дело 2-125/2023
24 RS0052-01-2023-000143-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года с. Туруханск Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Туруханского района Климатова П.Д.,
представителя ответчика Администрации Туруханского района Коноваловой А.О.,
при секретаре Ковалевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах Шабаевой Марии Константиновны к администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Туруханского района, действуя в интересах Шабаевой М.К., обратился в суд с иском к администрации Туруханского района о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения, мотивируя требования тем, что в ходе рассмотрения обращения Шабаевой М.К. на действия должностных лиц, выразившихся в непроведении капитального ремонта в предоставленном для проживания жилом помещении, расположенном по адресу: Туруханский район п. Бахта, ул. <адрес>, установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от 18.11.2015 №№ Шабаева М.К. является пользователем указанного жилого помещения. Собственником вышеуказанного жилого помещения является администрация Туруханского района. Согласно заключению межведомственной комиссии от 07.07.2022 №357, необходимо и возможно проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: п. Бахта, ул. <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик. На основании указанного заключения межведомственной комиссии, постановлением главы Туруханского района от 07.07.2022 № 573-п утверждено решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения. Из ответа Управления ЖКХ и строительства администрации Туруханского района от 21.07.2022 №832 следует, что для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: п. Бахта, ул. <адрес> необходимо выполнить следующие работы: ремонт ограждающих конструкций стен; ремонт фундаментов; ремонт печи; ремонт перекрытий; ремонт конструкций кровли с заменой покрытия; замена заполнений оконных и дверных проемов; внутренняя и наружная отделка помещений. Прокуратурой района 11.08.2022 внесено представление №7-01-111-2022 главе Туруханского района с указанием на неустановление конкретного срока проведения капитального ремонта, не определении видов и стоимости работ (отсутствие необходимого локально-сметного расчета), которое администрацией Туруханского района оставлено без удовлетворения. Вместе с тем без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация жилого помещения и сохранность имущества не может быть гарантирована, существует угроза безопасности проживания граждан и их здоровью, сохранности имущества. Прокурор Туруханского района просит суд обязать администрацию Туруханского района в срок не позднее 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, разработать локальный-сметный расчет и определить виды и стоимость работ для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта ул. <адрес>; обязать администрацию Туруханского района в срок не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: : Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, на основании утвержденного заключения межведомственной комиссии от 07.07.2022 №357 и ответе Управления ЖКХ и строительства администрации Туруханского района от 21.07.2022 №832.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Туруханского района Климатов П.Д. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Материальный истец Шабаева М.К. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации Туруханского района действующая на основании доверенности Коновалова А.О., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала. Суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, является собственностью Туруханского муниципального района. Шабаева М.К. занимает указанное жилое помещение на основании договора социального найма. На основании заключения межведомственной комиссии от 07.07.2022 г. №357, данное жилое помещение признано требующим проведения капитального ремонта. Вместе с тем муниципальный жилой фонд Туруханского района характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием, отсутствием капитального ремонта в течение длительного времени эксплуатации. Ежегодно администрацией Туруханского района утверждается план по реализации программного мероприятия «Организация проведения капитального ремонта жилого фонда и общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Туруханского района». Данная программа включает в себя поэтапный план проведения капитального ремонта объектов, муниципального жилого фонда общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Туруханского района в отношении объектов, включенных в план. В соответствии с указанным планом жилое помещение, расположенное по адресу: Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, в перечне объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2023 году отсутствует. На основании изложенного, администрация Туруханского района, просит установить разумный срок для исполнения решения суда, а именно до 31.12.2024 года, чтобы предусмотреть финансирование, осуществить закупку и завоз необходимых строительных материалов для проведения капитального ремонта данного жилого помещения.
Третье лицо Шляхов В.М. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах своей неявки суд не уведомили, отзыв на иск, заявлений, ходатайств не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора Туруханского района, представителя ответчика, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находящегося в федеральной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьи 69 ЖК РФ.
По смыслу статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.
В силу ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение), по результатам работы комиссия вправе принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
В соответствии с абз.7 п.7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Как следует из анализа вышеприведенных норм, юридическим фактом к организации капитального ремонта жилого помещения является соответствующее решение субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В рассматриваемом случае бесспорным основанием организации капитального ремонта является постановление администрации Туруханского района от 13.12.2017 №3113-п.
В соответствии с ч.1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из смысла п.3 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр, основаниями для внесения изменений в региональные программы капитального ремонта являются соответствующие решения органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения №№ от 18.11.2015г. Шабаевой М.К. передано в постоянное, бессрочное пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3 комнат, общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, для проживания. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен Шляхов В.М. (внук) (л.д. 16-20).
Согласно заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 07.07.2022 № 357, необходимо и возможно проведение капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с постановлением администрации Туруханского района от 26.06.2009 г. № 523-п «О межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 27-28).
Постановлением администрации Туруханского района от 07.07.2022 № 573-п утверждено названное выше заключение (л.д. 29-30).
11.08.2022 за №7-01-1112022 прокуратурой Туруханского района в адрес администрации Туруханского района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 34-35). Указанное представление рассмотрено 12.09.2022 г., ответ направлен за №01-29/7641, из которого следует, что финансирование на проведение ремонтных работ жилого помещения по адресу: Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес> не было запланировано на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы, поскольку администрацией Туруханского района в приоритетном порядке исполняются обязательства в отношении капитального ремонта жилых домов, находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии. При этом, проведение капитального ремонта вышеуказанного жилого помещения будет учтено при планировании бюджета района на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов при наличии необходимого бюджетного финансирования (л.д.36-38).
Как следует из ответа Управления ЖКХ и строительства администрации Туруханского района от 21.07.2022г. №832, при проведении капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, необходимо провести следующий перечень работ: ремонт ограждающих конструкций стен; ремонт фундаментов; ремонт печи; ремонт перекрытий; ремонт конструкций кровли с заменой покрытия; замена заполнений оконных и дверных проемов; внутренняя и наружная отделка помещений (л.д. 21-22).
Согласно информации представленной администрацией Туруханского района от 17.10.2022г., в жилом помещении, расположенном по адресу: Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, для осуществления капитального ремонта необходимо выполнить ремонт следующих конструкций и систем: фундамента; стен; кровли; перекрытий; дверей, или их замена; полов (с утеплением(; окон, или замена; системы отопления; печи; электрики; выполнение сопутствующих работ, неразрывно связанных с выполняемыми работами (л.д.24-25).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что без проведения мероприятий по капитальному ремонту, безопасная эксплуатация жилого помещения и сохранность имущества жильца не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан.
В связи с заявленными требованиями о возложении обязанности на орган местного самоуправления по проведению капитального ремонта, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт нахождения дома в состоянии, требующем капитального ремонта, объем ремонта.
Разрешая исковые требования прокурора Туруханского района о возложении на администрацию Туруханского района обязанности проведения капитального ремонта жилого помещения, суд исходит из того, что данная обязанность, возникшая у наймодателя и не исполненная им, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта.
Суд, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта для восстановления эксплуатационных характеристик жилого помещения, от выполнения которого длительное время уклоняется ответчик.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено бездействие органа местного самоуправления в части не проведения с июля 2022 года капитального ремонта жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в связи, с чем суд полагает необходимым обязать ответчика в лице администрации Туруханского района, как собственника рассматриваемого жилого помещения, провести такой ремонт.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о проведении капитального ремонта в занимаемой Шабаевой М.К. квартире обоснованы, так как указанная квартира находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья, проживающих в ней граждан, и без проведения капитального ремонта ее дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения невозможна. При этом, исходя из вышеприведенных положений закона и условий договора, суд считает необходимым возложить исполнение указанной обязанности на администрацию района, как собственника жилого помещения, обязанного осуществить капитальный ремонт.
Соблюдая справедливый баланс интересов прав и законных интересов истца Шабаевой М.К. и ответчика – администрации Туруханского района, суд считает, что исполнение решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности.
Принимая во внимание необходимость предоставления времени для оформления документации, расчета сметы, объявления торгов, завоза строительных материалов, проведения ремонтных работ, суд считает, что срок проведения капитального ремонта, не позднее31.10.2024 года, будет адекватным, соразмерным и справедливым.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора действующего в интересах Шабаевой М.К., к администрации Туруханского района о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах Шабаевой Марии Константиновны к администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Туруханского района в срок не позднее 31.12.2023 года, разработать локальный-сметный расчет и определить виды и стоимость работ для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>
Обязать администрацию Туруханского района, в срок не позднее 31.10.2024 года, организовать проведение капитального ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. <адрес>, в ходе проведения которого устранить в том числе дефекты, указанные в заключении межведомственной комиссией от 07.07.2022 №357 и в ответе управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района от 21.07.2022 №832, а именно произвести: ремонт ограждающих конструкций стен; ремонт фундаментов; ремонт печи; ремонт перекрытий; ремонт конструкций кровли с заменой покрытия; замена заполнения оконных и дверных проемов; внутренняя и наружная отделка помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Житникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2023.