Решение по делу № 2а-1587/2021 от 18.08.2021

Дело № 2а-1587/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 года                  город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                 Милошенко Н.В.,

при секретаре                             Щербаковой А.Ю.,

с участием представителя административного истца, заинтересованного лица ФИО,

административного ответчика                 ответчик,     

помощника прокурора Балаклавского района г. Севастополя Бажан Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа № 3 Терновский муниципальный округ) к кандидату в депутаты Совета Терновского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя по двухмандатному избирательному округу № 3 ответчик об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,

установил:

Территориальная избирательная комиссия Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа Терновский муниципальный округ) обратилась в суд с иском об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета Терновского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя по двухмандатному избирательному округу № 3 ответчик.

Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что при представлении необходимых для выдвижения документов кандидат не указала в заявлении о согласии баллотироваться сведения о наличии погашенной судимости, о чем Территориальная избирательная комиссия узнала ДД.ММ.ГГГГ из поступившего ответа УМВД России по городу Севастополю.

Представитель административного истца, заинтересованного лица Севастопольской городской избирательной комиссии ФИО, действующая на основании устных заявлений, в судебном заседании заявленные в иске требования поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Ответчик ответчик, представитель ответчика Капцов М.Е. в судебном заседании заявленные в иске требования считали необоснованными, указав, что о наличии указанной судимости кандидат не должна была указывать, поскольку за данное деяние не предусмотрена ответственность действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Прокурором в судебном заседании дано заключение согласно которому заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 130), не определяет непосредственно порядок его осуществления. Как следует из ее статей 71, 72 и 76, регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов, в том числе в органы местного самоуправления, входят в компетенцию законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией при регламентировании условий реализации данного права, должен, однако, в конкретных социально-правовых условиях обеспечивать соблюдение вытекающих из статей 1, 3 и 19 Конституции Российской Федерации принципов народовластия, демократического правового государства, юридического равенства и справедливости.

Наряду с этим законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что вводимые им ограничения конституционных, в том числе избирательных, прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату (постановления от 25.04.1995 г. №3-П, от 27.03.1996 г. №8-П, от 30.10.2003 г. №15-П, от 22.06.2010 г. №14-П, от 10.10.2013 г. №20-П и др.).

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п.п.1 и 2 ст. 1).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу п. 3 ст. 32 Закона №67-ФЗ выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Балаклавского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа № 3 Терновский муниципальный округ (далее – Комиссия) принято решение о регистрации кандидата ответчик, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в городе Севастополе, в депутаты Совета Терновского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ по двухмандатному избирательному округу № 3 при проведении выборов депутатов Совета Терновского муниципального округа третьего созыва.

Основанием для принятия указанного решения послужили представленные ответчик в порядке пункта 2 статьи 33 и пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), частями 1, 4 статьи 40 и части 1 статьи 45 Закона города Севастополя от 03.06.2014
№ 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя) заявление и документы (подтверждения получения документов от ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 42 минуты; от ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут).

Согласно п. 2 ст. 33 Закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно п. 2.1 ст. 33 Закона №67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, судимость является, в первую очередь, уголовно-правовым институтом, имеющим значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера (Постановление от 10.10.2013 г. №20-П; определения от 29.09.2015 г. №2100-О, от 28.01.2016 г. №198-О, от 10.03.2016 г. №450-О и №451-О и др.).

Поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и др.) выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

При этом, согласно ч. 3.2 ст. 4 Закона № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Для проверки достоверности сведений о кандидате и иных сведений, представленных кандидатом, в соответствии с требованиями пункта 6
статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 3 статьи 47 Закона города Севастополя Комиссией были направлены запросы в уполномоченные органы, в том числе в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (от 27.07.2021 № 83/04-07).

В соответствии со ст. 97 Закона №17-ЗРК основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу пп. «а» п. 7 ст. 76 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

В частности, в пп. «а», «е» п. 24 ст. 38 Закона №67-ФЗ указано, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

При этом, суд отмечает, что оперируя в Законе №67-ФЗ понятием «сведения о судимости кандидата», федеральный законодатель определяет их как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (п. 58 ст. 2).

При проверке достоверности представленных ответчик сведений, Комиссией на основании информации, предоставленной Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю в ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. , поступившей в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ вх. , было установлено, что в отношении ответчик имеются сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ она была осуждена Кировским районным судом Иркутской области по части первой статьи 200 УК РФ к штрафу 800 рублей.

В заявлении, поданном ответчик в комиссию, сведения о наличии у неё судимости, а также иные сведения, связанные с указанным обстоятельством, отсутствуют, что и явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд, поскольку, по мнению истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик в нарушение требований пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ не указала сведения о судимости, являющиеся обязательными к указанию лицом, выдвигаемым кандидатом на соответствующих выборах, что также свидетельствует о недостоверности представленных кандидатом сведений.

Как следует из материалов дела ответчик действительно была осуждена ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом Иркутской области по части первой статьи 200 УК РФ к штрафу 800 рублей, о чем Комиссии стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения сведений из УМВД России по г. Севастополю (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

При уведомлении Комиссии о своем выдвижении, ответчик указанную информацию не указала.

В случае если деяние, за которое кандидат был осужден по приговору суда, действующим Уголовным кодексом Российской Федерации не признается преступлением, сведения о такой судимости кандидатом не представляются (подпункт 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).

То есть, вопреки доводам стороны истца, данная информация не подлежала указанию в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 ст. 33 Федерального закона, поскольку совершенное ответчик в 2001 году деяние не признавалось преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации на момент подачи документов.

Руководствуясь статьями 175 – 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа Терновский муниципальный округ) об отмене регистрации кандидата ответчик, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутой Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – ЗА ПРАВДЦУ» в городе Севастополе кандидатом в депутаты Совета Терновского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ по двухмандатному избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета Терновского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ, зарегистрированного на основании решения территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ, с полномочиями окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа № 3 Терновский муниципальный округ от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Балаклавский районный суд города Севастополя.

        Судья                                Н.В. Милошенко

Решение суда в окончательной форме составлено 27.08.2021

2а-1587/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Территориальная избирательная комиссия Балаклавского района города Севастополь
Прокурор Балаклавского района города Севастополя
Ответчики
Любимова Надежда Аркадьевна
Другие
Булавская Любовь Анатольевна
Региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в г. Севастополе
Севастопольская городская избирательная комиссия
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее