Судья Челаева Ю.А. дело №12-184/2022
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 07 апреля 2022 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Синельникова С.В. на постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Синельникова С.В.,
установила:
26.01.2022 страшим РЈРЈРџ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому району Р¤РРћ3 составлен протокол в„– РѕР± административном правонарушении, которым вменено Синельникову РЎ.Р’. совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РїСЂРё следующих обстоятельствах: 26.12.2021 РІ 17 часов 30 РјРёРЅСѓС‚, Синельников РЎ.Р’., находясь РїРѕ адресу: <адрес>, около <адрес>, нанес РїРѕР±РѕРё Р¤РРћ4, причинившие физическую боль, РЅРѕ РЅРµ повлекшие последствий, указанных РІ СЃС‚. 115 Уголовного Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях, если эти действия РЅРµ содержат уголовно наказуемого действия.
Определением Рё.Рѕ.заместителя начальника полиции Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому району Р¤РРћ5 РѕС‚ 26.01.2022 дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении Р¤РРћ1 направлено РІ СЃСѓРґ.
Постановлением СЃСѓРґСЊРё Красноярского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё назначено ему административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 5000 рублей.
Р’ жалобе, поступившей РІ Самарский областной СЃСѓРґ, Р¤РРћ1 РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление СЃСѓРґР° Рѕ привлечении его Рє административной ответственности, прекратить производство РїРѕ делу Р·Р° отсутствием события административного правонарушения.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела РѕР± административном правонарушении, изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав Р¤РРћ6,, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующим выводам.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 47 Конституции РФ предусмотрено, что никто не может быть лишен прав на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Дела об административных правонарушениях, которые указаны в части 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях указанные дела рассматриваются мировыми судьями (ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
В соответствии с положениями статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
РР· материалов дела усматривается, что 26.12.2021 РІ 17 часов 48 РјРёРЅСѓС‚ РІ Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому району РѕС‚ Р¤РРћ13 поступило сообщение Рѕ получении телесных повреждений РѕС‚ действий Синельникова РЎ.Р’. Данное сообщение было зарегистрировано Рё присвоен номер РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ 26.12.2021.
Р’ рамках проверки сообщения были опрошены 27.12.2021 Р¤РРћ7, Синельников РЎ.Р’., Р° также составлен протокол осмотра места происшествия.
30.12.2021 СЃС‚. участковым РЈРЈРџ РћРЈРЈРџ Рё ПДН отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому району опрошен Р¤РРћ8, Р° 03.01.2022 опрошен РІ качестве свидетеля Р¤РРћ9
Постановлением старшего РЈРЈРџ РћРЈРЈРџ Рё ПДН РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Красноярскому району Р¤РРћ10 РѕС‚ 04.01.2022 РїРѕ результатам проверки материала РѕС‚ 26.12.2021 РљРЈРЎРџ в„– отказано РІ возбуждении уголовного дела РїРѕ заявлению Р¤РРћ13 РїРѕ основанию Рї.2 С‡.1 СЃС‚.24 РЈРџРљ Р Р¤, Р·Р° отсутствием состава преступления РІ действиях Синельникова РЎ.Р’., предусмотренного С‡.1 СЃС‚.115 РЈРљ Р Р¤ (Р».Рґ.31-33).
10.01.2022 СЃС‚. РЈРЈРџ РћРЈРЈРџ Рё ПДН РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснояркому району Р¤РРћ10 было возбуждено дело РѕР± административном правонарушении РїРѕ признакам СЃС‚.6.1.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё проведении административного расследования (Р».Рґ.6).
26.01.2022 в отношении Синельникова С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, из материалов дела объективно следует, что процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в том числе и проведение экспертизы, были проведены в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
РР· ответа РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ в„– 5, изложенного РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации N 5 (2017), (утв. Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ 27.12.2017) следует, что РІ случае, если административное расследование РЅРµ осуществлялось, Р° производились действия РІ соответствии СЃ нормами Уголовно-процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ рамках досудебного производства РїРѕ уголовному делу, дела РѕР± административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.1.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях рассматриваются мировыми СЃСѓРґСЊСЏРјРё.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 28.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё правовой позиции, изложенной РІ абзаце 3 подпункта "Р°" пункта 3 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 марта 2005 Рі. N 5 "Рћ некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях", административное расследование представляет СЃРѕР±РѕР№ комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных РЅР° выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, РёС… фиксирование, юридическую квалификацию Рё процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять РёР· реальных действий, направленных РЅР° получение необходимых сведений, том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, РґРѕРїСЂРѕСЃР° лиц, проживающих РІ РґСЂСѓРіРѕР№ местности.
При этом абзацем 7 пункта 3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае, если административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года (вопрос N 5), о том, что в случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1.1 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются мировыми судьями.
Таким образом, вынесение определения Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования РЅРµ влечет обязательность рассмотрения данного дела судьей районного СЃСѓРґР°. Рто правило определения подсудности применяется лишь РІ том случае, если административное расследование было фактически проведено.
Рзучение материалов дела РѕР± административном правонарушении РЅРµ свидетельствует Рѕ том, что после вынесения 10.01.2022 определения Рѕ проведении административного расследования, такое расследование фактически проводилось, поскольку доказательства РІ РІРёРґРµ объяснения Рё судебно-медицинское исследование потерпевшей были получены РІ рамках досудебного производства РїРѕ уголовному делу Рё РґРѕ принятия решения Рѕ проведении РїРѕ настоящему делу административного расследования.
В рассматриваемом случае, несмотря на вынесение должностным лицом административного органа определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, процессуальные действия, связанные с проведением административного расследования, по данному делу фактически не проводились.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Принимая дело об административном правонарушении в отношении Синельникова С.В. к своему производству, судья Красноярского районного суда Самарской области в нарушение требований статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принял изложенное выше во внимание и не вынес определение о передаче данного дела на рассмотрение мировому судье.
Следовательно, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Синельникова С.В. было рассмотрено судьей Красноярского районного суда Самарской области с нарушением правил подведомственности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Синельникова С.В. подлежит отмене, а дело, учитывая, что двухлетний срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения настоящей жалобы для данной категории дел не истек, направлению по подведомственности мировому судье судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области.
При новом рассмотрении дела учесть изложенное и вынести законное и обоснованное постановление.
Учитывая, что постановление по делу подлежит отмене, дело направлено на новое рассмотрение, доводы жалобы об отсутствии в действиях Синельникова С.В. состава административного правонарушения подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
жалобу Синельникова С.В. – удовлетворить частично.
Постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Синельникова С.В., отменить.
Дело об административном правонарушении направить по подведомственности мировому судье судебного участка N 145 Красноярского судебного района Самарской области, для рассмотрения по существу.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПРРЇ ВЕРНА» РЎСѓРґСЊСЏ ____________________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ) Помощник СЃСѓРґСЊРё Р•.Рњ. Соловьева _______________ (РїРѕРґРїРёСЃСЊ) В«___В»__________ 20__ Рі. |