Дело №2а-155/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Фокино 22.05.2020
Фокинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Индиченко П.Н.,
при секретаре судебного заседания Гончар М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИКИТЕНКО А.П. к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Микитенко А.П. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что является председателем гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» (далее по тексту ГСК «<данные изъяты>»), образованного в 1991 году. 14.03.2019 ГСК «<данные изъяты>» обратился в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее по тексту ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока) с сообщением о государственной регистрации форме Р17001, представив все необходимые документы, однако решением указанного органа от 21.03.2019 в государственной регистрации ГСК «<данные изъяты>» было отказано по причине неуказания ИНН/КПП в разделе 5 стр.2 формы Р17001. Полагая, что отказ не основан на законе, поскольку представление в целях государственной регистрации юридического лица, образованного до 01.07.2002, сведений об идентификационном номере налогоплательщика является обязанностью не заявителя, а органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию, каковым является исполнительный комитет городского совета народных депутатов Шкотово-17 (в настоящее время – г.Фокино), административный истец просил суд признать незаконным и отменить принятое административным ответчиком решение от 21.03.2019 об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ГСК <данные изъяты> на основании сообщения по форме Р17001 от 14.03.2019.
В судебном заседании представитель административного истца Семенов В.Н. на удовлетворении административного иска настаивал, ссылаясь на приведенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика – ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока – в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие; из представленных им письменных возражений на административный иск следует, что основанием для отказа ГСК <данные изъяты> в государственной регистрации в соответствии с поданным последним 14.03.2019 сообщением по форме Р17001 явилось отсутствие в разделе 5 формы сведений о ИНН и КПП в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Выслушав доводы представителя административного истца, изучив возражения представителя административного ответчика и материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ГСК «<данные изъяты> зарегистрирован на основании решения исполнительного комитета городского совета народных депутатов Шкотово-17 от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации гаражно-строительных кооперативов <данные изъяты>»»; указанным решением также утверждены Устав ГСК <данные изъяты>», принятого на общем собрании кооператива ДД.ММ.ГГГГ, и состав его участников согласно приложениям № и №.
В соответствии с постановлением главы администрации города Шкотово-17 от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков предприятиям и организациям города Шкотово-17 и его поселков» с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, ГСК «<данные изъяты> выделен земельный участок под строительство на 24 бокса.
14.03.2019 председателем ГСК «<данные изъяты>» Микитенко А.П. в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока подано сообщение о юридическом лице, созданном до ДД.ММ.ГГГГ, по форме Р17001 с приложением решения о регистрации данного ГСК, принятого городским советом народных депутатов Шкотово-17 ДД.ММ.ГГГГ, и протокола общего собрания членов ГСК от ДД.ММ.ГГГГ о назначении председателем ГСК Микитенко А.П.
По результатам рассмотрения указанного сообщения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что представленные на рассмотрение документы оформлены с нарушением требований, установленных п.1.1 и абз.1 п.1.2 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ, так как заявителем не заполнен раздел 5 стр.2 «ИНН/КПП».
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗдля внесения записи в государственный реестр о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, уполномоченное лицо юридического лица в течение шести месяцев обязано представить в регистрирующий орган сведения по форме Р17001 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для недействующих юридических лиц.
Согласно п.п.1.1, 1.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Требования к форме Р17001 установлены разделом ХIII приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, оформляется в отношении юридического лица, зарегистрированного до указанной даты, для включения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (п.13.1), в разделе 5 сообщения идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (п.13.7).
Между тем, предусмотренные п.13.7 сведения в раздел 5 сообщения по форме Р17001 заявителем не внесены.
Согласно подп. «ц» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Доводы стороны административного истца о том, что ГСК «<данные изъяты>», как созданный до 2002 года, имеет право в уведомительном порядке подать сообщение о государственной регистрации без указания требуемых налоговым органом сведений, а соответствующие сведения обязан в налоговый орган подать орган, осуществивший регистрацию ГСК, суд оценивает критически, поскольку, как установлено в судебном заседании, ГСК «<данные изъяты>» не только не имеет присвоенного в установленном законом порядке идентификационного номера налогоплательщика, но и не состоит на налоговом учете с момента своего образования в нарушение п.п.3, 11 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков №49, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.1996 №ВА-3-12/49, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики – организации и физические лица – подлежали обязательной постановке на учет в налоговых инспекциях в порядке, предусмотренномп.13 Инструкции.
В соответствии со ст.ст.83 и 84 части 1 НК РФ, введенной в действие с 01.01.1999, юридическое лицо также в течение 10 дней со дня государственной регистрации обязано подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в налоговом органе, на основании которого присваивается идентификационный номер налогоплательщика.
Соответственно, доводы административного ответчика ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока о том, что юридические лица, зарегистрированные до 01.07.2002, должны состоять на налоговом учете и иметь идентификационный номер налогоплательщика и КПП основаны на законе.
Доказательств, что ГСК «<данные изъяты>» состоял на налоговом учете либо обращался с соответствующим заявлением в налоговый орган, административным истцом в судебное заседание не представлено.
До 01.01.2004 обязанность по постановке на налоговый учет по месту нахождения организации возлагалась на само юридическое лицо и осуществлялась на основании соответствующего заявления в налоговый орган.
До 01.01.1999 порядок постановки на учет в налоговом органе был установлен Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.1996 №ВА-3-12/49, а с 01.01.1999 – Приказом Министерства по налогам и сборам России от 27.11.1998 №БГ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».
Постановка на соответствующий учет российской организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется с 01.01.2004 в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц индивидуальных предпринимателей».
Доводы представителя административного истца о том, что решение о ликвидации ГСК «<данные изъяты> в связи с нарушением предусмотренного ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ порядка не принималось, что, по мнению заявителя, свидетельствует о наличии до настоящего времени у ГСК <данные изъяты>» статуса юридического лица, суд оценивает критически, поскольку в действительности сведения о ГСК «<данные изъяты>» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют и, соответственно, оснований для решения вопроса о ликвидации ГСК <данные изъяты> у соответствующих органов не имелось.
Доводы представителя административного истца в судебном заседании о том, что в силу п.1.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ идентификационный номер налогоплательщика, в данном случае – ГСК <данные изъяты>», для государственной регистрации представляется с сообщением по форме Р17001 лишь при его наличии основаны на неверной трактовке закона, поскольку указанная норма предусматривает сообщение ИНН лица, уполномоченного на подачу заявления, а не юридического лица.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения налогового органа незаконным, его отмены и возложения на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ГСК <данные изъяты>» на основании сообщения по форме Р17001 от 14.03.2019 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Микитенко А.П. отказать в удовлетворении административного иска к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации юридического лица и возложении обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ГСК «Байкал» на основании сообщения по форме Р17001 от 14.03.2019.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 27.05.2020, путем подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд. Срок подачи апелляционной жалобы – по 27.06.2020.
Лицо, подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае, если указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Судья П.Н. Индиченко