Дело № 5-621/2021
76RS0013-01-2021-000813-98
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 мая 2021 года г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Альштадт С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Соловьева Сергея Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
18.03.2021 года Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что Соловьев С.Г., являясь собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечил до начала проведения строительных работ проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении указанного земельного участка, чем нарушил требования статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктов 11.1, 11.3 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 года № 559.
В судебное заседание Соловьев С.Г. не явился.
Защитник Соловьев Г.Г. в судебном заседании пояснил, что в действиях Соловьева С.Г. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку на момент приобретения земельного участка по адресу: <адрес>, на земельном участке уже находился фундамент жилого дома, какие-либо земляные работы Соловьевым Г.Г. не проводились, новый котлован не создавался, был изменен только частично фундамент жилого дома после получения разрешения на строительство, в связи с чем проведение государственной историко-культурной экспертизы не требовалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 указанного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
В соответствии с пунктом 56 статьи 26 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона.
В силу абз.3 ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объектами государственной историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Из п. 9 ст. 28 Закона государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 указанного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного закона.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
В связи с обращением Совета Рыбинского городского отделения ВООПИиК Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области организована проверка по факту проведения строительных работ на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>. При осмотре 09.12.2020 года установлено, что на участке выкопан котлован площадью 20х10м и глубиной до 3 м, в котловане устроен ленточный фундамент, на котором возводится цокольный этаж. На момент осмотра на участке проводились строительные работы. 03.02.2021 года при осмотре земельного участка установлено, что строительство продолжается, достроены стены цокольного этажа, уложены межэтажные перекрытия (железобетонные плиты). На момент осмотра проводились строительные работы. По результатам осмотра составлены акты.
Территория, на которой находится земельный участок с кадастровым №, археологическому обследованию не подвергалсь, границы территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объектов археологического наследия, не утверждены.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, является Соловьев Сергей Геннадьевич.
Соловьев С.Г., получив 22 июля 2020 года уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, до начала земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, не обеспечил проведение историко-культурной экспертизы, проектную документацию на согласование в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области не представил, чем нарушил требования статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктов 11.1, 11.3 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 года № 569.
Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи влечет административную ответственность по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вина Соловьева С.Г. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актами осмотра от 09.12.2020 года, 03.02.2021 года, обращением Совета Рыбинского городского отделения ВООПИиК, письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск от 29.12.2020 года, постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 11.12.2017 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, уведомлением от 22.07.2020 года №.
C доводами защитника Соловьева С.Г. суд не соглашается.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство- это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка.
Согласно частей 4, 7 ст. 36 Гр. кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Положения статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указывают на необходимость проведения до начала строительных работ государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, в отношении которого отсутствуют сведения об объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия.
Письмом от 03.08.2017 N 236-01.1-39-08 Министерством культуры Российской Федерации направлен для использования в работе механизм взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия.
В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на территории застраиваемого земельного участка, застройщик организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.
После проведения государственной историко-культурной экспертизы и представления акта государственной историко-культурной экспертизы в региональный орган охраны объектов культурного наследия, выдается заключение об отсутствии объектов археологического наследия на данном участке и согласовываются проведение работ либо в случае обнаружения объектов археологического наследия согласовывается раздел проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
Из материалов дела усматривается, что первоначально Соловьевым С.Г. по договору купли-продажи от 01.04.2014 года приобретен земельный участок площадью 560 кв.м. с кадастровым № и жилой дом частично в разрушенном состоянии по адресу: <адрес>.
Впоследствии согласно договору купли-продажи № от 05.08.2019 года заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск и Соловьевым С.Г., последним приобретен смежный земельный участок площадью 659 кв.м. с кадастровым №, по адресу: <адрес>.
Представленные договора купли-продажи не содержат сведений о наличии на земельных участков незавершенного строительством объекта (фундамента), то есть доказательств того, что на земельном участке ранее производились земляные и строительные работы, вместе с тем, указано, что земельный участок расположен в охранной зоне культурного слоя (зона археологических исследований), а также установлены обязанности покупателя по обеспечению проведения и финансирования историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки.
Соловьевым С.Г. решением от 18.11.2019 года земельные участки с кадастровыми номерами № и № объединены в единый земельный участок площадью 1219 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес>. Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке получено Соловьевым С.Г. 22.07.2020 года. Строительство нового объекта – жилого дома на объединенном земельном участке с кадастровым №, находящегося в охранной зоне культурного слоя (зоне археологических исследований) начато Соловьевым С.Г. без проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, то есть в нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность и смягчающим административную ответственность судом не установлено.
При определении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности Соловьева С.Г., а также совершение административного правонарушения впервые.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о личности Соловьева С.Г., отсутствия по делу отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые, судья приходит к выводу, что наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера в сумме 7500 руб.
Руководствуясь ч.2 ст.6.3, ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Соловьева Сергея Геннадьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: <данные изъяты>.
Согласно ст.32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
Неуплата штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Альштадт С.Н.