Судья Храмцова Л.П. Дело № 33а-2845
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 марта 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Украинцевой С.Н. и Зайцевой О.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 декабря 2016 года, которым суд обязал администрацию г. Владивостока выделить денежные средства, необходимые для установки видеонаблюдения помещений МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>; обязал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>, установить видеонаблюдения помещений образовательного учреждения.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации г. Владивостока Махно П.А., представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» Свиридовой И.Н., поддержавших апелляционную жалобу администрации г. Владивостока, возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
прокурор Фрунзенского района г. Владивостока, обращаясь в суд, указал, что в ходе проверки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних на условия безопасного пребывания в учебном учреждении установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 3, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пунктов 11, 15 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной президентом РФ 05.10.2009, пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», в средней общеобразовательной школе № 5 г. Владивостока отсутствует система видеонаблюдения в помещениях школы. Обязанность исполнения требования по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания образовательной организации возложена на администрацию г.Владивостока. Прокурор просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность по финансированию (выделению денежных средств) необходимых для установки видеонаблюдения помещений МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», расположенной по адресу: <адрес>; возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», расположенную по адресу: <адрес>, по установке видеонаблюдения помещений образовательного учреждения.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, предоставил письменный отзыв, в соответствии с которым указанные прокурором нормативные правовые акты не содержат требования об установлении в помещениях школы видеонаблюдения, мероприятия по установке систем видеонаблюдения проводятся в рамках утвержденной подпрограммы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений на 2014-2018 годы муниципальной программы «Развитие образования г. Владивостока», в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» имеется система видеонаблюдения, установленная по периметру здания и охранная сигнализация с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта; полагает, что установка видеонаблюдения в групповых помещениях нарушит законодательство в области защиты персональных данных.
Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Владивостока» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, в апелляционной жалобе представитель администрации просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного решения.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» отсутствует система видеонаблюдения в помещениях школы.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения, редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Приказом Рособразования № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения помещений школы, установка таких систем является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей.
Конкретная форма мер безопасности определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденного по правилам пункта 14 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», который содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16).
При обращении в суд прокурор не представил паспорт безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», в котором указано такое мероприятие как установление видеонаблюдения в помещениях школы, судом при рассмотрении дела также не добыто таких доказательств, что исключает выводы об обязанности ответчиков обеспечить внутренние помещения школы видеонаблюдением.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» оснащена системами наружного видеонаблюдения, на первом этаже МБОУ имеется помещение для охраны с установленной в нем системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией с каналом передачи тревожных сообщений в орган внутренних дел, организован контрольно пропускной режим допуска в помещения образовательной организации, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, что свидетельствует об исполнении администрацией г. Владивостока и руководством МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» требований законодательства об антитеррористической защищенности.
При этом вопрос о достаточности выполненных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности здания школы при рассмотрении дела не обсуждался.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации г. Владивостока и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» незаконного бездействия, связанного с принятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу части 9 статьи 226, пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе прокурору Фрунзенского района в удовлетворении иска к администрации г. Владивостока и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока» о возложении обязанности установить видеонаблюдение внутренних помещений школы.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 19 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокурору Фрунзенского района г. Владивостока отказать в удовлетворении административного иска к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности.
Председательствующий
Судьи