Дело № 5-83/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕг.Сыктывкар **.**.**
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,
при секретаре Вихрицкой Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании **.**.** дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»,
установил:
На основании распоряжения заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Коми №... от **.**.** о проведении государственного лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в период с **.**.** по **.**.** проведена плановая проверка деятельности Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (далее - ЭМУП «Жилкомхоз»).
По результатам проверки составлен акт, из которого следует, что в структурном подразделении ЭМУП «Жилкомхоз» - микробиологическое отделение химико-бактериологической лаборатории, расположенный по адресу ..., **.**.** в ... установлено нарушение юридическим лицом требований и условий лицензии, выданной на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека, а именно:
- внутренняя отделка некоторых помещений микробиологического отделения химико-бактериологической лаборатории имеет дефекты гигиенического покрытия, поверхность потолка и стен в некоторых лабораторных помещениях «заразной» зоны не гладкие, имеют дефекты гигиенического покрытия, что не обеспечивает устойчивость к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств: бокс для посева питьевой воды - на стене на стыке с окном участки отхождения покраски;
- в боксе для посева питьевой воды (помещение «заразной» зоны) окно не герметично: на момент проведения проверки **.**.** на стыке окна и верхнего откоса наблюдалась течь;
- не организована проверка на защитную эффективность боксов биологической безопасности II класса - боксы абактериальной воздушной среды БАВп-01-«Ламинар-С»-1,2 (кабинет паразитологических исследований, помещение для работы с ПБА) с соответствующей периодичностью;
- в некоторых помещениях лаборатории невозможно качественное проведение уборок (текущих, генеральных): так на момент проведения проверки **.**.** в стерилизационной имеются дефекты кафельного покрытия пола (после замены канализационных труб плитки не сцеплены с полом, болтаются), в связи с чем на них
имеется пыль и грязь.
Выявленные нарушения, по мнению должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Коми, являются нарушением п. 5 пдп. «а» и пдп. «е» Положения о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 317; ст. 24 и ч.ч. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 2.3.11, 2.3.13, 2.3.33, 2.12.8, 2.12.9 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями №№ 1 и 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 № 4 (зарегистрированы в Минюсте России 21.02.2008, регистрационный номер 11197).
Результаты проверки послужили основанием для составления главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Коми в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» протокола №... от **.**.** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Временный запрет деятельности юридического лица не применялся.
Протокол направлен для рассмотрения в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара
В судебное заседание Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Коми при надлежащем извещении своего представителя не направило.
Судья счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представители ЭМУП «Жилкомхоз» Шарый С.В., Циплина Т.Н., действующие на основании доверенностей, полагали отсутствующими основания для привлечения ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку административным органом не представлены доказательства того, что указанные в акте и протоколе об административном правонарушении нарушения лицензионных требований являются грубыми применительно к примечанию к названной статье, а так же п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 3317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», согласно которым грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 ФИО1 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Доказательств наступления последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в дело не представлено. Нарушений иных подпунктов п. 5 приведенного Постановления, помимо подп. «а» и «е», ЭМУП «Жилкомхоз» не допущено. В рассматриваемый период качество поставляемой воды населению Эжвинского района соответствовало всем установленным показателям, в т.ч. по микробиологическим показателям. По данным основаниям полагали, что выявленные в ходе проверки нарушения, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Просили рассмотреть вопрос о применении положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах подлежит обязательному лицензированию в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 № 317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
Пунктом 6 Положения установлено, что грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ.
Пунктом 5 Положения установлено, что лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать, в том числе, следующим лицензионным требованиям: наличие у лицензиата, выполняющего работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (подп. «а»); соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (подп. «е»).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 утверждены Санитарно-эпидемиологических правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» (СП 1.3.2322-08).
Пунктом 2.1.1 СП 1.3.3118-13 установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, должны иметь лицензию.
Пунктами 2.3.11, 2.3.13, 2.3.33, 2.12.8, 2.12.9 СП 1.3.2322-08, нарушение которых вменено ЭМУП «Жилкомхоз», в частности предусмотрено соответственно:
- Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию. В помещении "заразной" зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов;
- Окна и двери помещений "заразной" зоны лаборатории должны быть герметичными. Допускается заполнение оконных проемов стеклоблоками. Окна цокольного и первого этажей независимо от наличия охранной сигнализации должны быть оснащены металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности. Двери должны иметь запирающие устройства;
- Боксы биологической безопасности должны проверяться на защитную эффективность: после монтажа и подготовки к использованию; не реже одного раза в год при наличии фильтров предварительной очистки воздуха от крупнодисперсных частиц; не реже одного раза в полугодие при отсутствии фильтров предварительной очистки воздуха от крупнодисперсных частиц; после перемещения или ремонта бокса. При проверке должна определяться эффективность работы фильтров очистки воздуха, скорость воздушного потока в рабочем проеме бокса.
- С использованием дезинфицирующих средств проводят обеззараживание ограниченных участков почвы, поверхностей в помещениях, мебели, оборудования, защитной одежды персонала, белья, перчаток резиновых, очков, обуви, посуды лабораторной (пипетки, пробирки, колбы, чашки Петри, предметные стекла, гребенки для сушки культур, шприцы и др.), инструментов, в том числе после вскрытия лабораторных животных, металлических ящиков, садков, бачков из-под вскрытых животных и орудий лова, воздушных фильтров, подстилочного материала, жидких отходов, смывных вод, выделений больного (мокрота, моча, фекалии), посуды из-под выделений больного, санитарно-технического оборудования, уборочного материала, мусорных ящиков, транспорта. Для дезинфекции применяют средства, содержащие в качестве действующих веществ (ДВ) активный кислород (перекисные соединения и др.), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ), хлорактивные соединения, альдегиды, спирты (этанол, пропанол и др.) чаще всего в виде многокомпонентных рецептур, содержащих одно или несколько ДВ и функциональные добавки (антикоррозионные, дезодорирующие, моющие и др.).
Режимы дезинфекции различных объектов, контаминированных возбудителями III - IV групп патогенности (бактериями, включая микобактерии, вирусами, грибами и спорами бацилл), дезинфицирующими средствами приведены в инструкциях по их применению.
- Выбор дезинфицирующего средства определяется спецификой объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением средства.
При проведении текущей и генеральной уборок с применением растворов ДС поверхности в помещениях, приборов, оборудования и др. дезинфицируют способом протирания тканевой салфеткой или ветошью, смоченными раствором ДС. Для этих целей целесообразно использовать дезинфицирующие средства с моющим эффектом. При необходимости экстренной обработки в течение рабочего дня небольших по площади или труднодоступных поверхностей возможно применение готовых форм ДС, например, на основе спиртов, для которых характерно короткое время воздействия, с помощью ручных распылителей или способом протирания растворами ДС, нанесенными на ветошь, или готовыми к применению дезинфицирующими салфетками. Применение ДС с моющими свойствами позволяет объединить обеззараживание объекта с его мойкой, поэтому при проведении текущих и генеральных уборок применяют ДС, обладающие моющим действием.
Для дезинфекции выделений (фекалии, мокрота и др.) и посуды из-под выделений используют в основном хлорактивные средства.
Для дезинфекции столовой посуды, спецодежды и белья используют средства, не содержащие альдегидов, спиртов.
Для дезинфекции изделий медицинского назначения и лабораторной посуды применяются средства на основе альдегидов, катионных поверхностно-активных веществ, перекиси водорода, хлорсодержащие средства. Дезинфекцию изделий и посуды проводят способом погружения в раствор дезинфицирующего средства. Разъемные изделия дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости изделий заполняют дезинфицирующим раствором.
Для дезинфекции металлических ящиков, садков, бачков из-под вскрытых животных и орудий лова используют средства на основе альдегидов, катионных поверхностно-активных веществ, перекиси водорода, спиртов, хлорсодержащие средства. Дезинфекцию проводят способами протирки в соответствии с режимами, рекомендованными для обеззараживания поверхностей, или способом погружения - в соответствии с режимами, рекомендованными для обеззараживания изделий медицинского назначения в инструкциях по применению средств.
Пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2).
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, который согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен содержать, в том числе, событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Между тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела не содержится сведений о том, что невыполнение лицензионных требований ЭМУП «Жилкомхоз», в части несоблюдения Положения о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, а так же Санитарно-эпидемиологических правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» повлекло наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, и в чем именно эти последствия выразились.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательства вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» прекратить на основании п.2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В.Баудер