Дело № 2-75/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Канск 26 января 2020 года
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре Рыковой Е.В.,
представителя истца - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.02 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» за соблюдением, в том числе, выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Россельхознадзора, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 № 527, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на вверенной ему территории.
С 27.11.2018 по 24.12.2018 Межрайонным отделом по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по <адрес> на основании материалов рейдового осмотра, обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, секция 254, контур 98, проведена внеплановая документарная проверка в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по факту захламления указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения отходами лесопиления, в том числе твердыми коммунальными отходами.
Рейдовый осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером № был проведен в период с 18.10.2018 по 06.11.2018 на основании поступившей от администрации Анцирского сельсовета <адрес> информации о его захламлении отходами деревообработки (акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 06.11.2018 №27-418).
При осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, секция 254, контур 98 установлено, что в центральной и южной частях данного земельного участка допущено перекрытие плодородного слоя почвы, в результате складирования отходов лесопиления (горбыль, опилки, кора деревьев), а так же твердых коммунальных отходов на общей площади 6739,49 кв.м. в связи, с чем центральная и южная части земельного участка сельскохозяйственного назначения не пригодны для использования в целях сельскохозяйственного производства.
По факту выявленного нарушения в отношении ИП главы К(Ф)Х ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ от 13.02.2019 №.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.04.2019 № ИП глава К(Ф)Х ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В целях устранения выявленного нарушения ИП главе К(Ф)Х ФИО1 выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства РФ от 24.12.2018 № со сроком исполнения до 18.03.2019.
В период с 19.03.2019 по 21.03.2019 государственным инспектором Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 24.12.2018 №, в результате которой установлено, что в установленный срок до 18.03.2019 данное предписание ИП К(Ф)Х ФИО1 не исполнено. В связи с чем, было выдано повторно предписание от 21.03.2019 № со сроком исполнения до 17.07.2019.
Постановлением об административном правонарушении от 30.09.2019 № мирового судьи судебного участка № в <адрес> края ИП глава К(Ф)Х ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
При этом, по результатам контрольно-надзорных мероприятий 2019 при осмотре 26.02.2019 вышеуказанного земельного участка, установлено, что в его центральной части поверх плодородного слоя почвы размещены отходы деревообработки, которые распределены на данном участке рядами, навалом в виде куч, высота которых составляет от 1 м до 2,5 м., осуществляется распиловка отходов деревообработки. Признаки использования земельного участка в сельскохозяйственных целях не были установлены.
С помощью GPS-навигатора Garmin GPS map 60 СХ были зафиксированы угловые точки площадок размещения отходов и измерена площадь перекрытия плодородного слоя почвы отходами производства и потребления, которая составила 21055,94 кв.м. Таким образом, центральная часть земельного участка с кадастровым номером № на площади 21055,94 кв.м. не пригодна для использования в целях сельскохозяйственного производства.
Согласно справочной информации об объектах недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, секция 254, контур 98, общей площадью 111691кв.м. имеет ограничение прав в виде собственности, зарегистрированной 21.09.2017. Следовательно, ограничение прав и обременение объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ не изменились.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу <адрес>, секция 254, контур 98 с кадастровым номером № площадью 111691+/-2924,27 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности ФИО1
В целях устранения выявленного нарушения ИП главе К(Ф)Х ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.По факту выявленного нарушения в отношении ИП главы К(Ф)Х ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ИП глава К(Ф)Х ФИО1 признан Управлением виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В период с 09.08.2019 по 05.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписаний от 21.03.2019 №, от 16.04.2019 № об устранении ИП главой К(Ф)Х ФИО1 нарушений. 09.08.2019 с 11 ч. 00 мин. до 11 ч. 30 мин. в присутствии ИП главы К(Ф)Х ФИО6 произведен осмотр центральной и южной частей земельного участка с кадастровым номером №, перекрытых отходами деревообработки и твердыми коммунальными oтxoдами в результате которого установлено, что в центральной части земельного участка с кадастровым номером № на площади 0,924 га проведены работы по очистке от отходов деревообработки. При этом, на площади 18416,19 кв. м размещены отходы деревообработки твердые коммунальные отходы.
Южная часть участка с кадастровым номером № на площади 140,34 также не приведена в состояние, пригодное для использования по целевому назначению плодородный слой почвы не очищен от отходов деревообработки и твердых коммунальных отходов.
Таким образом, предписания от 21.03.2019 №, от 16.04.2019 № об устранении нарушений в срок до 17.07.2019 не исполнены. ИИ главе К(Ф)Х ФИО1 повторно выдано предписание об устранении нарушений от 05.09.2019 № со сроком исполнения до 10.12.2019 (вручено адресату 18.09.2019) согласно почтовому уведомлению №).
Постановлением об административном правонарушении от 15.10.2019 № мирового судьи судебного участка № в <адрес> края ИП глава К(Ф)Х ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания Управления Россельхознадзора по <адрес> подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 (тридцать тысяч) рублей.
В результате внеплановой проверки, проведенной с 11.12.2019 по 15.01.2020, установлено, что предписание от 05.09.2019 № об устранении нарушений в установленный срок ФИО1 также не исполнено.
На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 №, рассчитан размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в денежном эквиваленте. Размер вреда, причиненного почвам, в результате перекрытия поверхности плодородного слоя почвы отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № на общей площади 18556,53 кв. м составил 7 422 612 рублей (семь миллионов четыреста двадцать две тысячи шестьсот двенадцать) рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам, просит обязать ФИО4 разработать проект рекультивации земельного участка на общей нарушенной площади 18556,53 кв. м. в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу и обязать возместить причиненный вред, путем проведения за счет собственных средств рекультивационных работ в соответствии с разработанным проектом рекультивации в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен о судебном заседании надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела: копию приказа от 03.10.2018 «О проведении рейдового осмотра, обследования земельного участка», копию рейдового задания на проведение осмотра, обследования земельных участков № от 01.10.2018, копию акта рейдового осмотра, обследования № от 06.11.2018, копию карты-схемы местоположения земельных участков от 06.11.2018, 05.09.2019; фототаблица от 06.11.2018, 21.03.2019, 05.09.2019; выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:18:0800013:249, сведения ЕГРИП по состоянию на 08.11.2018, материалы дела от 19.09.2018, копию приказа №-П-2-400 от 23.11.2018, № от 05.04.2019 «О проведении внеплановой документальной проверки индивидуального предпринимателя», копии конвертов, копию акта проверки от 24.12.2018, 16.04.2018, 21.03.2019, 05.09.2019; копию предписания № от 24.12.2018, № от 21.03.2019, № от 16.04.2019, № от 05.09.2019 «Об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ», копию протокола № от 13.02.2019 АБ №, № от 15.05.2019 АБ №, № от 14.06.2019 АБ №, № от 13.09.2019 АБ № об административном правонарушении в отношении ИП К(Ф)Х ФИО1, копию уведомления о составлении протокола об административном правонарушении от 24.12.2018, 21.03.2019; копию определения № от 13.02.2019 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении», копию постановления № от 02.04.2019, № от 15.07.2019 по делу об административном правонарушении, копию приказа от 06.02.2019 «О проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя», копию определения № от 14.062019 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении», копию выписки из ЕГРИП №ИЭ9965-19-42644728 от 16.12.2019, копию постановления об административном правоотношении от 15.10.2019, исчисление размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды от 19.02.2020, копию списка № (партия 2434) внутренних почтовых отправлений от 31.07.2020 года, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Управления Россельхознадзора по <адрес> от 27.07.2020 года, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для складирования твердых коммунальных и промышленных отходов.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 42 3емельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Пунктами 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На основании п. 1, п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружают среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются гражданами-собственниками земельных участков.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Размещение на землях сельскохозяйственного назначения твердых бытовых и производственных отходов исключает возможность использования земельных участков для сельскохозяйственных целей без предварительного проведения восстановительных работ.
Не проведение в соответствии с проектом рекультивации работ по восстановлению плодородного слоя почвы влечет существенное нарушение конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно п. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным.
В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, согласно п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц.
Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 8.11 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 № 527, а так же п. 9.11 Положения об Управлении, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 213, Управление в установленной сфере деятельности взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение нанесенного ущерба.
В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Межрайонным отделом по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по <адрес> при проведении рейдового мероприятия в период с 18.10.2018 по 06.11.2018 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 24:18:0800013:249, расположенного по адресу: <адрес>, секция 254, контур 98, принадлежащий ФИО1 по факту захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения отходами лесопиления, в том числе твердыми коммунальными отходами.
По результатам проверки 13.02.2019 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.04.2019 ИП глава К(Ф)Х ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства со сроком исполнения до 18.03.2019.
В период с 19.03.2019 по 21.03.2019 государственным инспектором Межрайонного отдела по Восточной группе районов Управления Россельхознадзора по <адрес> проведена внеплановая проверка по исполнению предписания. В ходе проверки установлено, что предписание не исполнено. Повторно выдано предписание со сроком исполнения до 17.07.2019. Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.09.2019 ИП глава К(Ф)Х ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
14.06.2019 в отношении ИП ФИО1 вновь составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и 15.07.2019 вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
09.08.2019 при проведении проверки исполнения выданных предписаний со сроком исполнения 17.07.2019 установлено их неисполнение. Повторно выдано предписание со сроком исполнения до 10.12.2019. Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.10.2019 ИП глава К(Ф)Х ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.25. ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно сведениям из ЕГРИП, ФИО1 утратил статус ИП главы К(Ф)Х 06.11.2019.
В результате внеплановой проверки, проведенной с 11.12.2019 по 15.01.2020 установлено, что предписание со сроком исполнения до 10.12.2019 об устранении нарушений ФИО1 не исполнено.
Размер вреда, причиненного почвам, в результате перекрытия поверхности плодородного слоя отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 24:18:0800013:249, на общей площади 18556,53 м2 составил 7422612 рублей.
Таким образом, не соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, использования земель сельскохозяйственного назначения, ФИО1 нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
Разрешая заявленные требования, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, о возложении на ФИО1 обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и возмещении вреда, причиненного окружающей среде путем проведения рекультивационных работ в соответствии с разработанным проектом в сроки, о которых заявляет истец.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку на основании ст. 89 ГПК РФ, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец, являющийся государственным органом, освобожден от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать ФИО1 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 24:18:0800013:249, расположенный по адресу: <адрес>, секция 254, контур 98 на общей нарушенной площади 18556,53 кв.м. в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФИО1 возместить вред, причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды, путем проведения за счет собственных средств рекультивационных работ в соответствии с разработанным проектом рекультивации в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета расходы по госпошлине в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Гришанина
Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2021.