Решение по делу № 2-4542/2024 от 17.05.2024

Дело

                                                                                  УИД 24RS0-29

Копия

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                 09 июля 2024 года

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Яхиной Е.С.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты.

Требования мотивированны тем, что на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, с последней ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт сроком на 6 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), по условиям которого ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 380 000 рублей, для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности.

Единовременная денежная выплата перечислена ФИО1 на расчетный счет, указанный в заявлении.

ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением принято решение о досрочном расторжении социального контракта, в связи с непредоставлением получателем помощи ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (пп. 5 п. 35 Порядка).

ФИО1, в нарушение п. 4.1 социального контракта, не представлены документы, подтверждающие приобретение основных средств и материально-производственных запасов. Заявлений о наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка, ответчика в территориальное отделение не поступало.

В нарушение условий социального контракта и программы адаптации, ответчик не представила отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, не предоставила документы, подтверждающие приобретение согласованных основных средств и материальных запасов на сумму 250 000 рублей.

В адрес ответчика территориальным отделением направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной социальной поддержки и необходимости возврата в полном размере полученных денежных средств – 380 000 рублей, однако до настоящего времени не возвращены.

В судебное заседание участники судебного разбирательства не явились, не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и иных участников процесса в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1).

Частями 1, 7 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона).

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п утверждена государственная программа <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан".

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 740-п "О внесении изменений в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п "Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан" утвержден Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (Приложение ) (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории <адрес> малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4371 "О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в <адрес>".

Согласно подпункту 2 пункта 7 Порядка уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктом 27 Порядка Уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Пунктом 28 Порядка установлено, что получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению N 2 к форме социального контракта.

Исходя из пункта 34 Порядка уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка) (п. 4); непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка (п.5).

Согласно пункту 36 Порядка Получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

Исходя из пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просила назначить ей государственную социальную помощь на основании социального контракта при возникшей трудной жизненной ситуации, преодоление которой может быть осуществлено в результате реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В заявлении ответчик личной подписью подтвердила, что предупреждена о том, что денежные средства, излишне выплаченные вследствие представления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного уведомления об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной помощи, подлежат возмещению добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно решению КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ, назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между . заключен социальный контракт , на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО1 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 380 000 рублей, перечислена на счёт, указанный в заявлении.

Доказательств направления отчетов о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, ответчиком в материалы дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по <адрес> принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта с ФИО1, по причине непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая при таких обстоятельствах исковые требования, установив факт заключения между сторонами социального контракта, предоставления ответчику единовременной денежной выплаты по такому контракту и неисполнения ответчиком ряда своих обязательств, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы права, регулирующие спорные отношения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ФИО1 денежных средств, поскольку неосновательным обогащением со стороны ответчика надлежит считать денежные средства в размере 380 000 руб., которые были получены ответчиком, однако ответчиком не представлено допустимых достаточных доказательств, с достоверностью свидетельствующих об их расходовании по целевому назначению в соответствии с условиями социального контракта.

Материалами дела не подтверждено, что ответчиком на предоставленные ей денежные средства в размере 380 000 рублей, были приобретены необходимые для осуществления предпринимательской деятельности материалы и оборудование, пройдено обучение, а также что предпринимательская деятельность фактически осуществляется, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Ответчиком не представлено доказательств использования полученных ею по назначению, до настоящего времени указанные денежные средства не возвращены, отчет об их целевом использовании не представлен.

Также ответчиком суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения условий социального контракта и программы социальной адаптации, которыми могут являться: тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников; призыв на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

Принимая во внимание отсутствие доказательств использования ФИО1 денежных средств в размере 380 000 рублей, предоставленных ей по социальному контракту для осуществления предпринимательской деятельности, противоправности и недобросовестности действий ответчика, наличия ее вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, суд находит заявленные КГКУ «УСЗН» исковые требования в части взыскания 380 000 рублей законными и обоснованными, а указанную сумму, - подлежащей взысканию с ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, в размере 7 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1, - удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с в пользу в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» () сумму социальной выплаты в размере 380 000 (триста восемьдесят тысяч) рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 000 (семь тысяч) рублей, а всего 387 000 (триста восемьдесят семь) тысяч рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                       Е.С. Яхина.

    

2-4542/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Белова Ксения Николаевна
Другие
Ахмедова Юлия Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Яхина Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее