Судья Сабирьянов Р.Я. 7р-252/2019
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 30 августа 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Кольцова Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением № 0057/01 и.о.старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 21 мая 2019 года Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2019 года, вынесенным по жалобе Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Управления – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение, которым отменить постановление и.о.старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 21 мая 2019 года, ссылаясь на то, что в действиях Управления отсутствует вина. Ежегодно Управлением заключаются муниципальные контракты на ремонт и содержание автомобильных дорог г. Йошкар-Олы. На просьбы к мэру г. Йошкар-Олы о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения судебных решений был получен ответ о невозможности предусмотреть бюджетные ассигнования для ремонта дорог. Кроме того, как указывает Управление, ввиду неблагоприятных условий в зимний период, оно не имело возможности выполнить работы по проведению ремонта дорог. Таким образом, по мнению Управления, возможность проведения ремонта отсутствовала по независящим от него обстоятельствам. Привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение дважды не допускается, Управление уже привлекалось ранее к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Выслушав защитника Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Выскиля А.А., изучив доводы жалобы, исследовав административные материалы, материалы производства по жалобе, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Как следует из представленных материалов, Управление является должником по исполнительному производству № 121/14/35/12, возбужденному 16 января 2014 года на основании исполнительного листа, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл на основании решения по делу № 2-6713/2013 от 23 октября 2013 года с учетом определения Йошкар-Олинского городского суда от 11 августа 2014 года, которым произведена замена стороны должника с МУП «Город» на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Предмет исполнения – возложение на МУП «Город» МО «Город Йошкар-Ола» обязанности по ремонту в срок до 1 июля 2014 года покрытия проезжей части дорог г. Йошкар-Олы: ул. Грибоедова, Коммунальная, Маяковского, Серова, Чернышевского, Жуковского, Конакова, Менделеева, Тарханово, 40-лет Октября, Чайковского, Чкалова, Шевченко, Чернякова, Кутрухина, Звездная, Никиткино, Кирпичная, Московская, Добролюбова, пер. Авиации, 2-ой проезд Вишневый, 8 Марта, Дубинина, Земнухова, Корчагина, О.Кошевого, Тельмана, Морозова, Тюленина, Радищева, Фонвизина, З.Косьмодемьянской, ул. Матросова у дома № 27, ул. Первомайская на участке от дома № 1 до ул. Серова.
2 июля 2014 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке с должника взыскан исполнительский сбор.
20 ноября 2014 года Управление было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, так как судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда исполнено лишь частично.
16 апреля 2015 года и 23 июля 2015 года Управление было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку после взыскания исполнительского сбора за неисполнение Управлением требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, и привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, Управление вновь не исполнило требования исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок.
4 апреля 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий со сроком исполнения до 19 мая 2016 года, когда должник должен явиться в службу судебных приставов и предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Постановление получено должником 4 апреля 2016 года.
18 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем проведена проверка исполнения решения суда, в ходе которой установлено, что решение суда не исполнено, ремонт покрытия проезжей части дорог, перечисленных в постановлении, не произведен.
На основании изложенного, Управление вновь было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ постановлением № 0048/01 старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Богдановой Н.Н. от 26 мая 2016 года.
11 мая 2017 года, 24 мая 2018 года Управление было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку после привлечения к административной ответственности не исполнило требование исполнительного документа.
15 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий со сроком исполнения действий до 30 апреля 2019 года, когда должник (Управление) обязан был явиться в службу судебных приставов по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Зеленая, д. 3, и представить документы, подтверждающие исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл. Данное постановление получено Управлением в этот же день 15 апреля 2019 года.
Вместе с тем, Управление требования судебного пристава-исполнителя содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 15 апреля 2019 года не исполнило. По результатам проведенной 30 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем проверки исполнения указанного решения суда было установлено, что ремонт покрытия проезжей части улиц ул. Грибоедова, Коммунальная, Маяковского, Серова, Чернышевского, Жуковского, Конакова, Менделеева, Тарханово, 40-лет Октября, Чайковского, Чкалова, Шевченко, Чернякова, Никиткино, Кирпичная, Московская, Добролюбова, пер. Авиации, 2-ой проезд Вишневый, 8 Марта, Дубинина, Земнухова, Корчагина, О.Кошевого, Тельмана, Морозова, Тюленина, Радищева, Фонвизина, З.Косьмодемьянской, ул. Матросова у дома № 27, ул. Первомайская на участке от дома № 1 до ул. Серова Управлением не произведен.
30 апреля 2019 года в отношении Управления составлен протокол об административном правонарушении, а 26 мая 2019 года вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ и о назначении Управлению административного наказания.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
Признавая Управление виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, должностное лицо службы судебных приставов учитывало то, что исполнительное производство не является приостановленным судом, отсрочка исполнения решения суда должнику не предоставлялась.
Судья городского суда, рассматривая жалобу Управления и оставляя постановление о назначении наказания по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в силе, пришел к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения в установленный срок решения суда.
Представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
С учетом указанных обстоятельств судья сделал правильный вывод о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы о повторном привлечении к административной ответственности за одно деяние основан на неверном толковании правовых норм, поскольку основанием привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 17.17 КоАП РФ является неисполнение требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Юридическому лицу назначено минимальное наказание в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
При производстве по делу порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» оставить без изменения, жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Е.В. Кольцова