КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Савченко Л.В. Дело №33-7533/2018
2.046г.
13 июня 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Быстровой М.Г., Кучеровой С.М.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Шмулова Владимира Ивановича к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Максаковский детский сад «Родничок» об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату,
по апелляционной жалобе заведующей МБДОУ Максаковский детский сад «Родничок» - Лобановой Г.Л.
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 02 апреля 2018 года, которым постановлено:
«исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Максаковский детский сад «Родничок» начислить и выплатить Шмулову Владимиру Ивановичу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, март, апрель, май, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь 2018 года в размере 20047 (двадцать тысяч сорок семь) рублей 54 копейки.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Максаковский детский сад «Родничок» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 801 (восемьсот один) рубль 43 копейки».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) в интересах Шмулова В.И. к МБДОУ Максаковский детский сад «Родничок»), в котором просил обязать ответчика начислить и выплатить Шмулову В.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль - май 2017 года, июль 2017 года - январь 2018 года в размере 20047,54 рублей.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что Шмулов В.И. осуществляет трудовую деятельность в МБДОУ Максаковский детский сад «Родничок» в должности сторожа на 1 ставку.
При этом заработная плата Шмулова В.И. за февраль-май 2017 года составляла ежемесячно 10592 рубля при полностью отработанной норме рабочего времени, за июль – 8070,10 рубля, за август 2017 года – 10592 рублей, за сентябрь 2017 года – 3788,59 рублей, за октябрь 2017 года – 10592 рубля, за декабрь 2017 года – 10592 рубля, за январь 2018 года – 11016 рублей (без учета больничных листов) с учетом должностного оклада, персональной добавки, стимулирующей выплаты, а также районного коэффициента и северной надбавки.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в период с 01.01.2017 года по 01.02.2018 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ.
При этом Шмулову В.И., работающему в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, обеспеченный выплатой надбавок (районный коэффициент и процентная надбавка).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заведующая МБДОУ Максаковский детский сад «Родничок» - Лобанова Г.Л. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на неверный расчет судом заработной платы истца, при определении размера которой МРОТ подлежит исчислению без включения в него районных коэффициентов и процентных надбавок в соответствии с требованиями постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 года № 38-п, указывая на получение Шмуловым В.И. заработной платы с учетом всех надбавок в размере, превышающем МРОТ.
В судебное заседание явился процессуальный истец прокурор Воротынская О.О., другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца прокурора Воротынскую О.О., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Нижнеингашского района, относящегося к восточной группе районов Красноярского края.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, Шмулов В.И. осуществляет трудовую деятельность в должности сторожа на 1 ставку.
На основании представленных в материалы дела копий трудового договора, выписок из лицевых счетов, штатного расписания, заработная плата Шмулова В.И. состоит из должностного оклада в размере 2454 рублей, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок лицевых счетов и справки по расчету заработной платы за фактически отработанное истцом Шмуловым В.И. время начисленная заработная плата с учетом должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30% составила: - за февраль-май 2017 года ежемесячно - 10592 рубля при полной отработке нормы рабочего времени; за июль 2017 года - 8070,10 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (16 дней при норме - 21 день); - за август 2017 года - 10592 рубля при полной отработке нормы рабочего времени; - за сентябрь 2017 года - 7061,33 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (14 дней при норме - 21 день); - за октябрь - декабрь 2017 года - 10592 рубля ежемесячно при полной отработке нормы рабочего времени; - за январь 2018 года - 11016 рублей при полной отработке нормы рабочего времени, без учета отпускных.
Полагая, что за февраль - май 2017 года, июль 2017 года - январь 2018 года материальному истцу заработная плата начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку выплачивалась в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством, прокурор обратился в суд о взыскании недоначисленной заработной платы.
Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы и удовлетворяя их, суд правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Применяя установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 – в сумме 7 500 руб. в месяц, с 01.07.2017 - в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 – в сумме 9 489 руб. в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30%, суд правильно установил, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, ежемесячная заработная плата истца должна составлять не менее 12 000 рублей в месяц за период с февраля по июнь 2017 года; 12480 рублей в месяц за период с июля по декабрь 2017 года и 15 182,40 рублей в месяц за период с января 2018 года.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд, исходя из представленных бухгалтерией ответчика сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем взыскал недоначисленную материальному истцу заработную плату в размере 20 047, 54 рублей.
Расчет указанной суммы подробно отражен в оспариваемом решении суда и является арифметически верным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда, не может считаться нарушенным, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями составляет не менее МРОТ, а также ссылки на отсутствие оснований для применения к возникшим правоотношениям правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 02 апреля 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу заведующей МБДОУ Максаковский детский сад «Родничок» - Лобановой Г.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: