Решение по делу № 33а-2424/2021 от 30.03.2021

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-2424/2021

№ 2а-2102/2020

Строка 116а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Андреевой Н.В., Меремьянина Р.В.,

при секретаре Тезиковой Е.О.,

с участием прокурора Кривцова В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жабина Василия Александровича к Избирательной комиссии Воронежской области, Территориальной избирательной комиссии Левобережного района г. Воронежа, участковым избирательным комиссиям №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 о признании недействительными итогов голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва и признании незаконными решений,

по апелляционной жалобе Жабина Василия Александровича на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 09 декабря 2020 года.

(судья районного суда Удоденко Г.В.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителей административных ответчиков по доверенностям Тюниной Ю.Г., Кашникова Е.В., представителя Рожкова В.И. по доверенности Барановой О.Д., заключение прокурора Воронежской областной прокуратуры Кривцова В.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Жабин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Воронежской области, Территориальной избирательной комиссии Левобережного района г. Воронежа, участковым избирательным комиссиям №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 о признании недействительными итогов голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4 на избирательных участках №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176; об отмене решения участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 об итогах голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4; о признании незаконным решения № 10 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1121. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Рожков В.И.

В обоснование своих требований истец указал, что с 11 по 13 сентября 2020 года на территории Воронежской области проведены выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва и Воронежской городской Думы пятого созыва, в том числе одномандатному избирательному округу № 4 на избирательных участках №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176.

Административный истец указывает, что в процессе голосования и подсчета голосов, организованных на указанных избирательных участках, имели место неоднократные грубые нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме".

В этой связи, с учетом уточненных требований, Жабин В.А. просил суд признать недействительными итоги голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4 на избирательных участках №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176; отменить решения участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 об итогах голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4; признать незаконным решение № 10 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1121.

В части требований о признании недействительными итогов голосования и об отмене решений участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 1168, 1170, 1171, 1172, а также о признании незаконным решения № 9 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1121 Жабиным В.А. заявлен отказ от иска.

Определением Левобережного районного суда г. Воронежа от 09 декабря 2020 года производство по делу в части требований о признании незаконным решения № 9 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1121 прекращено, в связи с отказом административного истца от иска; в части требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 1168, 1170, 1171, 1172 отказ от иска судом не принят (т.3 л.д.49).

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 09 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных Жабиным В.А. требований отказано (т.3 л.д.103,104-113).

В апелляционной жалобе Жабиным В.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об удовлетворении требований, заявленных к участковым избирательным комиссиям №№ 1121, 1169, 1173, и вынесении частного определения в адрес участковых избирательных комиссий №№ 1121, 1169, 1173 и ТИК Левобережного района г.Воронежа (т. 3 л.д.157-162).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав заключение прокурора Кривцова В.А., полагавшего, что решение районного суда отмене не подлежит, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

На основании части 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно подпункту «е» части 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичные правовые нормы содержит Закон Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области».

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Постановлением Воронежской областной думы от 11 июня 2020 года № 2154-IV-ОД и решением Воронежской городской думы от 17 июня 2020 года № 1452-IV назначены выборы депутатов Воронежской областной думы седьмого созыва и Воронежской городской Думы пятого созыва на 13 сентября 2020 года (т.2 л.д.9, 10).

Решением избирательной комиссии Воронежской области № 151/968-6 от 24 июля 2020 года был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением «Воронежское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», в число которых включен административный истец Жабин В.А., избираемый по одномандатному избирательному округу № 4 (т.2 л.д. 11-15).

Решением избирательной комиссии Воронежской области № 130/841-6 от 03 июня 2020 года полномочия окружных избирательных комиссий № 3 и № 4 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Левобережного района г. Воронежа (т.2 л.д.16-18).

С 11 по 13 сентября 2020 года на территории Воронежской области проведены выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва и Воронежской городской Думы пятого созыва, в том числе одномандатному избирательному округу № 4 на избирательных участках №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176.

Членами участковой избирательной комиссии № 1169 при подсчете бюллетеней, извлеченных из сейф-пакета № 65281990, обнаружено на 1 бюллетень больше, чем количество бюллетеней, установленной формы для голосования на выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по единому округу, указанное было отражено в акте о проведении досрочного голосования от 12 сентября 2020 года.

В этой связи, руководствуясь пунктом 6.10 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 (далее по тексту – Порядок досрочного голосования), членами участковой избирательной комиссии № 1169 было принято решение о признании всех находящихся в сейф-пакете бюллетеней в количестве 197 штук недействительными, о чем был составлен акт о превышении числа бюллетеней и принято решение № 6 от 13 сентября 2020 года (т.2 л.д.93, 94). Указанное решение было доведено до сведения наблюдателей, копия акта получена, в том числе наблюдателем от Жабина В.А. – Горькаевым К.С. На основании указанного решения была проведена процедура погашения 197 бюллетеней признанных недействительными.

13 сентября 2020 года в 21 час 25 минут от члена участковой избирательной комиссии № 1169 с правом совещательного голоса от кандидата Чуфинева А.В. – Маниной М.А. в ТИК Левобережного района г. Воронежа поступило заявление об отмене решения участковой избирательной комиссии № 1169 о признании недействительными 197 бюллетеней, как нарушающего права избирателей (т.2 л.д.208,209).

По итогам рассмотрения жалобы Маниной М.А., решением ТИК Левобережного района г. Воронежа № 98/297-7 от 13 сентября 2020 года было отменено решение № 6 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии № 1169 о признании недействительными 197 бюллетеней, извлеченных из сейф-пакета № 65281990; участковой избирательной комиссии № 1169 было рекомендовано рассмотреть возможность признать действительными и учесть голоса избирателей при подсчете 147 избирательных бюллетеней по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва и по выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва (т.2 л.д.215). Указанное решение было доведено до сведения членов участковой избирательной комиссии № 1169 и иных присутствующих на избирательном участке лиц в устном порядке заместителем председателя ТИК Левобережного района г. Воронежа Хрипченко М.С. в ходе личного посещения избирательного участка 13 сентября 2020 года.

На основании решения ТИК от 13 сентября 2020 года, решением № 7 от 14 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии № 1169 были признаны недействительными бюллетени, извлеченные из сейф-пакета № 65281990, по выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва по единому округу в количестве 50 штук, оставшиеся 147 бюллетеней по выборам депутатов Воронежской областной думы седьмого созыва и по выборам депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва (по одномандатному избирательному округу № 4) были признаны действительными и учтены при подсчете голосов избирателей (т.2 л.д.95,96).

13 сентября 2020 года участковыми избирательными комиссиями №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 были составлены протоколы № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 4. Указанные протоколы об итогах голосования содержат подписи председателя участковой избирательной комиссии, его заместителя, членов и секретаря участковых избирательных комиссий, число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; решение принято большинством от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (т.2 л.д.85, 86,87, 88, 89, 90, 91, 92, 217, 226, 229, 232, 243, 247, т.3 л.д.1,6).

В соответствии с частью 6 статьи 88 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 4 на основании протоколов № 1 соответствующих нижестоящих избирательных комиссий своим решением, оформленным протоколом № 1 от 14 сентября 2020 года, признала выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 состоявшимися и действительными; избранным депутатом Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 признан кандидат Рожков В.И., набравший 3671 голос избирателей, Жабин В.А. получил 3124 голоса избирателей (т.1 л.д. 230).

Отказывая в удовлетворении заявленных Жабиным В.А. требований о признании недействительными итогов голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4 на избирательных участках №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176; отмене решения участковых избирательных комиссий №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176 об итогах голосования по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва от 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу № 4; признании незаконным решения № 10 от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии № 1121, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области» и проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, допросив свидетелей, обозрев протоколы № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 4, подлинные реестры письменных заявлений (устных обращений) избирателей о голосовании вне помещений для голосования, изучив видеозапись, пришел к выводу о том, что оснований для признания оспариваемых решений и итогов голосования незаконными не имеется.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

Фактически из доводов апелляционной жалобы Жабина В.А. и требования, изложенного в жалобе, следует, что им оспаривается решение районного суда в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к участковым избирательным комиссиям № 1121, 1169, 1173, поскольку требования к остальным участковым избирательным комиссиям, заявленные ранее, по существу не поддерживались административным истцом в суде первой инстанции с учетом поданных уточнений (т.3 л.д.36-39).

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Статьей 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" детально регламентирован порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что протокол № 1 об итогах голосования, составленный по результатам подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями №№ 1121, 1168, 1169, 1170, 1171, 1172, 1173, 1176, является действительным, поскольку оформлен с соблюдением требований статей 67 и 68 Закона Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей был осуществлен открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса, подписан лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено. Доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах дела не имеется. После подписания протокола и проведения итогового заседания жалоб кандидатов, наблюдателей в комиссию не поступило.

Судом первой инстанции также отмечено, что ТИК Левобережного района г. Воронежа, принимая решение об отмене решения участковой избирательной комиссии № 1169 по заявлению Маниной М.А., действовала в пределах своих полномочий, установленных в Положении о территориальной избирательной комиссии Левобережного района г. Воронежа Воронежской области, утвержденном решением Избирательной комиссии Воронежской области от 24 декабря 2010 года № 538/11.

Отклоняя довод Жабина В.А. о нарушении порядка подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 1169, выразившегося в том, что члены участковой избирательной комиссии после завершения подсчета и рассортировки бюллетеней, упаковки их в мешки и опечатывания, в 06 часов 00 минут вновь начали извлекать бюллетени из опечатанных мешков и проводить их повторный пересчет, что якобы усматривается из видеозаписи и является нарушением пункта 23 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд первой инстанции указал, что подсчет избирательных бюллетеней на участковой избирательной комиссии № 1169 действительно проводился членами комиссии вплоть до 06 часов 14 сентября 2020 года, но из видеозаписи за период времени до 06 часов 25 минут не усматривается, что членами участковой избирательной комиссии проводилось вскрытие опечатанных мешков с бюллетенями и их повторный пересчет. Жалоб относительно того, что членами участковой избирательной комиссии производится вскрытие опечатанных мешков с бюллетенями и их пересчет в участковую избирательную комиссию либо в вышестоящую избирательную комиссию не поступало.

Судом первой инстанции отмечено, что итоги голосования по избирательному участку № 1169 оформлены протоколом № 1 от 14 сентября 2020 года, который подписан в 10 часов 20 минут председателем участковой избирательной комиссии Кондратьевой Л.И., заместителем председателя, секретарем и членами избирательной комиссии. Подсчет голосов и итоговое заседание были проведены в помещении участковой избирательной комиссии № 1169, итоговый протокол был продемонстрирован всем присутствующим на избирательном участке лицам с монитора компьютера. В связи с неисправностью компьютерной техники, членами комиссии было принято решение выехать в ТИК Левобережного района г. Воронежа, где в отдельно выделенном помещении в присутствии наблюдателей в 10 часов 20 минут членами участковой избирательной комиссии был распечатан и подписан итоговый протокол. После чего были внесены результаты в автоматизированную систему «Выборы», документы по избирательному участку сданы в ТИК.

Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что в период с 11 по 12 сентября 2020 года, в том числе участковой избирательной комиссией № 1173 проводилось досрочное голосование. Из итогового протокола участковой избирательной комиссии № 1173 усматривается, что в графе № 3 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно» указан «0» (т.3 л.д.6). Указанное обстоятельство было связано с тем, что после того как бюллетени были извлечены из сейф-пакета для запуска подсчета голосов в КОиБ, присутствующие наблюдатели потребовали немедленного пересчета бюллетеней из сейф-пакетов и стационарных ящиков для голосования. Во избежание конфликтных ситуаций члены участковой избирательной комиссии № 1173 пересчитали все бюллетени, превышения числа бюллетеней не было установлено (как и уменьшения). После чего оказалось, что все бюллетени смешаны и находятся в одной стопке, разделить которую и объективно понять откуда был бюллетень – из сейф-пакета или из ящика для голосования – невозможно. Все бюллетени были запущены в КОиБ и учтены при подсчете голосов, однако КОиБ не смог рассортировать попавшие в него бюллетени и посчитал лиц, проголосовавших 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года досрочно (в помещении для голосования и вне помещения для голосования) вместе с лицами, проголосовавшими в основной день голосования – 13 сентября 2020 года.

При этом суд первой инстанции в оспариваемом решении указал, что из итогового протокола участковой избирательной комиссии № 1173 следует, что сумма числа бюллетеней, указанных в графе № 4 «число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования» - 161, в графе № 5 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования» - 270, в графе № 6 «число погашенных бюллетеней» - 1569, соответствует числу бюллетеней, полученных участковой комиссией, указанной в графе № 2, и составляющей 2000 бюллетеней, что свидетельствует об отсутствии нарушений либо искажений при подсчете голосов избирателей.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что само по себе неуказание членами участковой избирательной комиссии № 1173 в графе № 4 итогового протокола числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, не соответствует требованиям законодательства. Однако указанная ошибка в заполнении итогового протокола, так же как расхождение во времени подписания итогового протокола участковой избирательной комиссии № 1173, где в экземпляре 1 указано: «14 сентября 2020 года 00 часов 59 минут» (т.3 л.д.6), в экземпляре 2 указано: «14 сентября 2020 года 00 часов 55 минут» (т.2 л.д.91), не повлияла на возможность установления действительных результатов выборов, и не может повлечь недействительности протокола и итогов голосования, поскольку не влияет на подведение итогов волеизъявления избирателей. При этом в остальной части экземпляры протоколов тождественны.

Признавая несостоятельным довод административного истца, приведенный в обоснование заявленных требований, о том, что 11 сентября 2020 года председатель участковой избирательной комиссии № 1121 Путилина С.В. потребовала Жабина В.А. удалиться от стола члена комиссии Баженовой Н.И. во время проверки документов и выдачи бюллетеней, суд первой инстанции установил, что Жабин В.А. прибыл на избирательный участок без средства индивидуальной защиты (лицевой маски), не соблюдал социальную дистанцию, мешал свободному проходу избирателей, в связи с чем председатель участковой избирательной комиссии № 1121 Путилина С.В. попросила его удалится от стола члена избирательной комиссии Баженовой Н.И. Жалоба Жабина В.А., поданная в 17 часов 00 минут 12 сентября 2020 года по указанному факту, была рассмотрена участковой комиссией в разумный срок – 13 сентября 2020 года после проведения проверки, изложенных в ней фактов, вынесенное решение содержит соответствующие положения законодательства, на основании которых жалоба оставлена без удовлетворения. Копия решения вручена наблюдателю от Жабина В.А., о чем имеется соответствующая отметка.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела в судебном заседании судом первой инстанции обозревались подлинные реестры письменных заявлений (устных обращений) избирателей о голосовании вне помещения для голосования, адресованных в участковые избирательные комиссии №№ 1121, 1172, 1170, 1169, 171, 1173, 1176 (т.2 л.д.134-204, т.3 л.д.22-31), в ходе изучения которых районным судом было установлено, что в указанных реестрах, содержаться все необходимые сведения об избирателях - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, причина вызова комиссии на дом, дата приема устного обращения, дата приема письменного заявления; содержатся сведения о лицах, передавших заявление или устное обращение, сведения о членах участковых избирательных комиссий, принявших заявление или устное обращение, содержатся их подписи. Также в реестр внесена отметка о включении в выписку из реестра. Причинами для голосования вне помещения для голосования указаны болезнь (состояние здоровья), инвалидность, пожилой возраст, в некоторых случаях самоизоляция, что полностью соответствует положениям пункта 1 статьи 66 Федерального закона № 67. Каких-либо существенных нарушений при обозрении реестра судом не установлено.

Отклоняя довод Жабина В.А. о наличии нарушений при организации и проведении голосования вне помещения для голосования на избирательном участке № 1121, которые, по мнению истца, выражались в том, что время голосования одного избирателя в период времени с 14 часов 55 минут по 19 часов 43 минут 11 сентября 2020 года составило чуть более 2 минут, что является невозможным и может свидетельствовать о подлоге заранее изготовленных бюллетеней, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действующее избирательное законодательство не устанавливает минимальной либо максимальной нормы количества проголосовавших вне помещения для голосования, в связи с чем расчеты истца о времени, затраченном на одного избирателя в ходе голосования вне помещения для голосования, не подлежат судебной проверке.

Также районным судом отмечено, что оперативность выездного голосования была обусловлена, в том числе тем, что маршрут выездного голосования был составлен заранее, заблаговременно были подготовлены бланки заявлений о голосовании вне помещения для голосования, граждане были оповещены о времени выездного голосования. Тот факт, что членам участковой избирательной комиссии № 1121 для проведения голосования вне помещения для голосования было выдано более 5 процентов бюллетеней от числа полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений, не свидетельствует о наличии нарушений, повлиявших на итоги голосования, поскольку из акта о проведении голосования вне помещения для голосования от 11 сентября 2020 года следует, что членами участковой избирательной комиссии № 1121 было получено 150 бюллетеней, хотя количество поступивших заявлений избирателей составляло 130 (т.2 л.д.108). Таким образом, количество полученных бюллетеней превышало предусмотренное пунктом 9 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ пятипроцентное количество бюллетеней, выдаваемое при проведении выездного голосования, однако, как следует из вышеупомянутого акта, все неиспользованные избирателями бюллетени в количестве 20 штук были возвращены в участковую избирательную комиссию, акт подписан, в том числе наблюдателями, не имевшими никаких замечаний. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное нарушение не является существенным, поскольку не могло повлиять на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для отмены судом решений участковых избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также оснований, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установленных в пунктах 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по настоящему делу не установлено.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Как верно указал суд первой инстанции, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены оспариваемых решений участковых избирательных комиссий соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы, в рамках которых административный истец продолжает настаивать на незаконности оспариваемых решений, являются несостоятельными, поскольку в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебном решении и отвергнуты как безосновательные. Суждения апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий данные отношения, решение суда следует признать законным, оснований для вынесения в порядке статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частного определения в адрес участковых избирательных комиссий №№ 1121, 1169, 1173 и ТИК Левобережного района г. Воронежа судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 09 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жабина Василия Александровича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии:

33а-2424/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Жабин Василий Александрович
Ответчики
Избирательня комиссия
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кобзева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
30.03.2021Передача дела судье
27.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее