Дело № 2а-1832/20 УИД 76RS0022-01-2020-002044-83 м.р. 15.01.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Вороновой А.Н.,
при секретаре ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Л. к территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> о признании распоряжения незаконным,
у с т а н о в и л:
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Л. и членам его семьи в составе двух человек /Л., Л.1, 2014 г.р. – дочь/ отказано в принятии на учет граждан /многодетная семья/ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с целью участия в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» государственной программы Ярославской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ №-п в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Л. обратился в суд с административным иском о признании данного распоряжения незаконным и признании части его семьи в составе двух человек нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель административного истца Л.5 требования поддержал, дал пояснения в пределах заявленного. Заинтересованное лицо Л.7 требования поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля по доверенности Х. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Л.7, Л., Б., 2004 г.р., Л.1, 2014 г.р., Л.2, 2018 г.р., являются многодетной семьей.
Л. с ДД.ММ.ГГГГ и Л.1, 2014 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, также по указанному адресу зарегистрированы родители Л. – Л.3 и Л.4 Л.1, 2014 г.р., имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Л.7, Б., 2004 г.р., Л.2, 2018 г.р., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Л.7 и Б., 2004 г.р., являются собственниками по 1/5 доли каждый в праве собственности на указанное жилое помещение.
Распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ семья Л.7 /часть многодетной семьи/ составом три человека – Л.7, Б., Л.2 приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с целью участия семьи в задаче «Улучшение жилищных условий многодетных семей» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2020-2025 годы государственной программы ЯО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 2020-2025 годы.
На основании указанного распоряжения семья Л.7 в составе 3 человек принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля Л.7 отказано в удовлетворении заявления о включении в список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дочери Л.1, 2014 г.р.
Л. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию с заявлением о признании его и Л.1, 2014 г.р., нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как многодетные. Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Л. отказано.
Постановлением Правительства Ярославской области от 21.02.2020 N 147-п утверждена Государственная программа Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы, одной из задач которой является задача по улучшению жилищных условий многодетных семей.
Согласно п. 5.1. Программы, действие задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье).
Участниками данной задачи являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий.
Членами многодетных семей являются родители (единственный родитель) и их дети, проживающие совместно. При наличии у членов многодетной семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно положениям п.3 Порядка предоставления субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий /Приложение 17 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2020 – 2025 годы/, действие Порядка распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье) (далее - многодетные семьи), состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области.
Членами многодетных семей являются родители (единственный родитель) и их дети, проживающие совместно. Факт совместного проживания членов многодетной семьи в случае наличия у них регистрации по месту жительства по разным адресам подтверждается актами материально-бытового обследования условий проживания семьи с детьми, составленными органом социальной защиты населения соответствующего муниципального образования области.
Многодетная семья, которая для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и (или) улучшении жилищных условий в рамках задачи совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, вне зависимости от обстоятельств, предшествовавших ухудшению, может участвовать в задаче не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
В список получателей субсидии не включается многодетная семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, совершившая вне зависимости от обстоятельств действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, не менее чем за 5 лет до включения многодетной семьи в список получателей субсидии /п.4 Порядка/.
Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальными нормативными правовыми актами. В этой связи, при определении уровня обеспеченности жилым помещением многодетной семьи необходимо руководствоваться указанными выше специальными нормами.
Многодетная семья Л.10 фактически проживает во Фрунзенском районе г. Ярославля по адресу: <адрес>, общей площадью 50,2 кв.м. Площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 37,7 кв.м.
Таким образом, учитывая положения п.5.1. вышеуказанной Программы об определении уровня обеспеченности многодетной семьи общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, обеспеченность жилым помещением многодетной семьи Л.10 составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.
Доводы административного ответчика о намеренном ухудшении семьей административного истца жилищных условий суд считает необоснованными, какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определение от 19 апреля 2007 года №258-0-0, определение от 25 октября 2018 года №2596-0).
Регистрация Л.1, 2014 г.р., в жилое помещение по месту жительства отца Л. не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, до изменения места жительства Л.1 обеспеченность семьи Л.10 составляла менее учетной нормы площади жилого помещения, кроме того, регистрация Л.1 произведена до утверждения государственной программы. Как пояснили представитель административного истца и Л.7, перерегистрация ребенка была связана со сложившимися жизненными обстоятельствами, в тот период супруги Л.10 были намерены расторгнуть брак, в связи с чем определили место жительства Л.1, 2014 г.р., с отцом.
Доводы административного ответчика о том, что не предоставлены документы о фактическом совместном проживании всех членов семьи Л.10, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований. В материалах личного дела семьи Л.10 имеется сообщение территориального отдела по социальной поддержке населения Заволжского района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что фактически семья Л.10 проживает во Фрунзенском районе г. Ярославля по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, суд считает, что распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Л. и членам его семьи в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» нельзя признать законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Л. и членам его семьи в принятии на учет граждан (многодетная семья) в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Возложить на администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля обязанность принять семью Л. в составе двух человек (Л., Л.1 - дочь) на учет граждан (многодетная семья) в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с целью участия в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» государственной программы Ярославской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области на 2020-2025 годы».
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Воронова