Беломорский районный суд Республики Карелия10RS0001-01-2024-000615-19https://belomorsky.kar.sudrf.ru |
Дело № 2-514/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Захаровой М.В.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Н.А.,
с участием истца Харитоновой О.В.,
ответчика Богдановой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитоновой О.В. к Харитонову В.А., Богдановой Ю.Ю. об определении порядка внесения платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги, а также к муниципальному унитарному предприятию «Жилфонд» Беломорского муниципального округа, Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» о возложении обязанности выдать отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Харитонова О.В. обратилась в суд с иском к Харитонову В.А., Богдановой Ю.Ю. об определении порядка внесения платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги, а также к муниципальному унитарному предприятию «Жилфонд» Беломорского муниципального округа, Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» о возложении обязанности выдать отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указала, что стороны на праве общей долевой собственности являются правообладателями квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, доли в праве – по 1/3. Ответчики отказываются оплачивать коммунальные услуги, а также заключить соглашение об определении доли участия в оплате коммунальных услуг, в связи с чем по лицевым счетам образовалась задолженность.
По указанным фактическим основаниям истец просит суд установить долевой порядок внесения платы за обслуживание общего имущества и коммунальные услуги в размере по 1/3 доле на каждого собственника, обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилфонд» Беломорского муниципального округа, Октябрьскую дирекцию по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» к выдаче отдельных платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «РЦ - Водоканал», МУП «Жилфонд» Беломорского муниципального округа, ООО «ЕИРЦ Республики Карелия», ООО «Русэнергосбыт», Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению ОАО «РЖД», Харитонов С.В., Яковлева М.В., Яковлева К.А. в лице законного представителя Яковлевой М.В.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд определить по 1/3 доле в оплате за отопление и содержание жилья. Пояснила, что не просит определить доли в оплате водоснабжения/водоотведения и электроэнергии, поскольку понимает, что данные коммунальные ресурсы оплачиваются по показаниям приборов учета.
Ответчик Богданова Ю.Ю. в судебном заседании против иска в части определения по 1/3 доле в оплате за отопление и содержание жилья не возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
По определению суда, вынесенному в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Определение порядка пользования жилым помещением, и как часть данного правомочия, – определение доли в оплате жилого помещения и коммунальных услуг является реализацией прав собственника жилого помещения (п. 1 ст. 247 ГПК РФ).
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В силу требований ч. ч. 2 и 7 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ЖК РФ.
Из вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства следует, что собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд для установления порядка оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения. Такое судебное решение может быть предъявлено в ресурсоснабжающие компании, управляющую организацию либо их агентам, и будет служить основанием для начисления платежей, установленных ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, в соответствии с определенным им порядком. Таким образом, каждый из собственников жилого помещения вправе после вынесения настоящего судебного решения требовать от управляющей либо ресурсоснабжающей организации заключения с ним отдельного договора на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выдачу ему соответствующего платежного документа.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с 11 июня 2009 г. находится в общей долевой собственности Харитоновой О.В. (доля 1/3), Харитонова В.А. (доля 1/3), а также Богдановой Ю.Ю. (доля 1/3).
На дату рассмотрения настоящего гражданского дела в квартире зарегистрированы пять человек: истец Харитонова О.В., её сын Харитонов С.В., её дочь Яковлева М.В., её внучка Яковлева К.А., её внук Харитонов В.А. Никто из лиц, зарегистрированных в квартире, там не проживает.
Ответчик Богданова Ю.Ю. в квартире не зарегистрирована и не проживает.
По лицевым счетам, открытым для целей зачисления платы по коммунальным услугам, имеется задолженность.
Как усматривается из материалов дела собственники и пользователи спорного жилого помещения должны вносить плату за следующие коммунальные ресурсы и услуги:
– плату за водоснабжение в адрес ДТВУ-4 ОАО «РЖД»,
– плату за водоотведение в адрес ООО «РЦ - Водоканал»,
– плату за содержание и ремонт общего имущества (содержание жилья, содержание ОИ (ХВ), содержание ОИ (ЭЭ), содержание ОИ (водоотведение)) в пользу ООО «ЕИРЦ» (агент МУП «Жилфонд Беломорского муниципального округа»),
– плату за обращение с ТКО в пользу ООО «ЕИРЦ» (агент ООО «Карельский экологический оператор»),
– плату за электроэнергию в пользу ООО «Русэнергосбыт»,
– плату за отопление в пользу ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что квартира оборудована индивидуальным прибором учета холодной воды, а также индивидуальным прибором учета электроэнергии, срок поверки которых не истек.
Из представленных суду квитанций ООО «РЦ - Водоканал»,ДТВУ-4 ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт» усматривается, что плата за водоснабждение/водоотведение и электроэнергию осуществляется, исходя из фактического объема потребленного коммунального ресурса, а не исходя из норматива потребления и числа собственников либо зарегистрированных лиц (пользователей жилого помещения).
В связи с оборудованием квартиры индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения и водоотведения, электроэнергии обязанность по оплате данных коммунальных ресурсов возлагается на лиц, которые фактически проживают в жилом помещении и данные услуги потребляют, но не исходя лишь из факта принадлежности квартиры конкретному лицу на праве собственности.
По указанным основаниям суд отказывает истцу в определении долей участия в оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения и электроэнергии.
Требования об определении долей в оплате за содержание общего имущества суд признает обоснованными.
На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из представленных истцом и управляющей организацией квитанций на оплату ЖКУ, договора управления многоквартирным домом, копии лицевого счета № BLМ000013829 усматривается, что собственники жилых помещений, пропорционально площади их квартиры, обязаны вносить плату за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе: содержание ОИ (ЭЭ), содержание жилья, содержание ОИ (водоотведение). Плата за данные услуги начисляется по метражу.
Таким образом, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, определяет доли в оплате за содержание общего имущества в многоквартирном доме истца и ответчиков пропорционально их долям в праве собственности на квартиру – по 1/3.
Аналогичным образом (по критерию площади жилого помещения) начисляется оплата коммунальной услуги по отоплению, которую поставляет ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в связи с чем суд определяет доли в оплате коммунальной услуги отопление истца и ответчиков пропорционально их долям в праве собственности на квартиру – по 1/3.
Применительно к определению доли в оплате коммунального ресурса по вывозу ТКО, суд исходит из следующего.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО определен положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.№ 354 и поставлен в зависимость от того факта, имеются ли в квартире зарегистрированные лица (п.п.148(28), 148(30), 148(34), 148(36)). Так, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом, при наличии граждан, зарегистрированных в жилом помещении, плата за коммунальный ресурс рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Как усматривается из справки о регистрации по месту жительства в спорной квартире, а также платежных документов (квитанций), плата за коммунальную услугу по вывозу ТКО в настоящий момент начисляется не по числу собственников (3 человека), а по числу зарегистрированных лиц (5 человек).
Таким образом, обязанность по оплате данного коммунального ресурса производна не от правомочий собственника квартиры, а от факта регистрации и проживания в ней, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований об определении долей в оплате данного коммунального ресурса, исходя из доли 1/3. Истец в силу факта регистрации в квартире по месту проживания обязана оплачивать долю в данном коммунальном ресурсе в размере 1/5. Между тем, установить её долю в данном размере настоящим судебным решением суд не вправе, поскольку, помимо ответчиков, истец не предъявляет требований к иным лицам, которые в квартире зарегистрированы, об определении доли их участия в оплате коммунальных услуг. Истец не лишена возможности инициировать заключение соглашения об оплате услуг ТКО со всеми гражданами, которые зарегистрированы в жилом помещении, а в случае недостижения соглашения просить суд определить данные доли по 1/5 с представлением суду соответствующих доказательств.
Требований об определении доли участия в оплате расходов на капитальный ремонт суду не заявлено.
Управляющая организация и поставщики коммунальных услуг не наделены полномочиями самостоятельно разделить лицевой счет в отсутствие согласия на это всех собственников жилого помещения и без предоставления им соглашения между собственниками либо судебного решения об установлении долей участия в соответствующих расходах. После вынесения соответствующего судебного решения либо заключения соответствующего соглашения решение указанного вопроса производится в заявительном порядке с ресурсоснабжающей организацией. Отказывая истцу в разделе лицевых счетов до вынесения судебного решения, ресурсоснабжающие организации действовали в соответствии с требованиями закона и таким отказом прав истца не нарушили. Таким образом, фактических оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к ресурсоснабжающим организациям о выставлении отдельных платежных документов и разделе лицевых счетов, не имеется. Истцу после вступления решения в законную силу необходимо предъявить такое решение ресурсоснабжающим организациям и в заявительном порядке разрешить данный вопрос.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично, определяет доли в оплате Харитоновой О.В., Харитонова В.А., Богдановой Ю.Ю. по 1/3 применительно к оплате коммунальной услуги по отоплению перед ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает.
Определенный судом долевой порядок оплаты коммунальных услуг, платы за содержание и ремонт общего имущества является основанием для заключения каждым из собственников с управляющей организацией, ресурсоснабжающими организациями (на случай заключения с ними прямого договора), либо с агентами данных лиц отдельных соглашений на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования удовлетворить частично.
Определить доли в оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также доли в оплате коммунальной услуги по отоплению по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, следующим образом:
– 1/3 доля в оплате Харитоновой О.В., <данные изъяты>,
– 1/3 доля в оплате Харитонова В.А., <данные изъяты>
– 1/3 доля в оплате Богдановой Ю.Ю, <данные изъяты>.
Настоящее судебное решение является основанием для самостоятельного начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальную услугу по отоплению указанным лицам, а также основанием для выдачи каждому из них отдельного платежного документа.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований, заявленных к муниципальному унитарному предприятию «Жилфонд» Беломорского муниципального округа, Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 г.