Судья Губка Н.Б.

дело № 2-680/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-7604/2020

27 августа 2020 года                                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Андрусенко И.Д., Плотниковой Л.В.,

при секретаре Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Кузьмина Виктора Николаевича к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным отказа в приеме на работу, возложении обязанности заключить трудовой договор, взыскании средней заработной платы, компенсации морального вреда с апелляционной жалобой Кузьмина Виктора Николаевича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 31 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, объяснения истца Кузьмина В.Н., поддержавшего исковые требования, представителей ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности Самонина М.., Чаткина А.В., не признавших иск, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузьмин Виктор Николаевич обратился в суд с исковым заявлением к Челябинской дирекции связи – структурному подразделению Центральной станции связи – филиалу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Центральной станции связи – филиалу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в котором просил признать необоснованным отказ в заключении с ним трудового договора, возложить на ответчиков обязанность заключить с ним трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с предложением, содержащимся в объявлении о вакансии, взыскать неполученный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения судебного решения в соответствии с предложением, содержащимся в объявлении о вакансии, в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, денежную сумму в размере 5 000 руб.

В обоснование иска указал, что, являясь инвалидом группы, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ФКУ «Центр занятости населения», где ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано направление для трудоустройства к ответчику на вакантную должность <данные изъяты>. Считает, что его кандидатура соответствовала всем требованиям, установленным к данной вакансии, несмотря на это в приеме на работу ему было отказано в связи с отсутствием профильного образования. С отказом не согласен ввиду его незаконности. Своими действиями ответчик причинил ему материальный вред в размере неполученного среднего заработка в соответствии с предложением, содержащимся в объявлении о вакансии, а также моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, связанных с невозможностью реализовать право на труд, получать заработанные денежные средства и удовлетворять насущные потребности своей семьи и себя лично.

Истец Кузьмин В.Н. в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом представленного расчета неполученного среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 146 570,28 руб.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Самонин М.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая правомерным отказ в заключении трудового договора, поскольку истец не имеет профильного образования для занятия должности <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела Челябинской дирекции связи.

Представитель третьего лица ОКУ Центр занятости населения г.Челябинска (далее – ОКУ ЦЗН г. Челябинска) при надлежащем извещении о времени и месте в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.

Решением суда в редакции определения об исправлении описки от 18 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Кузьмина В.Н. о признании незаконным отказа в приеме на работу, возложении обязанности заключить трудовой договор отказано.

Дополнительным решением суда от 14 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Кузьмина В.Н. к Челябинской дирекции связи – структурному подразделению Центральной станции связи – филиала ОАО «Российские железные дороги», Центральной станции связи – филиалу ОАО «Российские железные дороги» о взыскании неполученного заработка за период с 25 сентября 2019 года до 31 января 2020 года в размере 146 570,28 руб., компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. отказано.

В апелляционной жалобе истец Кузьмин В.Н. просил отменить решение суда. В обоснование доводов указал на несогласие с выводами суда первой инстанции о необходимости профильного образования в области связи для занятия вакантной должности <данные изъяты>, поскольку такой вывод не подтверждается материалами дела, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что рассматриваемая вакансия <данные изъяты> относилась к подразделению «Технический отдел», в связи с чем предъявленная ответчиком должностная инструкция <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела Челябинской дирекции связи не может служить доказательством по данному делу.

Определением от 28 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области.

После перехода судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции истец Кузьмин В.Н. представил уточненное исковое заявление, в котором просил взыскать в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, денежную сумму в размере 50 000 руб., а также представил уточненный расчет неполученного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 388 078,11 руб.

Третьи лица ОКУ ЦЗН г. Челябинска, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей, представитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области указал на необоснованность заявленного иска. Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Центрального районного суда г.Челябинска от 31 января 2020 года в редакции определения об исправлении описки от 18 февраля 2020 года и дополнительное решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 мая 2020 года подлежат отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, документ вступил в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года) предусмотрено, что государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (подпункт «a» пункта 1 статьи 27 названной Конвенции).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

В части 1 статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В пункте 2 части 1 статьи 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (абзацы первый, седьмой пункта 1 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину (пункт 5 статьи 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    В Челябинской области квотирование рабочих мест для инвалидов в целях обеспечения им дополнительных гарантий в реализации права на труд, социальную защиту от безработицы, а также в целях смягчения социальной напряженности на рынке труда осуществляется в соответствии с Законом Челябинской области от 27 марта 2003 года № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области».

    Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 27 марта 2003 года № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, при численности работников не менее 35 человек и не более 100 человек - в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

Работодатель в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязан создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (статья 4 Закона Челябинской области от 27 марта 2003 года № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области»).

     В Российской Федерации законодателем инвалидам предоставлены дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и возложения на работодателей обязанности выделять или создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, которые должны оснащаться работодателями с учетом нарушенных функций организма инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В Челябинской области работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников, при численности работников не менее 35 человек и не более 100 человек - в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

    В целях реализации гарантий трудовой занятости инвалидов законодателем закреплен определенный правовой механизм, предусматривающий, в частности, обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида, то есть о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места.

    В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину. Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. За необоснованный отказ работодателя в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность соответствующего должностного лица.

Как следует из материалов дела, Челябинская дирекция связи является структурным подразделением Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 103-108, 109-114 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Челябинской дирекции связи в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Челябинской области от 27 марта 2003 года № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» и проведенной специальной оценкой условий труда издан приказ № ЧелНС - 83 «О выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой по Челябинской дирекции связи», которым выделена квота на рабочее место для инвалидов - 1 рабочее место в соответствии с квалификационными требованиями и требованиями по охране труда: должность по штатному расписанию - инженер <данные изъяты>, требования по образованию - высшее (профильное), класс условий труда – 2. Ответственным за подготовку и передачу сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалида назначена ведущий специалист по управлению персоналом ФИО7 (л.д. 71 т. 1).

    ДД.ММ.ГГГГ Челябинской дирекцией связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» в отдел по Советскому району ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска со ссылкой на приказ от ДД.ММ.ГГГГ переданы сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов за август 2019 года, где указано о наличии 1 вакантной должности для трудоустройства инвалидов в счет квоты (л.д. 68 т.1).

В Приложении к данным Сведениям работодателем указаны сведения об условиях труда на рабочем месте, выделенном (созданном) для трудоустройства инвалида в счет установленной квоты, а именно указано, что требуется инженер с высшим профильным образованием, в основные трудовые обязанности которого входит организация и контроль хода строительства и поставок оборудования связи, подготовка документов по передаче затрат капитальных вложений между Региональными центрами связи, контроль за ходом внедрения новой техники (л.д. 69 т. 1).

    В соответствии с представленным работодателем листом квотируемого рабочего места ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска по Советскому району в общероссийской базе данных вакансий «Trudvsem.ru» были размещены сведения о вакансии «<данные изъяты>», требуемый опыт работы 1 год, образование высшее, стаж работы на железнодорожном транспорте не менее 1 года (л.д. 36 т. 1).

    ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину В.Н. присвоена инвалидности в связи с общим заболеванием, истец имеет <данные изъяты> (л.д. 5-6 т. 1).

В ДД.ММ.ГГГГ году истец окончил Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола по специальности промышленное и гражданское строительство, ему присвоена квалификация <данные изъяты>-<данные изъяты> (л.д. 20 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ году истец окончил Уральский государственный университет путей сообщения, ему присвоена квалификация <данные изъяты> (л.д. 21).

Из трудовой книжки усматривается, что Кузьмин В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ работал в Пассажирском вагонном депо Южно-Уральской железной дороги ст. Челябинск (переименовано в Вагонное депо Челябинск-пассажирский на основании приказа начальника ЮУЖД от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты>, <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года работал в Челябинской дирекции по обслуживанию пассажиров. Вагонном депо Челябинск-пассажирский – филиале ГУП «Дирекция по обслуживанию пассажиров ЮУЖД» в резерве проводников инструктором производственно-технического обучения (по электрооборудованию), инструктором поездных бригад, мастером на пункте технического обслуживания вагонов; ДД.ММ.ГГГГ принят в Челябинское отделение ФФГУП «Южно-Уральская железная дорога» МПС РФ инженером по метрологии технического отдела 10 разряда, начальником сектора по контролю за исполнением поручений отдела – управления делами и хозяйственной деятельностью, уволен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-34 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину В.Н. отделом по Тракторозаводскому и Центральному районам ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска выдано направление в Челябинскую дирекцию связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» для замещения свободного рабочего места (вакантной должности) по профессии (специальности) инженер на конкурсной основе в соответствии с заявленными сведениями о потребности в работниках (л.д. 35 т. 1).

    ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом по управлению персоналом Челябинской дирекции связи Центральной дирекции связи - филиала ОАО «РЖД» ФИО7 кандидатура Кузьмина В.Н. отклонена в связи с отсутствием у него профильного образования.

    Полагая данный отказ в приеме на работу необоснованным, Кузьмин В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

    Оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Кузьмина В.Н. о признании незаконным отказа в приеме на работу, возложении обязанности заключить трудовой договор, взыскании утраченного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу части 1 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен.

Понятия квалификации работника и профессионального стандарта содержатся в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказом ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к уровню образования работников типовой номенклатуры основных групп должностей ОАО «РЖД»; руководителям департаментов, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» приказано комплектовать подразделения работниками в соответствии с требованиями к уровню образования и квалификации по профилю деятельности (л.д. 38 т. 1).

В соответствии с требованиями, установленными данным приказом, инженер должен иметь высшее образование, направление подготовки в зависимости от направления деятельности – технические (железнодорожные) специальности по профилю деятельности, экономические специальности по профилю деятельности, общетехнические специальности, общеэкономические специальности, квалификацию бакалавра, специалиста или магистра.

    Согласно штатному расписанию, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ (действовавшему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в Челябинской дирекции связи не предусмотрена должность <данные изъяты>».

    Из выписки из штатного расписания за 2019 год усматривается, что штатным расписанием Челябинской дирекции связи предусмотрены должности «Ведущий инженер» и «Инженер <данные изъяты>».

Из штатного расписания Челябинской дирекции связи, списка вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов за август 2019 года и приложения к данным сведениям, представленным ДД.ММ.ГГГГ в ОКУ ЦЗН г. Челябинска, должностной инструкции <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела, Положения о техническом отделе следует, что Челябинской дирекцией связи для трудоустройства инвалида в счет установленной квоты в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ЧелНС-83 было выделено рабочее место <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела (л.д. 55-57, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 115, 116, 203-210 т. 1).

В соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела Челябинской дирекции связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности <данные изъяты> <данные изъяты> входит подготовка планов работы Дирекции, выполнение работ по решению технических и организационных вопросов с подрядными организациями по определению технических требований, рецензированию и доработке проектной документации; контроль выполнения работ по поставке, монтажу и наладке оборудования связи; решение технических и организационных вопросов по созданию системы управлению сетью связи, изучение и обобщение информации о существующих и перспективных разработках фирм – изготовителей систем связи; изучение и обобщение нормативно-технической информации, связанной с эксплуатацией оборудования связи, учет и распределение оборудования, поступающего по программам капитальных вложений, подготовка документов по передаче затрат капитальных вложений между РЦС Дирекции, планирование потребления электроэнергии и топлива, водопотребления и водоотведения, отвечает за своевременное предоставление отчетности по кругу своих обязанностей, разработка планов и подготовка отчетности о ходе внедрения проекта «бережливое производство» в структурных подразделениях дирекции.

    Таким образом, для замещения должности <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела Челябинской дирекции связи требовалось наличие у кандидата высшего образования по технической специальности по профилю деятельности – связь, так как в трудовую функцию <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела входит организация и контроль хода строительства и поставок оборудования связи, в связи с чем инженеру <данные изъяты> технического отдела необходимы умения организовать и контролировать ход строительства и поставок оборудования связи, подготовить и проверить проектную документацию; необходимы знания в области организации работы по капитальному ремонту устройств связи, радиосвязи, оборудования и сооружений, обеспечивающих работу этих устройств, системы управления сетью связи, технологии монтажа, наладки оборудования связи, принципы работы, состав и основные характеристики монтируемого оборудования связи, технических требований к проектной документации и другие знания в целях обеспечения надежной и качественной работы оборудования связи для обеспечения безопасности движения поездов.

    Учитывая, что Кузьмин В.Н. не соответствовал требованиям, предъявляемым для трудоустройства на квотируемую должность <данные изъяты> <данные изъяты> технического отдела в связи с отсутствием высшего профильного образования (высшего образования по требуемому направлению деятельности), судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для признания незаконным отказа в приеме Кузьмина В.Н. на работу не имеется.

    Доводы истца о наличии в действиях ОАО «РЖД» при отказе в приеме на работу признаков дискриминации нельзя признать обоснованными.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает для каждого равные возможности для реализации своих трудовых прав, запрещение дискриминации в сфере труда.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, то есть какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 2. 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 1 Конвенции Международной организации труда № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.). При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер.

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 777 утверждены Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (далее - Методические рекомендации).

    В пункте 2 Методических рекомендаций предусмотрено, что при решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов. Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

    В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций основными формами возможного проявления дискриминации являются, в частности, отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности; наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу.

    Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий, в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.

    Отклоняя кандидатуру Кузьмина В.Н. и отказывая ему в приеме на работу на должность <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░), ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 3-░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░, ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 273-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

11-7604/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмин Виктор Николаевич
Ответчики
Челябинская дирекция связи – структурное подразделение Центральной станции связи – филиала ОАО «Российские железные дороги»
ОАО "РЖД"
Филиал ОАО РЖД Центральная станция связи
Другие
Самонин Михаил Гумарович
Центр занятости населения г. Челябинска
Главное управление по труду и занятости населения в Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Андрусенко Ираида Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
30.06.2020Передача дела судье
28.07.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020Передано в экспедицию
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее