Дело № 2а-4205/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Киселева К.И.
при секретаре Новиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Департамента Смоленской области по образованию и науке к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Смоленской области, Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Кречетовой Екатерине Юрьевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился в суд с вышеуказанным административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству № с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности по осуществлению финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией Муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Фатоховой А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В обоснование административного иска приведены ссылки на то, что Департаментом приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение соответствующего судебного акта.
Департамент Смоленской области по образованию и науке ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области и судебный пристав области Кречетова Е.Ю., Управление ФССП России по Смоленской области, Администрация МО «Дорогобужский район» Смоленской области направили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Фатохова А.А, отзыв на административный иск не представила.
Прокурор Ельнинского района Смоленской возражений относительно возможности удовлетворения административного иска не представил.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 6, статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).
По делу установлено, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области в рамках исполнительного производства № вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением в установленный срок должником требований исполнительного документа - возложенной на Департамент обязанности по осуществлению финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией Муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Фатоховой А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В административном иске Департамент указывает, что неисполнение требований исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок было невозможным ввиду отсутствия денежных средств на данные цели в областном бюджете в соответствующий период.
На основании части 7 статьи 112 указанного Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд отмечает, что применительно к исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требований исполнительных документов в установленный для добровольного исполнения срок при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась от него в целях надлежащего их исполнения.
Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту добровольно своевременно исполнить требования указанных исполнительных документов, суд находит их уважительными.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно статье 1, части 1 статьи 2, статьи 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счёт субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган (Департамент Смоленской области по образованию и науке) в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014г. №202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счёт средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции; перечисляет в местные бюджеты субвенции.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 18 декабря 2020 №165-з «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Департамент, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путём внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области; Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
Из представленных материалов также следует, что соответствующее судебное решение вступило в силу после принятия Закона Смоленской области от 18 декабря 2020г. №165-з и не было учтено при планировании расходов на предоставление соответствующих субвенций бюджетам муниципальных образований Смоленской области, тогда как предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2021г. денежных средств недостаточно для исполнения Департаментом постановленных судебных актов.
Департамент неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств для исполнения решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений во исполнение вышеуказанных решений.
На заседании рабочей группы Администрации Смоленской области по оперативному рассмотрению вопросов исполнения бюджета в текущем финансовом году и внесения изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований административному истцу принято не было.
С учётом вышеизложенного суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Судья К.И. Киселев
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Киселев К.И. секретарь судебного заседания ________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Новикова М.А. (Фамилия, инициалы) «____»________2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-006017-38
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-4205/2021