Решение по делу № 2-616/2019 от 14.10.2019

№ 2-616/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района          14 ноября 2019 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре Гузоватой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой А.С. к администрации Первомайского района Оренбургской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Сафронова А.С. обратилась в Первомайский районный суд к администрации Первомайского района Оренбургской области с вышеуказанным иском о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указано, что истец Сафронова А.С., <данные изъяты> года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот. Мать истца – <данные изъяты> лишена родительских прав на основании решения Светлинского районного суда Оренбургской области от 12 января 2010 года.

Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № <данные изъяты> от 25 мая 2007 года над Сафроновой А.С. установлена опека. Опекуном назначена <данные изъяты>

Сафронова А.С. в собственности жилого помещения не имеет. На основании приказа МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области № <данные изъяты> от 30 октября 2014 года, включена в Список подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Истец обучается в <данные изъяты> на 2 курсе, по специальности «Эксплуатация железных дорог»,срок окончания обучения 30 июня 2022 года.

До настоящего времени администрацией Первомайского района договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, жилье не предоставлено.

Истец просит суд обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

Истец Сафронова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом. В направленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Первомайского района Литвинова О.Ю., действующая на основании доверенности № <данные изъяты> от 10 января 2019 года, не возражая против удовлетворения исковых требований Сафроновой А.С. по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что Сафронова А.С. имеет статус «лица, оставшегося без попечения родителей». Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовет Светлинского района Оренбургской области от 22 ноября 2011 года № <данные изъяты>п, истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на соответствующий учет. Сафронова А.С. включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на основании приказа МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» от 22 сентября 2014 года № <данные изъяты>

В настоящее время в муниципальной собственности Первомайского района Оренбургской отсутствует жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям для предоставления по договору найма специализированных жилых помещений. Поэтому, единственной возможностью исполнить решение суда для администрации Первомайского района является приобретение жилого помещения в муниципальную собственность за счет субвенций из бюджета Оренбургской области. Приобретение жилья является длительным процессом, обусловленным установленными сроками проведения административных процедур в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем не возражала против удовлетворения исковых требований Сафроновой А.С. и срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В направленном суду письменном возражении указал, что Сафронова А.С. состоит в Списке, подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация ее права на получение жилья возможна только в порядке очередности. Полагают в данном случае не нарушенным право Сафроновой А.С. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В случае предоставления жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. Сафронова А.С. принята на учет и внесена в список детей – сирот, в качестве нуждающейся в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети-сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Просили в исковых требованиях Сафроновой А.С. отказать

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившегося истца, представителя ответчика, представителя третьего лица.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

На основании ст. ст.16,17 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации либо окончание прохождения военной службы по призыву.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ (ред. от 02.05.2017) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ (ред. от 02.05.2017) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.02.2013 N 1420) указанные лица включаются в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа таких детей при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ и Оренбургской области.

Включение в список осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список.

Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты>, выданного Озерным сельсоветом администрации Светлинского района Оренбургской области Сафроновой А.С., <данные изъяты> года рождения, справке о рождении № <данные изъяты> выданной отделом <данные изъяты> года, в графе мать значится <данные изъяты>, в графе отец значится <данные изъяты>, сведения об отце записаны со слов матери.

Судом установлено, что Сафронова А.С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Родители Сафроновой А.С.: мать – <данные изъяты> лишена родительских прав на основании решения Светлинского районного суда Оренбургской области от 12 января 2010 года, вступившего в законную силу 26 января 2010 года.

Постановлением администрации Светлинского района Оренбургской области от 18 ноября 2013 года № <данные изъяты>, над несовершеннолетней Сафроновой А.С. установлено опекунство, опекуном назначена <данные изъяты>, проживающая по адресу: <данные изъяты>

Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 1320-п от 20 декабря 2013 года несовершеннолетняя Сафронова А.С. передана в приемную семью <данные изъяты>

Из постановления администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет № <данные изъяты> от 14 ноября 2019 года следует, что Сафронова А.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет для получение жилья по категории «сирота».

Из справки выданной администрацией Первомайского района Оренбургской области от 11 октября 2019 года следует, что истец Сафронова А.С., <данные изъяты> года рождения, включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа на основании приказа МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» от 22 сентября 2014 года № <данные изъяты>

Как следует из справки <данные изъяты> от 02 ноября 2019 года, Сафронова А.С. обучается на 2 курсе, по специальности «Эксплуатация железных дорог», срок окончания обучения 30 июня 2022 года.

Таким образом, у Сафроновой А.С. в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Из справок администрации МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 10 октября 2019 года № <данные изъяты> следует, что Сафронова А.С. проживает на территории администрации <данные изъяты> области, зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, проживает по адресу: <данные изъяты>

Таким образом, жилое помещение Сафроновой А.С. должно быть предоставлено на условиях договора найма специализированного жилого помещения по месту жительства, то есть в пределах муниципального образования Первомайский район Оренбургской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-1У-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа таких, включенный в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.

Поэтому обязанность предоставления жилья Сафроновой А.С. по договору найма специализированных жилых помещений должна быть возложена на администрацию Первомайского района Оренбургской области.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного выше закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Сафроновой А.С. подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.

Суд считает, что ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральное законодательство не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории - детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа таких, в порядке очередности, а также нормы, которые бы ставили предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Истец, обращаясь в суд, просит установить срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования Сафроновой А.С., заявленные к администрации Первомайского района Оренбургской области, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 7, 38, 40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сафроновой А.С. удовлетворить.

Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области предоставить Сафроновой А.С., <данные изъяты> года рождения, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, по месту жительства – в пределах муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья                                Д.Р.Стройкина

Решение в окончательной форме вынесено 20 ноября 2019 года

Судья                                 Д.Р.Стройкина

2-616/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронова Анастасия Сергеевна
Ответчики
Администрация Первомайского района Оренбургской области
Другие
Правительство Оренбургской области
Суд
Первомайский районный суд Оренбургской области
Дело на странице суда
pervomaysky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее