Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-6289/2023
№ 2-950/2023
64RS0010-01-2023-000055-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2023 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,
при ведении протокола помощником судьи Пауковой Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об обеспечении средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 02 мая 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика Бунтяковой Т.Н., подержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Шашковой Д.Ю. и законного представителя несовершеннолетней ФИО1 – ФИО7, возражавших по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,
установила:
прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в интересах несовершеннолетней ФИО1 в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) об обеспечении средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу обеспечения ФИО1 средствами реабилитации. В процессе проверки установлено, что несовершеннолетняя ФИО1, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> ребенку до достижения возраста 18 лет рекомендованы технические средства реабилитации – впитывающие простыни (пеленки) размером 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл). Несовершеннолетняя состоит на учете в ОСФР по Саратовской области, однако с 24 ноября 2022 года вышеуказанными средствами реабилитации не обеспечивается, в связи с чем ей причиняются нравственные страдания, связанные с невозможностью нормального существования.
Считая права ФИО1 нарушенными, прокурор Фрунзенского района города Саратова, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ОСФР по Саратовской области со дня вступления решения суда в законную силу и
по 31 декабря 2023 года обеспечить ФИО1 средствами реабилитации - впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 02 мая 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность со дня вступления решения суда в законную силу до 31 декабря 2023 года обеспечить несовершеннолетнюю ФИО1 техническим средством реабилитации – впитывающими простынями (пеленками) размером 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл), из расчета 3 штуки в сутки, взыскал компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Ответчик, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Просит вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов ссылается на отсутствие вины в действиях ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор выражает согласие с постановленным судебным актом, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание явились представитель ответчика Бунтякова Т.Н., поддержавшая доводы жалобы, прокурор Шашкова Д.Ю. и законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – ФИО7, возражавшие по доводам жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО1, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом.
Прокуратурой Фрунзенского района города Саратова по обращению ФИО7 в интересах несовершеннолетней ФИО1 проведена проверка соблюдения ОСФР по Саратовской области законодательства о социальной защите детей-инвалидов
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> ФИО1 до достижения возраста 18 лет рекомендованы технические средства реабилитации – впитывающие простыни (пеленки) размером 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 3 штуки в сутки (т. 1 л.д. 19-24).
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства ФИО1 С 24 ноября 2022 года техническим средством реабилитации не обеспечена
(т. 1 л.д. 31-34).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240, Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р», а также ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, исходил из того, что ФИО1, являясь ребенком-инвалидом, имеет право на получение средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, в свою очередь несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы ребенка.
Разрешая требования о взыскании с ОСФР по Саратовской области компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал, что длительное неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению ребенка средствами реабилитации повлекло невозможность продолжения ею нормальной жизни, вызвали нравственные страдания. Определяя размер данной компенсации в 10 000 руб., суд исходил как из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, степени вины ответчика, так и индивидуальных особенностей ФИО1, ее нуждаемости в технических средствах реабилитации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, а также в части удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации судебной коллегией не проверяется в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку в данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п. п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
(ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке.
В п. 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, поименованы абсорбирующее белье.
Согласно Приказу Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р» к абсорбирующему белью относятся, в том числе, впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 x 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл)
(22-01-03).
При рассмотрении дела установлено нарушение ответчиком действующего законодательства по обеспечению ФИО1 техническим средством реабилитации. Ответчик не оспаривал тот факт, что с ноября 2022 года по день вынесения решения истец впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60 x 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) не обеспечена.
Поскольку сам факт нуждаемости истца в указанных средствах реабилитации ответчиком не оспаривается, установив факт несвоевременного обеспечения ребенка, суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, в связи с чем судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства дела, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, выраженные в длительном необеспечении техническим средством реабилитации, состояния здоровья ФИО1, степень нравственных страданий истца и ее родителей, учитывая требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 10 000 руб.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства вины ответчика, судебная коллегия исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Доводы автора жалобы о наличии у истца права на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации так же подлежит отклонению, так как данное обстоятельство не освобождает ОСФР по Саратовской области от возложенных на него в силу закона обязанностей. Компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным обеспечением инвалида необходимыми техническими средствами, фактически является восстановлением нарушенного права.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Ответчик в качестве доводов ссылается на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение ФИО1 техническим средством реабилитации, однако в силу различных причин государственные контракты с ноября 2022 года заключены не были.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Довод ответчика о заключенном контракте на поставку технического средства реабилитации судебной коллегией отклоняется, так как контракт заключен после вынесения решения суда. Вместе с тем, сам факт заключения государственного контракта не является подтверждением исполнения обязательств.
Поскольку размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, оснований для освобождения ответчика от взыскания компенсации либо снижения ее размера у судебной коллегии не имеется.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 02 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи