Решение по делу № 33-9094/2023 от 01.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9094/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

№ 2-471/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Кит М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2023 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Бондарева Р.В., Матвиенко Н.О.

при секретаре:

Андрейченко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи Республики Крым к Карповой Наталье Константиновне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК и Севастополю, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Главное управление МЧС России по Республике Крым, Государственный комитет государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г.Керчи, о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки, по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года

УСТАНОВИЛА:

Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи, уточнив свои требования, предъявил к Карповой Наталье Константиновне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым, иск о солидарном взыскании суммы неосновательного обогащения – <данные изъяты>, выплаченных Карповой Н.К. в качестве мер социальной поддержки на осуществление капитального ремонта поврежденных помещений, согласно сведений Управления об отсутствии у нее второго жилого помещения, что являлось препятствием для предоставления указанных сумм.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года в удовлетворении искового заявления Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи к Карповой Наталье Константиновне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, третьи лица Министерство труда и социальной политики Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи, о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки отказано.

В апелляционной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи просит отменить решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Суд не учел, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов; Карповой Н.К. были совершены действия по регистрации права собственности на объекты недвижимости только после получения денежной суммы, а именно 27.09.2021года, что свидетельствует о намеренном сокрытии ею сведений об имуществе и недобросовестности при реализации прав на получение мер социальной поддержки. В свою очередь, ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым не надлежаще выполнил возложенную на него нормативно – правовыми актами обязанность по проверке полноты и достоверности сведений о принадлежащем гражданину, претендующему на получение мер социальной поддержки, жилых помещений, пригодных для проживания.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым указало, что Списки граждан, которые имеют право на получение финансовой помощи на основании постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021года № 530, содержали архивную информацию, находящуюся в распоряжении Госкомрегистра; в силу особенностей осуществления имущественных отношений на территории Республики Крым Управление не имело правовых оснований подтвердить наличие в собственности Карповой Н.К. сведений об иных ранее учтенных (до создания ЕГРН на территории РК) объектах недвижимости. При должном взаимодействии Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Департамента с Госкомрегистром по получению архивных сведений, способных подтвердить/опровергнуть наличие/отсутствие в собственности Карповой Н.К. недвижимого имущества, установление факта наличия иного недвижимого имущества, принадлежащего Карповой Н.К., должно было произойти до даты финансовой выплаты. Кроме того, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, то есть до финансовой выплаты ДД.ММ.ГГГГ. Закон Республики Крым от 31.07.2014 года №38–ЗРК устанавливает особенности регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 года № 264 в соответствии с названным Законом РК, утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. Права на объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу ФКЗ №6-ФКЗ от 21.03.2014 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН производится по желанию их обладателей.

В возражениях на апелляционную жалобу Карпова Н.К. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. При обращении в Департамент, ей не было разъяснено, что наличие в собственности нескольких жилых помещений исключает возможность предоставления мер социальной поддержки; заявление по форме согласно приложению 2 к постановлению , где разъяснены условия предоставления спорных выплат, ей для заполнения не предоставлялось. В Департамент была предоставлена ксерокопия паспорта, из которой усматривается, что она зарегистрирована в <адрес>, а в заявлении ею указывалось, что поврежден в результате затопления дом по адресу: <адрес> Таким образом, не скрывала от уполномоченного органа сведения, влияющие на определение ее права на получение мер соцподдержки.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи Республики Крым направлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения Карповой Н.К. и ее представителя, пояснения представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Крым и г. Севастополю, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления.

Правильность определения судом первой инстанции фактических и иных обстоятельств, имеющих значение для дела, участвующими в нем лицами не оспаривается. Судом установлено, что в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1327, постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.09.2021года №530, Карповой Н.К. протоколом Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи от ДД.ММ.ГГГГ была назначена мера социальной поддержки для осуществления капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Карповой Н.К. была перечислена сумма <данные изъяты>

До решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки уполномоченными органами была выполнена процедура установления условий, необходимых для ее предоставления.

Так, согласно п. 12 Приложения 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530 заявление и документы граждан, имеющих право на выплату, а также заверенные надлежащим образом копии документов, принятые в отношении гражданина, формируются структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере в личное дело.

Структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере осуществляет проверку комплектности документов (копий документов), указанных в пункте 10 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.

В личное дело приобщается заверенная в установленном порядке копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, о признании жилого помещения непригодным для проживания, - если жилые помещения повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Список муниципального образования формируется структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявлений и соответствующих документов, в том числе на основании имеющейся информации о поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях с учетом границ зон чрезвычайной ситуации (п.14 Постановления в редакции, действующей на момент возникновения спора).

Согласно п. 15 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530 сформированный и утвержденный главой администрации муниципального образования Республики Крым Список муниципального образования в течение 2 рабочих дней направляется в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.

Министерство жилищной политики на основании представленных Списков муниципальных образований в течение 10 рабочих дней формирует Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым, по форме согласно приложению 1 к Правилам и Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым (далее - Список), по форме согласно приложению 3 к Правилам (п. 16 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530).

В соответствии с п. 21 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530 Список подлежит согласованию с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю (далее - Управление Росреестра по Республике Крым и Севастополю) в части подтверждения наличия у граждан права собственности на поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения, Министерством внутренних дел по Республике Крым в части подтверждения факта регистрации по месту жительства граждан в утраченных жилых помещениях и МЧС России по Республике Крым в части подтверждения адресов жилых помещений в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство жилищной политики в течение 3 рабочих дней со дня получения Списка, согласованного с МЧС России по Республике Крым, МВД по Республике Крым и Управлением Росреестра по Республике Крым и Севастополю, представляет его на утверждение Главе Республики Крым.

Министерство жилищной политики в течение 5 рабочих дней со дня утверждения Главой Республики Крым Списка направляет его в Минтруд РК и выписки из Списка соответствующим администрациям муниципальных образований Республики Крым (п. 22 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530).

Карпова Н.К. была включена в Список граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым в период июнь-июль 2021; данный Список в соответствии с п 21 Постановления Совета Министров Республики Крым от 15.09ю2021года №539 был согласован с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю.

Министерство труда и социальной защиты Республики Крым письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ уведомило ДТСЗН Администрации г. Керчи РК о том, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при согласовании изменений в Списки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) в результате пресечения террористических актов неправомерными действиями, возникших на территории Республики Крым, у Карповой Н.К. выявлено в собственности иное имущество- 1\3 доля квартиры по адресу: <адрес>., что в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530 влечет исключение из Списка граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым в период июнь-июль 2021.

Отказывая во взыскании по основаниям ст. 1102 ГК РФ с ответчика Карповой Н.К. денежной суммы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не предоставлены доказательства ознакомления ответчика с Положением о порядке и условиях предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 об утверждении «Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», в том числе относительно необходимости указания всех находящихся в собственности жилых помещений, пригодных для проживания.

Также, отсутствуют сведения, что Карпова Н.К. предупреждалась об ответственности и последствиях за предоставление недостоверных документов. При подаче Карповой Н.К. заявления в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым она предупреждалась лишь о том, что обязана осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена выплата.

Ответчица указала, что полученные денежные средства были затрачены ею в полном объеме на производство капитального ремонта поврежденного жилого дома, который она осуществила в установленный срок, что не опровергалось истцом.

Также ответчица пояснила, что никто не предупреждал ее об обязанности сообщить о наличии у нее доли в другой квартире, иначе она непременно это указала. Более того, в материалах личного (выплатного) дела, сформированного Департаментом, находились предоставленные ею сведения о регистрации в <адрес>.

Поскольку выплаченная ответчику в качестве меры социальной поддержки денежная сумма на проведение капитального ремонта жилого помещения предназначена для удовлетворения необходимой потребности в жилье, взыскание таковой возможно только при бесспорной доказанности недобросовестного поведения его получателя.

На основании изложенного, учитывая, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, мер социальной поддержки, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой помощи, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств предоставления ответчиком заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения меры социальной поддержки. Доводами апелляционной жалобы правильность данных выводов суда не опровергается. С учетом положений Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", государственная регистрация в ЕГРН ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества является правом, а не обязанностью обладателя таких прав. Таким образом, момент регистрации прав на недвижимое имущество (до или после обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки) при неустановлении факта намеренного сокрытия сведений о праве собственности на жилые помещения, сам по себе не свидетельствует о недобросовестности Карповой Н.К.

Что касается исковых требований, предъявленных к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, судебная коллегия также полагает их не подлежащими удовлетворению. Истцом заявлен иск о взыскании суммы неосновательного обогащения в солидарном порядке: с Карповой Н.К., скрывшей наличие у нее второго жилого помещения; с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, не проверившего надлежащим образом наличие у Карповой Н.К. в собственности второго жилого помещения.

В соответствии со ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

По смыслу положений главы 60 ГК РФ, обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает у приобретателя имущества.

Истцом не предоставлены суду доказательства о приобретении (сбережении) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю денежной суммы, о возврате которой заявлен иск. Не установлены также совместные, согласованные действия Карповой Н.К. и Управлением, в результате которых они приобрели в совместную собственность без достаточных на то оснований денежную сумму, возврат которой при неделимости предмета обязательства должен быть произведен в солидарном порядке.

Истец, являющийся юридическим лицом, не лишен возможности предъявления в суд (с учетом подсудности арбитражному суду) требований к Управлению по иным основаниям.

Кроме того, суд первой инстанции с соблюдением правил ст. 67 ГПК РФ дал оценку тому обстоятельству, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления из Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым поступили на согласование списки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части подтверждения у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей долевой собственности на иные жилые помещения. На момент проверки Управлением представленных Списков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о зарегистрированных правах собственности на какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие Карповой Н.К. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, принадлежащих Карповой Н.К., внесены по ее заявлению о государственной регистрации ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ как на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровому учету, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым от 13 ноября 2016 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 2432-р, передано Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденному Постановление Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 164, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - исполнительный орган Республики Крым, осуществляющий полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

После проверки Списков письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДСП управление информировало Министерство о передаче полномочий по ведению ЕГРН в соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. При этом Управление указало, что Списки содержат архивную информацию, находящуюся в распоряжении Госкомрегистра. Управление лишено по проверке данных сведений.

Истец не обосновал, каким образом Управление имело правовые основание подтвердить наличие в собственности Карповой Н.К. иного недвижимого имущества, пригодного для проживания, а именно доли в квартире с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, до момента внесения Карповой Н.К. сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9094/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи РК
Ответчики
Карпова Наталья Константиновна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК и Севастополю
Другие
Государственный комитет государственной регистрации и кадастру
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора РК
Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г.Керчи
Главное управление МЧС России по РК
Министерство труда и социальной защиты РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
01.09.2023Передача дела судье
26.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее