Дело № 2а-2063/2021
76RS0014-01-2021-001326-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 29 июля 2021 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Станкевич Ольге Анатольевне о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Станкевич О.А. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года в сумме 4 754 рубля 42 копейки (л.д.107).
В обоснование иска налоговый орган указал, что Станкевич О.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России №5 по Ярославской области. С 17.08.2015 года ответчик осуществляла предпринимательскую деятельность и являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. 09.10.2017 года статус индивидуального предпринимателя прекращен. Ответчиком 25.10.2017 года представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года. Сумма налога составляет 4 974 рубля. Обязанность по уплате налога в добровольном порядке налогоплательщиком исполнена частично в сумме 219 рублей 58 копеек. Таким образом, задолженность по НДС составляет 4 754 рубля 42 копейки. Налогоплательщику было направлено требование от 01.11.2017 года №129834 на сумму 1 438,42 рубля, а также требование от 11.01.2018 года №1521 на сумму 3 316 рублей. Срок для добровольного погашения задолженности по требованиям – 22.11.2017 года и 31.01.2018 года соответственно. Истец ссылается на нормы ст.ст. 48, 143, 146, 163, 207, 227, 229 НК РФ, просит восстановить срок на подачу иска, взыскать задолженность по НДС.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец по средствам телефонограммы просил рассмотреть дело в свое отсутствие, требования по уточненному иску поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Жуков Е.Л. в судебное заседание представил письменные возражения на иск, указал, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными исковыми требованиями, и который не подлежит восстановлению, а указанные истцом причины не являются уважительными. Также указал, что ответчиком внесена сумма в счет погашения задолженности по налогам в размере 7 524 рубля, возникла переплата по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем данные денежные средства подлежат распределению по видам налогов.
Исследовав материалы административного дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать установленные законом налоги.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в судебном порядке.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе: индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет предусмотрены ст. 174 НК РФ. Так, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ (действующей в редакции на момент возникновения обязанности по уплате налога) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по НДС не позднее 22.05.2018 года.
Заявление к мировому судье о вынесении судебного приказа поступило 23.12.2020 года, в районный суд иск подан 22.04.2021 года, то есть с пропуском значительного срока на подачу иска.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, указывая на то, что срок на подачу административного искового заявления был пропущен по уважительной причине, поскольку налог является платежом, не имеющим адресной основы, характеризуется безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицирующийся при поступлении в бюджет, взимается с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности и иного права денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Суд считает, что причина пропуска срока обращения в суд с заявлением, приведенная в иске, не является уважительной.
Так, в соответствии со ст. 30 НК РФ Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32 НК РФ раскрывает обязанности налоговых органов, в том числе налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Таким образом, налоговая инспекция, являясь государственным органом, уполномоченным контролировать, в том числе своевременность уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, с учетом подачи налогоплательщиком декларации, могла и должна была в установленные Законом сроки обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам, а также пени.
Соответственно, суд не находит оснований для восстановления истцу пропущенного без уважительных причин срока обращения в суд с заявлением и взыскания с ответчика налога.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 189 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области к Станкевич Ольге Анатольевне оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина