Дело № 2-2142/2023
16RS0046-01-2023-000899-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Казаковой Л.Д.,
при секретаре Галимуллиной А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов Войн» г. Казани о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – истец) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РТ (далее – ответчик) о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование иска указано, что истец ... года рождения, согласно справке серии ... является инвалидом первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у неё заболеванием – спинальная мышечная атрофия 2 типа. Поставленный диагноз подтверждается результатами генетической диагностики спинальной мышечной атрофии. Решением врачебной комиссии ... от ... ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн г. Казани» истцу назначено патогенетическое лечение лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) по жизненным показаниям. На сегодняшний день вопрос об обеспечении истца жизненно важным и необходимым препаратом не решен.
СМА (спинальная мышечная атрофия) — генетическое нервно-мышечное заболевание, поражающее двигательные нейроны спинного мозга и приводящее к нарастающей мышечной слабости. Она характеризуется поражением центрально нервной системы с задержкой моторного развития, развитием контрактур суставов и деформацией грудной клетки, прогрессированием бульбарных и дыхательных нарушений, высоким риском развития аспирационных пневмоний, быстрым нарастанием дыхательной недостаточности. Заболевание носит прогрессирующий характер, слабость начинается с мышц ног и всего тела и с развитием заболевания доходит до мышц, отвечающих за глотание и дыхание. При этом интеллект больных СМА абсолютно сохранен. 16 августа 2019 г. на территории РФ зарегистрирован лекарственный препарат Нусинерсен (торговое наименование Спинраза), предназначенный для лечения СМА, он внесен в государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), регистрационное удостоверение ЛП-005730. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 3073-р от 23 ноября 2020 года препарат Нусинерсен включен в перечень ЖНВЛП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406. Для истца появился шанс на стабилизацию состояния, на возможность предотвращения наступления тяжелых угрожающих жизни осложнений. Так как препарат Нусинерсен (Спинраза) является дорогостоящим, денежных средств на обеспечение данного препарата в достаточном объеме у истца нет.
Поскольку истец считает, что в силу действующего законодательства имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Нусинерсен» (Спинраза) по жизненным показаниям, просит обязать Министерство здравоохранения РТ обеспечивать его лекарственным препаратом «Нусинерсен» (Спинраза) производимого компанией БиогенАйдек лимитед (Великобритания) в соответствии с решением врачебной комиссии ... от ... ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн г. Казани» по жизненным показаниям на постоянной основе вобъеме и дозировке согласно инструкции к препарату Нурсинерсен (Спинраза), обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представители ответчика - Министерства здравоохранения РТ иск не признали, представили отзыв на исковое заявление из которого следует, что финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством РФ. Поскольку Спинраза (Нусенерсен) является лекарством для стационарного лечения, обеспечение истца в рамках льготных программ в амбулаторных условиях не представляется возможным.
Представитель ответчика - ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов Войн» г. Казани исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель 3-его лица Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра» в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что истец в силу своего возраста не входит в круг лиц, которым Фонд вправе оказывать содействие в приобретении лекарственного препарата.
Третьи лица Минздрав России, Минфин России, Министерство финансов РТ о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, сведений о причинах неявки не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1.
Согласно приложению N 1 инвалиды 1 группы относятся к категории лиц, лекарственные средства которым отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно с детства на основании справки серии ... ... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России. Диагноз: спинальная мышечная атрофия, подтвержден молекулярно-генетическим методом, что подтверждается результатами ДНК-анализа. Данное заболевание стало причиной инвалидности.
Согласно медицинскому заключению ФГБНУ «Научный центр неврологии» истцу рекомендовано назначить патогенетическую терапию препаратом нусинерсен как можно раньше.
В ответе ФГБНУ «Научный центр неврологии» на судебный запрос указано, что нусинерсен необходимо вводить интератекально, доза составляет 12мг, режим введения: в первый день лечения (день 0), на 14, 28 и 63 дни лечения. Далее данную дозу препарата следует вводить 1 раз в 4 месяца. Лечение проводится постоянно и длительно.
Из справки врачебной комиссии ... ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Казани от .... следует, что согласно медицинского заключения по результатам консультации с применением телемедицинских технологий в ФГБНУ «Научный центр невролгии» от ... (врач-невролог ФИО8) – учитывая наличие у пациентки генетически подтвержденной SNM1- ассоциированной спинальной мышечной атрофии и с учетом репродуктивного возраста пациентки, целесообразно рекомендовать назначить патогенетическое лечение препаратом Нурсинерсен.
Как следует из указанного решения, лекарственный препарат «Нусинерсен» (Спинраза) назначен истцу в связи с наличием генетически подтвержденной ассоциированной спинальной мышечной атрофии.
ФИО1как инвалид первой группы с детства в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов вслучаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052, Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Согласно пункту 1.3 Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
В силу пункт 3.3.6 указанного Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
В связи с вышеуказанным соответствующие возражения ответчикаМинистерства здравоохранения РТ являются необоснованными.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, препарат «Нусинерсен» (Спинраза) был назначен истцу по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", то есть в данном случае имеется медицинский документ, являющийся основанием для приобретения этого препарата.
Учитывая, наличие у ФИО1 заболевания и её нуждаемость в применении препарата с торговым наименованием «Нусинерсен» (Спинраза) с отметкой врачей о необходимости применения данного препарата по жизненно необходимым показаниям, признанной специалистами обязательной терапией, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения РТ обеспечить ФИО1 данным лекарственным препаратом в необходимом объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата.
Поскольку в данном случае надлежащим ответчиком является Министерство здравоохранения РТ требования к ответчику ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн г. Казани» удовлетворению не подлежат.
Доводы ответчика Министерства здравоохранения РТ о том, что препарат Спинраза (Нусенерсен) является лекарством для стационарного лечения, поэтому обеспечение истца в рамках льготных программ в амбулаторных условиях не представляется возможным, опровергаются инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата Нусинерсен, согласно которой данный лекарственный препарат отпускается по рецепту врача, следовательно, предназначен для амбулаторного лечения.
В то же время оснований для обращения принятого решения к немедленному исполнению, суд не находит.
Приобретение лекарственных препаратов Министерством здравоохранения РТ в пределах предоставленных полномочий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закупка лекарственных препаратов согласно требованиям действующего законодательства возможна по результатам конкурсных процедур и на основании государственных контрактов, которые проводятся в установленные законодательством сроки и сокращению не подлежат.
В силу пункта 1.6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011 N 1052 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан" финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах ассигнований, выделенных на эти цели, в том числе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций для осуществления полномочий, переданных Республике Татарстан.
Согласно пункту 3.3.4. указанного Положения Министерство здравоохранения РТ осуществляет бюджетирование (организация финансирования планов, программ) в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан, лечебной и профилактической деятельности, специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения Республики Татарстан.
Ответчик как орган исполнительной власти отраслевой компетенции по организационно-правовой форме является казенным учреждением, финансируется по смете доходов и расходов.
Согласно утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 Положению, Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе, по обеспечению населения лекарственными средствами за счет средств, предусмотренных в бюджете республики, и не вправе принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов бюджета Республики Татарстан.
В данном случае исполнение решения суда предполагает соблюдение ответчиком процедур, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующих временных затрат.
Случаи, при которых закон устанавливает обязанность суда обратить принятое по делу решение к немедленному исполнению, установлены статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К числу таких случаев разрешенный в настоящем деле спор не относится.
Как следует из разъяснений, данных судам в абз.5 п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
К таким случаям, в частности, относятся ситуации, когда требуется срочная госпитализация для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье.
Указанные обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
Принимая во внимание данные обстоятельства, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит, поскольку финансовое обеспечение требуемых затрат предполагает внесение изменений в бюджет, закупка препарата включает заключение государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что незамедлительно произвести невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение ФИО1, ... года рождения (паспорт серии ...) лекарственным препаратом «Нусинерсен» (Спинраза) в необходимом объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение
составлено 14.06.2023 года
Судья подпись
Копия верна:
Судья Казакова Л.Д.