Решение по делу № 33-758/2023 от 08.02.2023

дело 2 - 1702/2022 (33 – 758/2023) судья Чувашова И.А. 2023 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,

судей Зоровой Е.Е., Лозиной С.П.

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

21 февраля 2023 года

по докладу судьи Кулакова А.В.

дело по апелляционной жалобе администрации Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию Конаковского района в пределах своей компетенции в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 163 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оборудовать 163 оконных блока здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств».

Судебная коллегия

установила:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, администрации Конаковского района Тверской области о возложении обязанности оборудования замками безопасности оконных блоков здания детского сада.

В обоснование иска указано, что в результате проведенной Конаковской межрайонной прокуратурой проверки в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на оконных блоках в здании МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок. Данный пункт стандарта введен в действие с 01 сентября 2016 года, однако, требования настоящего пункта учреждением не исполнены. Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в учреждении на 163 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Ссылаясь на пункты 2 и 15 части 3 статьи 28, пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 4 статьи 27, пункт 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», часть 1 статьи 45 ГПК РФ, просил суд обязать администрацию Конаковского района в пределах компетенции в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 163 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», а также обязать МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оборудовать оконные блоки здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Конаковского района Тверской области.

Участвующий в деле прокурор Карпова B.C. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики администрация Конаковского района Тверской области, МБДОУ Детский сад № 2 г. Конаково своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Конаковского района Тверской области просила изменить решение суда в части установления количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в части обеспечения финансирования расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 89 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ 23166-2021, а также обязании МБДОУ Детский сад № 2 г. Конаково оборудовать 89 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 и п. 6.3.2 межгосударственного стандарта ГОСТ 23166-2021 в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств.

Указывая на незаконность и необоснованность решения суда, податель жалобы ссылался на положения п. 6.18 Свода правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 мая 2022 года № 389-пр, согласно которым оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021. Согласно п. 3.11 СП 252.1325800.2016 основное помещение дошкольной общеобразовательной организации – помещение, предназначенное для размещения и обеспечения режима пребывания детей в группах, включает в себя групповые, игровые, спальные помещения. Согласно сведениям, предоставленным МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в здании детского сада оконных блоков в основных помещениях, где находятся/могут находиться дети без присмотра взрослых (групповые, игровые, спальные помещения) – 89 шт.; оконных блоков в дополнительных помещениях (физкультурный и музыкальный залы, бассейн, кружковые и учебные помещения, раздевальные) – 19 шт.; оконных блоков во вспомогательных помещениях (тамбуры, коридоры, лоджии, балконы, веранды, галереи, беседки, террасы, мостовые переходы между зданиями, пищеблок, постирочная, медицинские и технические помещения, мастерские, рабочие комнаты, санитарно-бытовые, кладовые, гардеробные, встроенные шкафы) – 55 шт., соответственно, требования прокурора подлежали удовлетворению только в отношении 89 оконных блоков в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых.

В заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Тверской области Обиход И.Д. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что согласно акту проверки, проведенной Конаковской межрайонной прокуратурой 20 февраля 2023 года, а также рапорту старшего помощника Конаковского межрайонного прокурора ФИО1 в помещениях пищевого блока, прачечной, коридора, медицинском кабинете имеется возможность доступа детей, поскольку указанные помещения не запираются.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в октябре 2022 года Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях города Конаково и Конаковского района.

В ходе проверки, проведенной в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на 163 оконных блока в здании МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Данный пункт стандарта введен в действие с 01 сентября 2016 года, однако, требования настоящего пункта учреждением не исполнены.

Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в учреждении на 163 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки.

Указанные обстоятельства также подтверждаются актом проверки здания МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково от 14 декабря 2022 года, составленным старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора ФИО1.

В соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной Учредителем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Конаковского района Тверской области в сфере образования. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «Конаковский район» Тверской области.

В соответствии с положениями п. 8.11 Устава МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативов.

К источникам финансового обеспечения относятся, в частности, субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.

Из положений главы 8 Устава следует, что финансирование деятельности МБДОУ осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджета учредителя - муниципального образования «Конаковский район».

В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дошкольные учреждения являются бюджетными учреждениями, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствовался п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» и исходил из того, что в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково имеет место быть нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», которое создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей и может привести к причинению вреда их здоровью.

Разрешая вопрос о финансировании мероприятий по обустройству в детском саду замков безопасности на оконных блоках, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Конаковского района Тверской области в соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково обладает соответствующим распорядительными полномочиями.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Как установлено судом первой инстанции, в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.

При этом факт необходимости установки на оконных блоках в количестве 89 штук ответчиками не оспаривается.

В апелляционной жалобе администрация Конаковского района Тверской области выражает несогласие с необходимостью оборудования замками безопасности оконных блоков в помещениях, в которых, по мнению подателя жалобы, дети не могут присутствовать.

Судебная коллегия полагает, что указанная позиция администрации Конаковского района является ошибочной.

В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация Конаковского района ссылается на информацию, предоставленную МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково 17 января 2023 года, согласно которой в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково общее количество оконных блоков – 163, количество пластиковых окон, которые необходимо оборудовать замками безопасности – 97. Пластиковые окна в помещениях, в которых присутствуют дети: 13 групп: приемная - 17, игровая – 32, спальня – 27, туалет – 12, музыкальный зал – 3, изба – 2, бассейн – 3, бассейн (сухой зал) – 1, итого 97. Деревянные окна: гр. № 11 туалет - 1, кабинет психолога – 1, маленький коридор 1 эт. – 2, маленький коридор 2 эт. – 2, длинный коридор 2 эт. – 12, физкультурный зал – 3, длинный коридор 1 эт. – 8, кабинет логопеда 1 эт. – 1, бассейн (сухой зал) - 3, коридор в бассейне – 2, сушилка в бассейне – 2, лестница розовая - 1, лестница зеленая – 1, итого 39. Деревянные окна в помещениях, в которых не присутствуют дети: бухгалтерия – 2, методический кабинет – 2, медицинский кабинет – 5, прачечная – 4, мягкий инвентарь – 2, кухня – 6, архив – 2, костюмерная – 2, кабинет – 1, склад – 1, итого 27.

Не соглашаясь с доводами жалобы, Конаковская межрайонная прокуратура 20 февраля 2023 года провела дополнительную проверку, по результатам которой старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора ФИО1 составлен рапорт, из которого следует, что в ходе проверки 20 февраля 2023 года установлено, что в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково все оконные блоки не оборудованы замками безопасности – 136 оконных блоков в игровых, спальнях, коридорах, помещениях для кружков; 27 оконных блоков в хозяйственный помещениях (кухня, прачечная, мед. кабинет). В помещениях пищевого блока, прачечной, коридора, медицинском кабинете имеется возможность доступа детей, поскольку указанные помещения не запираются.

Учитывая, что подателем апелляционной жалобы не представлено безусловных доказательств, исключающих возможность доступа детей в спорные помещения, находящиеся в дошкольном учреждении, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая интересы несовершеннолетних детей, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о необходимости оборудования замками безопасности всех оконных блоков, находящихся в дошкольном учреждении является правомерным, поскольку нарушение предусмотренных законом условий, гарантирующих безопасное пребывание в учреждении воспитанников детского дошкольного учреждения, является нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основания для отмены решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2023 года.

Председательствующий А.В. Кулаков

Судьи Е.Е. Зорова

С.П. Лозина

дело 2 - 1702/2022 (33 – 758/2023) судья Чувашова И.А. 2023 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,

судей Зоровой Е.Е., Лозиной С.П.

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

21 февраля 2023 года

по докладу судьи Кулакова А.В.

дело по апелляционной жалобе администрации Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию Конаковского района в пределах своей компетенции в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 163 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оборудовать 163 оконных блока здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств».

Судебная коллегия

установила:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, администрации Конаковского района Тверской области о возложении обязанности оборудования замками безопасности оконных блоков здания детского сада.

В обоснование иска указано, что в результате проведенной Конаковской межрайонной прокуратурой проверки в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на оконных блоках в здании МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок. Данный пункт стандарта введен в действие с 01 сентября 2016 года, однако, требования настоящего пункта учреждением не исполнены. Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в учреждении на 163 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Ссылаясь на пункты 2 и 15 части 3 статьи 28, пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 4 статьи 27, пункт 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», часть 1 статьи 45 ГПК РФ, просил суд обязать администрацию Конаковского района в пределах компетенции в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 163 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», а также обязать МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оборудовать оконные блоки здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Конаковского района Тверской области.

Участвующий в деле прокурор Карпова B.C. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики администрация Конаковского района Тверской области, МБДОУ Детский сад № 2 г. Конаково своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Конаковского района Тверской области просила изменить решение суда в части установления количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в части обеспечения финансирования расходов МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково для оборудования 89 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ 23166-2021, а также обязании МБДОУ Детский сад № 2 г. Конаково оборудовать 89 оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 и п. 6.3.2 межгосударственного стандарта ГОСТ 23166-2021 в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств.

Указывая на незаконность и необоснованность решения суда, податель жалобы ссылался на положения п. 6.18 Свода правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 мая 2022 года № 389-пр, согласно которым оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021. Согласно п. 3.11 СП 252.1325800.2016 основное помещение дошкольной общеобразовательной организации – помещение, предназначенное для размещения и обеспечения режима пребывания детей в группах, включает в себя групповые, игровые, спальные помещения. Согласно сведениям, предоставленным МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в здании детского сада оконных блоков в основных помещениях, где находятся/могут находиться дети без присмотра взрослых (групповые, игровые, спальные помещения) – 89 шт.; оконных блоков в дополнительных помещениях (физкультурный и музыкальный залы, бассейн, кружковые и учебные помещения, раздевальные) – 19 шт.; оконных блоков во вспомогательных помещениях (тамбуры, коридоры, лоджии, балконы, веранды, галереи, беседки, террасы, мостовые переходы между зданиями, пищеблок, постирочная, медицинские и технические помещения, мастерские, рабочие комнаты, санитарно-бытовые, кладовые, гардеробные, встроенные шкафы) – 55 шт., соответственно, требования прокурора подлежали удовлетворению только в отношении 89 оконных блоков в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых.

В заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Тверской области Обиход И.Д. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что согласно акту проверки, проведенной Конаковской межрайонной прокуратурой 20 февраля 2023 года, а также рапорту старшего помощника Конаковского межрайонного прокурора ФИО1 в помещениях пищевого блока, прачечной, коридора, медицинском кабинете имеется возможность доступа детей, поскольку указанные помещения не запираются.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в октябре 2022 года Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях города Конаково и Конаковского района.

В ходе проверки, проведенной в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на 163 оконных блока в здании МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Данный пункт стандарта введен в действие с 01 сентября 2016 года, однако, требования настоящего пункта учреждением не исполнены.

Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково, в учреждении на 163 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки.

Указанные обстоятельства также подтверждаются актом проверки здания МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково от 14 декабря 2022 года, составленным старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора ФИО1.

В соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной Учредителем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Конаковского района Тверской области в сфере образования. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «Конаковский район» Тверской области.

В соответствии с положениями п. 8.11 Устава МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативов.

К источникам финансового обеспечения относятся, в частности, субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.

Из положений главы 8 Устава следует, что финансирование деятельности МБДОУ осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджета учредителя - муниципального образования «Конаковский район».

В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дошкольные учреждения являются бюджетными учреждениями, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствовался п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» и исходил из того, что в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково имеет место быть нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», которое создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей и может привести к причинению вреда их здоровью.

Разрешая вопрос о финансировании мероприятий по обустройству в детском саду замков безопасности на оконных блоках, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Конаковского района Тверской области в соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково обладает соответствующим распорядительными полномочиями.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Как установлено судом первой инстанции, в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.

При этом факт необходимости установки на оконных блоках в количестве 89 штук ответчиками не оспаривается.

В апелляционной жалобе администрация Конаковского района Тверской области выражает несогласие с необходимостью оборудования замками безопасности оконных блоков в помещениях, в которых, по мнению подателя жалобы, дети не могут присутствовать.

Судебная коллегия полагает, что указанная позиция администрации Конаковского района является ошибочной.

В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация Конаковского района ссылается на информацию, предоставленную МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково 17 января 2023 года, согласно которой в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково общее количество оконных блоков – 163, количество пластиковых окон, которые необходимо оборудовать замками безопасности – 97. Пластиковые окна в помещениях, в которых присутствуют дети: 13 групп: приемная - 17, игровая – 32, спальня – 27, туалет – 12, музыкальный зал – 3, изба – 2, бассейн – 3, бассейн (сухой зал) – 1, итого 97. Деревянные окна: гр. № 11 туалет - 1, кабинет психолога – 1, маленький коридор 1 эт. – 2, маленький коридор 2 эт. – 2, длинный коридор 2 эт. – 12, физкультурный зал – 3, длинный коридор 1 эт. – 8, кабинет логопеда 1 эт. – 1, бассейн (сухой зал) - 3, коридор в бассейне – 2, сушилка в бассейне – 2, лестница розовая - 1, лестница зеленая – 1, итого 39. Деревянные окна в помещениях, в которых не присутствуют дети: бухгалтерия – 2, методический кабинет – 2, медицинский кабинет – 5, прачечная – 4, мягкий инвентарь – 2, кухня – 6, архив – 2, костюмерная – 2, кабинет – 1, склад – 1, итого 27.

Не соглашаясь с доводами жалобы, Конаковская межрайонная прокуратура 20 февраля 2023 года провела дополнительную проверку, по результатам которой старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора ФИО1 составлен рапорт, из которого следует, что в ходе проверки 20 февраля 2023 года установлено, что в МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково все оконные блоки не оборудованы замками безопасности – 136 оконных блоков в игровых, спальнях, коридорах, помещениях для кружков; 27 оконных блоков в хозяйственный помещениях (кухня, прачечная, мед. кабинет). В помещениях пищевого блока, прачечной, коридора, медицинском кабинете имеется возможность доступа детей, поскольку указанные помещения не запираются.

Учитывая, что подателем апелляционной жалобы не представлено безусловных доказательств, исключающих возможность доступа детей в спорные помещения, находящиеся в дошкольном учреждении, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая интересы несовершеннолетних детей, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о необходимости оборудования замками безопасности всех оконных блоков, находящихся в дошкольном учреждении является правомерным, поскольку нарушение предусмотренных законом условий, гарантирующих безопасное пребывание в учреждении воспитанников детского дошкольного учреждения, является нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основания для отмены решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2023 года.

Председательствующий А.В. Кулаков

Судьи Е.Е. Зорова

С.П. Лозина

33-758/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Конаковский межрайонный прокурор
Ответчики
МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково
Администрация Конаковского района
Другие
Управление образования администрации Конаковского района
Суд
Тверской областной суд
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
08.02.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Передано в экспедицию
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее