УИД: 59RS0004-01-2021-006381-10
Дело № 2а-4126/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
с участием представителя административного истца Доронина-Доргелинского Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдтновой Л.М., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП на сумму 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в отношении Правительства Пермского края прекращено на основании определения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Правительства Пермского края на сумму 50 000 руб., в части взыскания исполнительского сбора по прекращенному исполнительному производству.
Указывает, что в рамках исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № Правительством Пермского края предприняты все меры по его исполнению, а именно ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Правительства Пермского края имущество в виде семи скотомогильников принято в государственную собственность Пермского края. Имущество включено в реестр имущества государственной собственности Пермского края и закреплено за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ государственной ветеринарной инспекцией Пермского края заключен государственный контракт на проведение мероприятий по обустройству скотомогильников.
Таким образом, Правительством Пермского края обустроены скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ №, а сибиреязвенный скотомогильник и в соответствии с требованиями «СП ДД.ММ.ГГГГ. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».
В ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края обратилось с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Перми. Судом было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении указанного исполнительного производства.
Следовательно, Правительство Пермского края в свою очередь приняло в разумные сроки все возможные меры для надлежащего исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому крае, в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Кишертского района Пермского края (л.д. 1).
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, от Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д. 57). От Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю поступили письменные возражения о несогласии с заявленными требованиями, указав, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно и обоснованно (л.д. 74-76).
Заинтересованное лицо прокуратура Кишертского района Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, материалы исполнительного производства №-ИП, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Правовым основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда в 5-дневный срок и непредставление им доказательств того, что исполнение в этот период было невозможно вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, в силу п. 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Перми по делу № судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Правительства Пермского края, указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В рамках исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми по делу № административным истцом приняты следующие меры:
Распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп приняты безвозмездно в государственную собственность Пермского края скотомогильники согласно приложению к настоящему распоряжению. Имущество закреплено за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края на праве оперативного управления (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. с должника Правительства Пермского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 78-79).
ДД.ММ.ГГГГ между государственной ветеринарной инспекцией Пермского края (заказчик) и ООО «ЕВАГРУПП» заключен государственный контракт на проведение мероприятий по обустройству скотомогильников (биотермических ям), оформленных в собственность Пермского края для нужд Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (л.д. 26-33).
Согласно акту осмотра сибиреязвенного скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) ветеринарно-санитарное состояние территории сибиреязвенного захоронения, расположенного в № км. от с. Спасо-Барда Кишертского района Пермского края, соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом государственной ветеринарной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ с ветеринарного учета сняты следующие ликвидированные скотомогильники (биотермические ямы): расположенные в 1 км. от д. Морозково Андреевского сельского поселения Кишертского муниципального района, расположенный в № км. от д. Ильята Андреевского сельского поселения Кишертского муниципального района, расположенный в № км. от д. Верх-Седа Кишертского сельского поселения Кишертского района, расположенный в № км. от с. Посад Посадского сельского поселения Кишертского района. (л.д. 35-36).
В соответствии с приказом Государственной ветеринарной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник, расположенный в д. Тимино, подлежит ликвидации в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 39-40).
Во исполнение приказа ДД.ММ.ГГГГ между Государственной ветеринарной инспекцией и ИП Патласовым В.Н. заключен договор на оказание услуг, предметом которого является демонтаж неиспользуемого скотомогильника, расположенного в д. Тимино Кишертского района. (л.д. 41-43)
ДД.ММ.ГГГГ согласно акту ликвидации неиспользуемого скотомогильника (биотермической ямы) скотомогильник, расположенный в № км. от д. Тимино Кишертского района, ликвидирован (л.д. 56). ДД.ММ.ГГГГ данный скотомогильник на основании приказа государственной ветеринарной инспекции снят с учета (л.д. 57-58).
Согласно акту осмотра технического состоянии скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник с биологической камерой, расположенный в № км. от с. Усть-Кишерть Кишертского муниципального района, соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55).
Правительство Пермского края обратилось в Ленинским районный суд г. Перми с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении Правительства Пермского края. (л.д. 170-174 гр.дело №).
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Правительства Пермского края, прекращено на сновании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). (л.д. 17 оборот-19).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП прекращено (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю в отношении Правительства Пермского края вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, предмет исполнения: Исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 80-82).
Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в настоящее время определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ прекращено, в связи с фактическим исполнением решения суда.
Правительством Пермского края предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требований, от исполнения решения суда административный истец не уклонялся, поскольку возложенные решением суда обязанности, являются длительными для исполнения, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении исполнительного документа в 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ № 2░-4126/2021.