
Кроме того, как видно из листа медицинского освидетельствования от 13.12.2018 и пояснений представителя административного ответчика, на основании представленного медицинского заключения от 31.10.2018 врачом-хирургом было рекомендовано направить Бобрышева Ю.Е. на призывную комиссию Кемеровской области для очного контрольного освидетельствования (л.д.54, 73).
На основании этого личное дело призывника было направлено в призывную комиссию Кемеровской области для изучения членами медицинской комиссии и согласования даты явки Бобрышева Ю.Е. для медицинского освидетельствования в случае необходимости.
На дату очередной явки призывника 21.12.2018 личное дело не было возвращено из призывной комиссии Кемеровской области, в связи с чем в эту дату призывной комиссией в отношении Бобрышева Ю.Е. вопрос не был разрешен, а в следующую назначенную дату 23.12.2018 на заседании призывной комиссии было решено направить призывника Бобрышева Ю.Е. для прохождения очного освидетельствования на призывную комиссию Кемеровской области. При этом в протокол заседания призывной комиссии № 10 от 23.10.2018 внесена запись о том, что ввиду различия медицинских документов о состоянии здоровья в соответствии с п.п.101, 102 Положения о военно-врачебной экспертизе направить личное дело призывника в призывную комиссию Кемеровской области на изучение.
По мнению административных ответчиков, направление Бобрышева Ю.Е. для прохождения очного освидетельствования на призывную комиссию Кемеровской области свидетельствует о невозможности завершения обследования призывника в период осеннего призыва 2018 года и о необходимости проведения освидетельствования в следующий период весеннего призыва 2019 года.
Судебная коллегия полагает указанные доводы административных ответчиков несостоятельными, поскольку законных оснований для направления Бобрышева Ю.Е. для прохождения освидетельствования в призывной комиссии Кемеровской области не имелось.
Так, в соответствии с положениями ст.29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в числе прочего, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий (п.2).
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (п.3).
Аналогичные нормы, касающиеся проведения призывной комиссией субъекта Российской Федерации контрольного медицинского освидетельствования граждан, содержатся в п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Кроме того, разделом III Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», регламентирован вопрос организации контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Из содержания указанных норм Федерального закона и подзаконных правовых актов следует, что призывной комиссией субъекта Российской Федерации производится контрольное медицинское освидетельствование призывников и только в двух случаях: в отношении граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и в отношении граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности. То есть контрольное медицинское освидетельствование проводиться с целью проверки обоснованности принятых нижестоящими призывными комиссиями решений об освобождении от призыва на военную службу по состоянию здоровья и заключений об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Проведение медицинского освидетельствования призывников призывной комиссией субъекта Российской Федерации с целью определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, что фактически имеет место в отношении призывника Бобрышева Ю.Е., действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме этого, пункт 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, на который имеется ссылка в протоколе заседания призывной комиссии от 23.10.2018, предусматривающий, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, к спорным правоотношениям применению не подлежит в данном случае, поскольку Бобрышев Ю.Е. к указанным лицам не относится.
Также комиссия указала на пункт 102 Положения о военно-врачебной экспертизе, согласно которому военный комиссар (военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований)) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Из содержания приведенной нормы следует, что заключение независимой военно-врачебной экспертизы, если оно не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, является основанием для повторного освидетельствования гражданина призывной комиссией, которая проводила первоначальное освидетельствование, но не является основанием для направления гражданина на освидетельствование в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.
Более того, в силу п.1 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574, настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее - заключение военно-врачебной комиссии).
К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке (п.8 Положения).
В данном случае из обстоятельств дела видно, что в отношении Бобрышева Ю.Е. независимая военно-врачебная экспертиза, в том числе в рамках данной призывной кампании, не проводилась, а представленное призывником заключение судебно-медицинской экспертизы № 240 от 12.10.2017 (л.д.7-10, 13), проведенной по делу № 2а-938/2018, по которому принято решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от 06.09.2018, заключением независимой военно-врачебной экспертизы не является.
Ссылка представителя административного ответчика на невозможность освидетельствования Бобрышева Ю.Е. ввиду непредставления им анализов несостоятельна, поскольку из личного дела призывника, протокола заседания призывной комиссии от 23.10.2018, других материалов административного дела не усматривается, что указанные обстоятельства имели место и явились причиной невозможности осуществления в отношении призывника освидетельствования и принятия соответствующего решения в рамках осеннего призыва 2018 года.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что обследование Бобрышева Ю.Е. было завершено, но после 10 декабря 2018 года до завершения работы призывной комиссии в период осеннего призыва 2018 года медицинское освидетельствование ему не было проведено и какого-либо решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не было принято, хотя такая реальная возможность имелась, следует согласиться с доводами административного истца о наличии незаконного бездействия призывной комиссии, которое влечет нарушение его прав, в связи с чем заявленные Бобрышевым Ю.Е. административные исковые требования в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а обжалуемое решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В то же время судом обоснованно, с приведением соответствующих мотивов в решении, отказано в удовлетворении требования об обязании призывной комиссии принять решение об освобождении Бобрышева Ю.Е. от призыва на военную службу. В данном случае по этим же основаниям признание незаконным оспариваемого бездействия призывной комиссии также не влечет возложение на призывную комиссию обязанности принять решение об освобождении Бобрышева Ю.Е. от призыва на военную службу, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в указанной части.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 03 апреля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого бездействия.
В отмененной части принять новое решение, которым требования Бобрышева Ю.Е. удовлетворить, признать незаконным бездействие призывной комиссии Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного статьей 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в период осеннего призыва 2018 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Бегунович В.Н.
Копылова Е.В.