Решение по делу № 33-12435/2018 от 22.10.2018

Судья – Рублева Н.В.

Дело № 33-12435/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Валуевой Л.Б.,

судей Варзиной Т.В., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрела 21 ноября 2018 г. в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Соликамского городского суда Пермского края от 07 сентября 2018года, которым постановлено:

заявление Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю», ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушение прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю» принять меры по устранению нарушения законодательства:

установить в качестве покрытия пола помещений краткосрочных и длительных свиданий линолеум с установленными показателями пожарной опасности, а именно, линолеумом в коридоре № 87 (согласно паспорта БТИ) 2–го этажа и линолеумом в коридоре № 26 (согласно паспорта БТИ) 1–го этажа; обеспечить аварийным (эвакуационным освещением) с учетом п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 объекты с массовым пребыванием людей, а именно, здание краткосрочных и длительных свиданий и двухэтажное здание ПТУ ИК-9.

Обязать ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на устранение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю» нарушений пожарной безопасности, в части: установить в качестве покрытия пола помещений краткосрочных и длительных свиданий линолеум с установленными показателями пожарной опасности, а именно, линолеумом в коридоре № 87 (согласно паспорта БТИ) 2–го этажа и линолеумом в коридоре № 26 (согласно паспорта БТИ) 1–го этажа, обеспечить аварийным (эвакуационным освещением) объектов с массовым пребыванием людей, а именно, здание краткосрочных и длительных свиданий и двухэтажное здание ПТУ ИК-9.

Срок исполнения решения установить шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Варзиной Т.В., пояснения представителя ответчиков, представителя истца судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения исковых требований) к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ ИК-9), ФСИН России, в котором просит обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю» принять меры по устранению нарушения законодательства: установить в качестве покрытия пола в помещениях краткосрочных и длительных свиданий линолеум с установленными показателями пожарной опасности, а именно, линолеумом в коридоре № 87 (согласно паспорта БТИ) 2–го этажа и линолеумом в коридоре № 26 (согласно паспорта БТИ) 1–го этажа; обеспечить аварийным (эвакуационным освещением) с учетом п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 объекты с массовым пребыванием людей, а именно, здание краткосрочных и длительных свиданий и двухэтажное здание ПТУ ИК-9, обязать ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на устранение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 9 ГУФСИН России по Пермскому краю» выявленных нарушений пожарной безопасности, срок исполнения решения установить шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной 19.06.2018 года проверки соблюдения требований федерального законодательства РФ о пожарной безопасности в ФКУ ИК-9 выявлен ряд нарушений законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания наказания в виде свободы, не соблюдены требования противопожарной защиты, нарушения отражены в справке по итогам совместной проверки Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ и 10 ОППР от 20.06.2018 года.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковое заявление поддерживает частично, пояснил, что администрация исправительного учреждения принимает меры к устранению нарушений

Представитель ответчиков ФКУ ИК-9, ФСИН России, третьего лица ГУФСИН России по Пермскому краю Кочергина А.В. полагала иск необоснованным,

Представитель третьего лица 10 ОППР Попов Д.И. исковые требования поддержал в полном объеме

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФСИН России с решением суда не согласен, просит отменить решение, в удовлетворении требований прокурора отказать. Указывает, что ФСИН является федеральным исполнительным органом власти, исполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы. Выделение с последующим доведением до получателей лимитов бюджетных обязательств (ФКУ ИК-9) ФСИН России напрямую зависит от финансирования Министерством финансов РФ, которое является главным распорядителем бюджетных средств на текущий календарный год. В связи с этим полагают, что отсутствуют основания для возложения на ФСИН России обязанности в части обеспечения финансирования по указанному объекту. Полномочиями по выделению дополнительного финансирования также обладает Минфин России. Указывают, что решением суда определен нереальный срок устранения нарушений. Кроме того, прокурором не дана материальная оценка размеров финансирования на устранение нарушений.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях полагает, что решение суда является законным и обоснованным, жалоба подлежат оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-9, третьего лица ГУФСИН России по Пермскому краю, Бабушкин А.О., доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца прокурор Кузнецова С.Н.. с доводами жалоб не согласна, просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционных жалоб (ст.327.1 ГПК РФ) судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ч. 1). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ к способом защиты гражданских прав относятся присуждение к исполнению обязанностей в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 37 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 года (в редакции 28.12.2016 года) «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В силу п. 1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214 (далее - Правила), начальник учреждения отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения.

Исходя из требований п. 1.6 Правил он обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами и предписаниями пожарной охраны.

Исходя из подпункта 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно ст. 5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

ФСИН России, согласно пп. 6 п. 7 Положения, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной 19.06.2018 года проверки соблюдения требований федерального законодательства РФ о пожарной безопасности в ФКУ ИК-9 выявлен ряд нарушений законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, не соблюдены требования противопожарной защиты, нарушения отражены в справке по итогам совместной проверки Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ и 10 ОППР от 20.06.2018 года.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом, федеральным казенным учреждением, имеет Устав.

Функции и полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительной колонии на праве оперативного управления осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний России

Выводы суда первой инстанции о том, что Неисполнение ФКУ ИК-9 требований пожарной безопасности ставит под угрозу безопасность как лиц, отбывающих наказание в учреждении, так и сотрудников администрации, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья. ФКУ ИК-9 не исполняет возложенные законом обязанности соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускает бездействие, чем нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности-состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России о том, что выделение финансирования зависит от Министерства финансов российской Федерации, на правильность решения суда не влияют, поскольку ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования.

Доводы ответчика о том, что для исполнения решения суда предоставлен явно недостаточный срок не могут быть приняты во внимание, поскольку данный срок для устранения нарушений законодательства РФ в сфере пожарной безопасности является разумным, поскольку нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное положение лиц, пребывающих в Учреждении ФКУ ИК-9.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 07 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-12435/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-9 ГУФСИн России по Пермскому краю
ФСИН РОССИИ по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Варзина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее