Решение по делу № 2-657/2024 от 17.04.2024

Дело № 2-657/2024

УИД 16RS0041-01-2024-001003-77

2.189г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июня 2024 года город Лениногорск Республики Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Корнеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якупова Р.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Якупов Р.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ФИО от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано разрешение на строительство , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке осуществил строительство жилого дома, общей площадью <данные изъяты> После окончания строительства жилого дома истец обратился в Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» с заявлением о выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Однако руководитель Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в выдаче уведомления о соответствии построенного жилого дома, так как земельный участок с кадастровым номером находился в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<данные изъяты>». Таким образом, по мнению ответчика, спорный объект является самовольной постройкой, так как расположен в зоне минимально допустимых расстояний этанопровода «<данные изъяты>» согласно таблице 20 свода правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуальная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85», утвержденного приказом Госстроя России ДД.ММ.ГГГГ /ГС, которая составляет от сельских поселений до оси действующего этанопровода «<данные изъяты>» 2000 м, что может повлечь за собой технологическую аварию, ставя под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причинить ущерб имуществу третьих лиц. Позиция ответчика была основана на письме ООО «Газпром добыча Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ – исх., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен на расстоянии <данные изъяты> от оси этанопровода «<данные изъяты>». Истец не согласен с данными выводами и считает, что возведенный им жилой дом не имеет признаков самовольной постройки. Строительство жилого дома было согласовано с Исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, утвержденный на дату начала и окончания строительства генеральный план Шугуровского сельского поселения Лениногорского муниципального района Республики Татарстан также не содержал сведений об ограничениях прав или обременениях в отношении земельного участка. Разрешение на строительство жилого дома беспрепятственно выдано, а сам этанопровод расположен за границей населенного пункта. Какие – либо опознавательные и предупредительные знаки на месте отсутствовали. В градостроительном плане земельного участка сведения об ограничениях прав и обременениях в отношении земельного участка также отсутствуют. О наличии ограничений в отношении земельного участка истец не знал.

По изложенным основаниям, истец просит суд признать за Якуповым Р.Н. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Истец Якупов Р.Н., представитель истца ФИО, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленных письменных пояснениях по делу с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Организовать участие представителя третьего лица в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи не представилось возможным в связи с проведением в зале, оборудованном комплектом видеоконференц-связи, судебного заседания по уголовному делу. В ранее представленном отзыве на исковое заявление с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты>., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 50-55).

Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ФИО от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> (л.д. 56-60).

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан выдано разрешение на строительство - Якупову Р.Н., которым разрешено строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, со сроком действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).

Как следует из заключения кадастрового инженера, в результате осуществления кадастровых работ по созданию здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером был образован один обособленный контур здания – жилой дом, площадь здания определена в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения (утвержденным Приказом Росреестра России от ДД.ММ.ГГГГ, №П/0393) составляет – <данные изъяты> Материал стен индивидуального жилого помещения – газобетонные блоки, обшитые сайдингом. Технический план подготовлен в бумажном виде. Для продолжения кадастровых работ необходимо согласовать образование объекта с лицами, в пользу которых установлена зона с особыми условиями использования территории, так как объект полностью находится в зоне с особыми условиями использования территории - Зона минимальных расстояний до линейного сооружения – Магистрального этанопровода «<данные изъяты>» (л.д. 63-72).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан сообщил Якупову Р.Н. о том, что отказывает в предоставлении уведомления о построенном объекте индивидуального строительства, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<данные изъяты>» (л.д. 79-81).

В <адрес> ООО «Газпром добыча Оренбург» в соответствии с договором аренды с ООО «Газпром трансгаз Казань» от ДД.ММ.ГГГГ приняло имущество – объект – участок этанопровода «<данные изъяты>» с <данные изъяты> с пунктом регазификации этана в <адрес> в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром добыча Оренбург» и главой муниципального образования «Шугуровское сельское поселение» подписан акт обнаружения и фиксирования нарушения охранной зоны или зон минимально допустимых расстояний трубопровода этанопровода «<данные изъяты>» <данные изъяты> (<адрес>).

Земельный участок истца расположен в <данные изъяты> от этанопровода «<данные изъяты>

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец исходит из того, что возведенный им на принадлежащем истцу Якупову Р.Н. земельном участке жилой дом не является самовольной постройкой, поскольку в установленном законом порядке им было получено разрешение органа местного самоуправления на его строительство.

Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик, а также третьи лица исходят из того, что спорное строение является самовольной постройкой, оно расположено в зоне минимально допустимых расстояний этанопровода «<данные изъяты>» согласно таблице 20 свода правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*», утвержденного приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /ГС, которая составляет от сельских поселений до оси действующего этанопровода «<данные изъяты>» в <данные изъяты>, что может повлечь за собой технологическую аварию, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причинить ущерб имуществу третьих лиц.

Между тем, как было указано выше, спорный объект недвижимости – жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, возведен истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащем истцу Якупову Р.Н. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается имеющимися в материалах дела техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ и техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (л.д. 63-72, 73-77, 50-55).

Из представленных истцом суду документов (выписки из финансовой части лицевого счета, справки по начислениям по лицевому счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, договоров по водоснабжению и вводу ТБО, счетов на оплату ЖКУ, договоров купли-продажи, товарных чеков, накладных и т.п.) усматривается, что строительство спорного жилого дома начато Якуповым Р.Н. не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с положениями частей 1, 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Установлено, что истцом (застройщиком) были приняты меры к легализации спорного объекта в установленном законом порядке.

Как было отмечено выше ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан выдано разрешение на строительство Якупову Р.Н., которым разрешает строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, со сроком действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем Якупов Р.Н., подготовив все необходимые документы, обратился к ответчику с целью получения уведомления о построенном объекте индивидуального строительства.

Вместе с тем, ответчик отказал Якупову Р.Н. в предоставлении уведомления со ссылкой на позицию третьего лица по делу ООО «Газпром добыча Оренбург».

Согласно экспертному заключению , составленному <данные изъяты> возведенный жилой дом индивидуальной жилой застройки на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует санитарным, противопожарным, строительным (градостроительным) нормам и правилам и по своему назначению и конструктивным особенностям не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает охраняемые законом интересы других лиц (л.д. 83-116).

В соответствии с пунктом 6 класс трубопровода с давлением от 2,5 до 10 Мпа включительно определяется как 1, в соответствии с таблицей 4 минимально допустимое расстояние от отдельно стоящих объектов 1-2-этажные жилые здания; садовые домики, дачи до магистрального этанопровода диаметром от 1 000 до 1 200 мм составляет 225 метров. Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Шугуровское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан установлены санитарные разрывы для магистральных трубопроводов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлена санитарная зона от трубопровода 1 класса до отдельных малоэтажных зданий 250 метров.

Согласно этому же заключению, использование земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с возведенным на нем объектом – жилой дом индивидуальной жилой застройки в соответствии с целевым назначением без нарушения норм технического регулирования возможно. Нарушений норм технического регулирования, влияющих на безопасность эксплуатации, создающих угрозу для жизни, здоровья, имуществу третьих лиц не выявлено.

В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> по указанному адресу, на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежит истцу на праве собственности, находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок данных о том, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, отнесен к землям, изъятым из оборота, либо ограничен в обороте не имеется и ответчиком и третьими лицами суду не представлено. Жилой дом возведен истцом на основании разрешительной документации. При этом на момент обращения истца в суд с настоящим иском и разрешения возникшего спора никто из лиц, участвующих в деле, не оспаривал законности возведения данного жилого дома, требований о его сносе и освобождении земельного участка не предъявлялось. При этом признание права собственности на жилой дом по указанному адресу не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведение объекта соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Материалами дела установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Якупову Р.Н. сообщено о запрете осуществления индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером в связи с его нахождением в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<данные изъяты>».

С данными доводами ответчика суд согласиться не может в силу следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее также – Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения – территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой статьи 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Частью 38 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ установлено, что до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) не подлежат сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний.

Как следует из материалов дела, <адрес> находится в <адрес> Республики Татарстан, является центром муниципального образования сельское поселение <адрес>. Включает в себя территории общего пользования, занятые улицами, проездами, дорогами, домами и другими объектами.

Возведенный истцом дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , который граничит с другими земельными участками с возведенными на них объектами - жилыми домами.

Земельный участок приобретен истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела сведения о нахождении земельного участка ответчика в границах минимальных расстояний до газопровода в ЕГРН не внесены. Требований о признании жилого дома, принадлежащего ответчику, самовольной постройкой, подлежащей сносу, не заявлено. Положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), предусмотренное пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено, новая зона минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, пунктом 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении принадлежащего истцу газопровода на момент принятия судом решения не установлена.

Истец возвел спорный жилой дом на основании выданного в 2017 году администрацией разрешения на строительство. Информации о наличии ограничений не содержалось ни в выданном градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ни в генеральном плане сельского поселения, ни в правилах землепользования и застройки.

К началу строительства сведения о границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода в ЕГРН внесены не были и на местности не обозначены.

Требования к подземным и наземным газопроводам содержатся в СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012г. /ГС.

Так, согласно представленному представителем третьего лица ООО «Газпром добыча Оренбург» письму главного инженера УЭСП ООО «Газпром добыча Оренбург» – ФИО от ДД.ММ.ГГГГ , на землях Лениногорского муниципального района Республики Татарстан проложен магистральный трубопровод: этанопровод «<данные изъяты>, по которому транспортируется этановая фракция. При этом, со ссылкой на положения ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и п. 16.3 (таблица ) СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* указывается, что зона минимальных расстояний от этанопровода «Оренбург-Казань» до сельского поселения составляет 2000 метров.

При этом необходимо принять во внимание, что указание на протяженность зоны минимально допустимых расстояний от этанопровода «Казань-Оренбург» в размере 2 000 метров связано со ссылкой на таблицу СП 36.13330.2012, которая применяется на основании раздела 16 СП 36.13330.2012 «Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородных газов». Согласно разделу 16 СП 36.13330.2012, проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и нестабильного конденсата (в дальнейшем СУГ), следует выполнять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистральным газопроводам, а также настоящего раздела, за исключением требований, приведенных в пунктах 7.15-7.17. Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься не менее значений, указанных в таблице 20, согласно которой зона минимальных расстояний от этанопровода «Оренбург-Казань» до сельского поселения составляет 2 000 метров.

Между тем в разделе 7 СП 36.13330.2012 «Основные требования к трассе трубопровода» находится таблица , в которой приведены иные значения минимально допустимых расстояний от оси газопровода до населенного пункта.

В частности, согласно пункту 7.15 расстояния от оси подземных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4, где зона минимально допустимых расстояний от оси газопровода до жилого здания составляет при диаметре трубы 300 мм и менее – 100 м, свыше 300 до 600 – 150 м.

При этом суд принимает во внимание, что данный этанопровод «Оренбург-Казань» Dy300мм, Ру10,0Мпа возведен в 1982 году, в момент действия СНиП II-45-75, предусматривающие иное значение МДР – 500 метров (таблица 19).

Таким образом, поскольку законодатель разделяет эксплуатацию и проектирование трубопроводов, устанавливая для них различные значения зоны МДР, что связано с предполагаемым развитием и ростом населенных пунктов, то после введения трубопровода в эксплуатацию, при определении зоны минимально допустимых расстояний от трубопровода, необходимо руководствоваться таблицей .

В соответствии с таблицей 4 вышеуказанного свода правил минимальные расстояния от оси трубопровода диаметром 1000 мм до 12000мм до городов и других населенных пунктов составляет 300м. Жилой дом истца расположен на расстоянии 1203 м.

Кроме того судом установлено, что сведения о нахождении спорного земельного участка в границах минимальных расстояний до газопровода в ЕГРН внесены ДД.ММ.ГГГГ, то есть значительно позднее выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома. Требований о признании жилого дома, принадлежащего истцу, самовольной постройкой, подлежащей сносу, не заявлено. Положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), предусмотренное пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено, новая зона минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, пунктом 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении принадлежащего третьему лицу газопровода на момент принятия судом решения не установлена.

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Якупова Р.Н., что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

При таком положении, учитывая, что к моменту выдачи ответчиком истцу разрешения на строительство дома на соответствующем земельном участке и началу строительства, сведения о границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода в ЕГРН внесены не были и на местности не обозначены, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании права собственности на спорный жилой дом подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Якупова Р.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.

Признать за Якуповым Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии <данные изъяты> право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда

Республики Татарстан подпись Иванова С.В.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: судья              Иванова С.В.

Подлинник данного документа подшит в деле № 2-657/2024, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.

2-657/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Якупов Реваль Наилевич
Ответчики
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан
Другие
Гиматдинов Ильдар Талгатович
ООО "Газпром трансгаз Казань"
ООО "Газпром добыча Оренбург"
Суд
Лениногорский городской суд Республики Татарстан
Судья
Иванова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
leninogorsky.tat.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее